Подготовить вопросы для интервью со Светой Островской очень просто. Кажется, она успела попробовать себя в самых интересных профессиях: стилист, продюсер съёмок, редактор новостей на радио, коллажист, PR-щик, преподаватель. Сложнее выключить диктофон и сказать: «У нас есть», потому что слушать Свету можно часами. Магии добавляет и то, что встреча проходит в арт-галерее и сопровождается смехом, звоном чашек, наполненных вкуснейшим зелёным чаем, а рядом лежит чёрно-белый кот, дающий явно понять, что только хозяйка имеет право его гладить. В интервью вы прочитаете о развитии, как главной ценности в жизни, технике визуального исследовании, а также работе со смыслами при помощи техники коллажа, и гарантировано захотите познакомиться со Светой Островской лично.

Света Островская

SI: Расскажите о вашей первой серьёзной работе?

Света: Думаю, что первая работа, которая очень сильно повлияла на меня и мои взгляды на мир — работа на радио. Два года я была редактором городских новостей на Radio MIX /Днепропетровск/. Задача была простой: каждый час находить 3-5 главных новостей города и готовить их к эфиру. Первое время я рыдала, потому что меня «посылали» абсолютно все: от пожарников до службы мэрии. Очень многому меня тогда научила Наталья Березовская, глава информационной службы радио. В какой-то из моментов моего отчаяния она поинтересовалась, не хочу ли я познакомиться с теми, кто так жестко меня игнорирует. Этот случай позволил мне понять, что умение коммуницировать с людьми — ключевая вещь в жизни.

SI: Почему вы ушли с радио?

Светлана: Приняла это решение, осознав, что могу сделать 3 новости за 10 минут по телефону. Мне стало не интересно. Понимаете, когда человеку становится скучно на работе, он начинает — при определенной дозе протеста в крови — нехорошо шалить. Я, например, могла предложить для утреннего эфира информацию «Сколько стоит похоронить человека?». И поставить в конце композицию Malcolm McLaren, посвященную кладбищу Père Lachaise. Тогда я могла позволить себе так панковать, мне казалось — это весело… Сейчас я отношусь к этому, как к выходке подростка (улыбается).

SI: А возникало ли желание поработать ведущим на радио и какое радио вы слушаете?

Света: Оно, кстати, возникло сейчас. Есть интересная мысль, что когда тебе около 20-ти лет, вряд ли ты можешь быть хорошим фотографом: тебе пока нечего сказать миру. Мне кажется, что мой уровень развития на данный момент позволил бы делать интересные интервью.

Я слушаю радио Аристократы, Old Fashioned Radio и конкретно — передачу Любы Гетманской «Опыт любви».

SI: Вам интересен именно формат интервью или попробовали бы себя, скажем, в развлекательном шоу?

Света: Именно интервью. Быть комиком и клоуном мне нравится только в компании друзей. Мне часто говорят: «Когда тебя нет, дни рождения и праздники проходят по-другому».

Люди — это самое интересное. Работа в фотостудии развила этот интерес: ведь хороший портрет проявляет в человеке качества, которые, возможно, большая часть людей не замечает, но сам он о них знает. Я начинаю наблюдать за человеком с того момента, как он входит в дверь: некоторые ныряют в пространство, другие — «вкрадываются» одним плечом, третьи появляются так, будто они здесь уже давно были. То как человек сидит, закуривает сигарету, пьёт чай — эти мелочи иногда говорят о нём больше, чем всё то, что он произносит вслух.

Света Островская

SI: Что произошло после вашего ухода с радио?

Света: Достаточно долго я занималась маркетингом и PR, но в какой-то момент меня начало угнетать, что я ничего не создаю сама. А когда количество людей, которые стали обращаться ко мне за советами относительно стиля, — превысило минимум, на который я сама не обращала внимание, задумалась о том, что пора что-то менять.

Недавно я смотрела интервью с Дипаком Чопра, персональным коучером Барбары Стрейзанд и Майкла Джексона. Он говорит о том, что все люди реализуют в своей жизни сказки, которые они любили в детстве. Среди моих любимых сказок «Ослиная шкура» Шарля Перро — своего рода вариация «Золушки» и словацкая сказка «Чернокнижник», в которой ученик мага в какой-то момент осознает, что его учитель конкурирует с ним, но в конце ученик, конечно же, побеждает.

Что касается первой сказки, я занимаюсь консультированием относительно персонального стиля, формированием гардероба, стилизацией съёмки. Мне нравится момент трансформации человека — это то, что я умею, и я испытываю настоящее счастье, когда вижу глаза человека, с которым работаю.

В отношении второй сказки: коммуникация с людьми, отношение к ним — это и есть магия.

SI: Где именно вы нашли себя после ухода из сферы маркетинга?

Света: Я полгода занималась только собой и, откровенно говоря, у меня была жуткая депрессия. Я ходила в бассейн, учила языки, но чувствовала себя «никак» и совершенно не понимала, чем хочу заниматься. Мне всегда нравилась мода, я собирала и читала русский L`Officiel и в одном из них увидела новость о старте образовательной программы «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды». Это была программа Fashion Institute of Technologies /New York/, которую адаптировали под наши реалии и преподавали в Государственном Университете — Высшая Школа Экономики в Москве. Решение поехать туда было принято за 3 секунды. Так я уехала на год, училась по вечерам, днем работала у русского дизайнера Ольги Комиссаровой. Я отвечала за визуальный мерчандайзинг шоу-рума и оптовые продажи этого бренда по России. Откровенно говоря, я вообще не понимаю сейчас, как я делала план: продавать одежду из льна в Москве при минус 20 — задача не самая простая (улыбается).

Когда я вернулась в Киев, мужчина, с которым я тогда была, открыл фотостудию, и я решила , что могу быть стилистом и арт-директором. Это было совершенное счастье. Я чувствовала себя немного богом, потому что придумывала идеи и реализовывала их уже через несколько дней.

Света Островская

SI: По вашему мнению, работать с любимым человеком проще или сложнее, ведь ты знаешь все его сильные и слабые стороны?

Света: Я не представляю себя без творчества, это — мой приоритет. Если я считаю, что так будет лучше для идеи, то настаиваю до последнего. Например, я видела, что человек на портретах всегда одинаков: скажем, манерничает — могла предложить вылить на него внезапно стакан воды — результат того стоил. Я понимаю, что это может резко и стрессово нарушать границы человека, но я пытаюсь до съемки настроить его, а после съемки — сгладить полученный дискомфорт. Мне это удается.

Возвращаясь к вашему вопросу, фундамент хороших отношений – уважение, и если оно есть, ты никогда не будешь манипулировать. Это тупик. И потом, насилие над волей другого человека всегда возвращается к тебе, по закону бумеранга. Я живой человек, пробовала так много раз. Мои бумеранги ко мне вернулись. Больше не хочу (улыбается).

SI: А что могло заставить вас отказаться снимать человека?

Света: За 7 лет работы в фотостудии я отказалась работать с человеком 1 раз, когда девушка игнорировала абсолютно всю съёмочную команду. В ее поведении уважение к таланту других людей отсутствовало как таковое. Мне это показалось любопытным. Я спросила, кто ее снимает и сколько лет? Получив ответ, отказалась работать. Это прозвучало очень жёстко, но я объяснила: «Понимаете, вы — счастливый человек. Вы нашли своего фотографа, и что бы мы ни сделали, вы будете недовольны, поэтому мы не будем вас снимать». Я уверена: мы бы сделали хороший портрет, но в её голове была конкретная установка, совершенно точно она не была готова к экспериментам.

SI: Какие проекты вам запомнились больше всего?

Света: Наверное, для Jaguar. Я обожаю этот бренд и, видимо наколдовала эту съемку (улыбается). Ситуация была интересной: бюджет на съемку не предполагал бюджет на одежду, пришлось «выкручиваться» любыми возможными способами. Съемка получилась не глянцевой, но человечной и теплой.

SI: Как опыт прошлых видов деятельности помогал вам в работе на съёмках?

Света: Опыт работы в маркетинге позволил мне чётче понимать, чего хочет клиент, а опыт работы на радио – находить общий язык с абсолютно разными людьми.

Светлана Островская

SI: Почему вы перестали работать в фотостудии?

Света: Наступило время IPhone, Instagram и выросло поколение мальчиков, которые фотографировали за 15-30 долларов. Мы же привыкли работать в манере, которую сейчас называют «олдскул», а это долго, дорого и громоздко, поэтому стало никому не нужно. На тот момент я также рассталась с мужчиной, с которым работала в студии, и начала поиск чего-то нового для себя. Тут я и вспомнила, что мне всегда была интересна мода, и что мои наблюдения и увлечённость ею как историей, а не сиюминутным явлением, были бы интересны большому количеству людей.

Тогда я подготовила мастер-класс «История моды ХХ века», и так как мне всегда была любопытна связь моды с политикой, экономикой, кино, я рассказывала о том, что абсолютным шиком считалось пошить женское бельё из парашютного шёлка, конкретнее — из парашюта сбитого немца; как в США возобновление производства помады решалось на уровне Министерства внутренних дел, потому что именно внешним видом женщины могли поддержать мужчин во время войны; как копирование причёски Вероники Лейк запретило Министерство обороны, так как оно привело к травмам и многое другое.

SI: Вы сами посещаете обучающие программы?

Света: Да, для меня одни из главных ценностей в жизни – развитие и творчество. Если есть развитие, ко всему, что ты делаешь, будешь подходить творчески. Я трачу порядка 2-3 часов ежедневно на самообразование: изучаю периодику, провожу визуальные исследования, ищу связи. Это по сути то, чем занимаются трендвотчеры.

Также посещаю мастер-классы, чтобы посмотреть как различные связи находят другие лекторы. Среди тех, кто не перестаёт меня вдохновлять — Варвара Перекрест и Настя Самойленко.

Но самое интересное, как мне кажется, это уметь думать интересно. Именно эта способность открывает множество возможностей.

SI: Расскажите как вы начали создавать коллажи.

Света: Спонтанно. Часто дарила друзьям. Не относилась к этому серьезно достаточно долго. Коллаж — эта та техника, которая позволяет посмотреть на привычные вещи по-другому. Сейчас я также понимаю, что любой коллажист работает со смыслами. Поэтому коллажистов не так много (улыбается).

SI: Для вас важно, чтобы эти смыслы были понятны каждому?

Света: Для меня важно, чтобы мои работы были интересны людям в любой точке мира. Когда-то галерея из Дубаи заказала мне серию коллажей о Киеве. Я на месяц закрылась в квартире и начала работать. Понимая, что у каждого человека в Киеве есть свои любимые места, и угадать их просто невозможно, я решила представить себя британцем, который проводит 3 дня в Киеве – городе, о котором он ничего не знает, и с которым его ничего не связывает. Когда я рассказывала об этом на выставке, люди начали аплодировать, а самым популярным отзывом был: «Это неожиданно, но интересно».

киев4

киев2

киев3

Также была необычная работа «Украинские пословицы» для проекта Garage Gang. Во-первых, практически никто не знает украинские пословицы, во-вторых – это квинтэссенция мудрости. Наша задача была подать их как украинские, не привнося этнику. Мы подумали, что даже если нам удастся перевести пословицы на китайский и найти аналог в их культуре, важно, чтобы люди смотрели на коллажи, и им было интересно их разглядывать. Как мне кажется, нам это удалось.

sveta ostrovskaya

sveta ostrovskaya

sveta ostrovskaya

SI: Важно ли для вас мнение незнакомых людей касательно вашего творчества?

Света: Нет. Если я начну думать по-другому, у меня перестанет получаться и пропадёт желание творить в принципе.

SI: Как происходит процесс создания коллажей?

Света: Когда у меня есть конкретная задача, коммерческий проект – я изучаю очень большое количество информации. Для этого я закрываюсь и работаю в тишине, если совсем не получается – работаю ночью.

Я не люблю ассоциации первого уровня, скажем такие: «2 яблока — женская грудь». Это не интересно и вторично. Сначала хожу и думаю — что я хочу сказать, потом — как визуально я собираюсь это решить. Какие материалы использовать — пастель, тушь, разбитое стекло…

Этот этап может занять и два дня, и две недели. Потом я просто вижу готовые коллажи у себя в голове, как слайд-шоу, затем — просто делаю (улыбается).

SI: Есть ли ещё какие-то роли, в которых вы бы хотели себя попробовать?

Света: Виджеинг. Абстрактно мне интересен дизайн ювелирных изделий, так как коллаж – это формат 2d, а мне интересен переход от плоскости к объёму.

Также я планирую продолжать занятия тайцзы-цюань, мне интересны вокальные практики и танец, как ещё большая степень свободы.

SI: У вас не возникало желание переехать куда-то и сменить род деятельности?

Света: Мой брат, который занимается йогой, однажды сказал, что путешествие – это рай для дураков. Человек, который думает, что сменив территорию, обретёт что-то большее – обманывает сам себя. Безусловно, среда оказывает колоссальное влияние, и мне было бы интересно поработать в Италии с муранским стеклом или в Марокко с керамикой, текстилем или преподавать искусство создания коллажа в Шанхае. Но я давно перестала для себя ставить задачу куда-то уехать для того, чтобы… Прийти к этому мне помогло также занятие тайцзы-цюань, где главный принцип: ты находишься в гармонии и балансе где бы ты ни был, нет конфликта ни со средой, ни с собой. Когда ты в таком состоянии, вся реальность для тебя – океан безграничных возможностей. Ещё одно из моих последних открытий – стоит развивать свои природные способности и не пытаться себя дополнить чем-то, что тебе не близко или не свойственно. Я очень люблю Киев и Украину и именно здесь сейчас — огромное количество возможностей. Возможно, я идеализирую момент (улыбается).

Света Островская

SI: А с кем бы вы хотели познакомиться?

Света: Я могу пофантазировать? Знаете, у меня есть любимый коктейль в Biancoro — «Нелегальная блондинка», рецептура ДеГроффа. Так вот, была бы рада выпить его в компании Марлен Дитрих, Лени Рифеншталь и Марины Абрамович.

SI: Что вы цените в людях больше всего?

Света: Страсть к жизни, чувство юмора, умение концентрироваться, открытость и нестандартный взгляд на мир. Легкость.

Автор статьи: Катерина Капцова

Фотограф: Анна Некрасова

Макияж: Анна Нилогова

Одежда: Atelier i-ma

Украшение: TASHA ORO

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии