Испанский масс-маркет Zara, как и многие другие демократичные марки, регулярно оказывается в центре скандалов. Учитывая скорость поступления новой одежды в магазины, массмаркетам очень сложно создавать трендовые, но в то же время уникальные коллекции. Демократичные бренды постоянно ускоряют производственные процессы и пользуются специальной аналитикой, чтобы в кратчайшие сроки воссоздать самые востребованные вещи сезона. Не удивительно, что иногда залогом успешных продаж бюджетных коллекций является копирование силуэтов, принтов и других деталей дизайнерской одежды, которая больше всего понравилась публике на показах. Но зачастую в погоне за новыми трендами, массмаркеты переходят границы «заимствования» идей и оказываются обвиненными в скандалах по поводу плагиата.

Zara скандал

Zara скандал

В случаях с крупными люксовыми брендами от копирования идей практически нет пострадавших, так как они работают на другой сегмент рынка и их клиенты не станут выбирать между оригиналом и подделкой из масс-маркета. Многие известные дизайнеры наоборот радуются наличию фэйков, так как считают это признаком качества и того, что вещи на самом деле интересные.

Но с молодыми иллюстраторами, блогерами и дизайнерами ситуация абсолютно другая. Они могут претендовать на возмещение ущерба только в том случае, если делом заинтересуется пресса, в то время как огромные компании зарабатывают на их творчестве. В последнее время испанская компания Inditex, которая владеет такими брендами, как Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear и другие, регулярно обвиняется в нарушении авторских прав. В 2011 году молодые модные блогеры Мишель К и Луиза Эбель обвинили компанию в использовании их снимков в качестве принтов на футболках без разрешения. Тогда компания объявила, что дизайн был заказан у другой компании, а вещи с незаконными принтами были изъяты из магазинов.

Zara скандал

В этом году скандал с плагиатом Zara стал особенно крупным, благодаря широкому распространению в социальных сетях. Первой заметила кражу своих работ дизайнер из Лос-Анджелеса Тьюсдей Бассен. «Я молчала об этом до этих пор. Весь прошлый год Zara копировала мою работу. Мой юрист связался с Zara, и они буквально ответили, что у меня нет оснований, так как я независимый художник, а они крупная корпорация, и что обо мне знают слишком мало людей». Несмотря на то, что Тьюздей Бассен достаточно известна благодаря сотрудничеству с Nike, Adidas, Nasty Gal и Urban Outfiters, с юридической точки зрения она — независимый иллюстратор, и ее слова имеют незначительный вес. После того, как информация попала в СМИ, художник Адам Джей Кертц, работы которого также были украдены массмаркетом, создал сайт ShopArtTheft, где были собраны работы других дизайнеров, украденных брендом Zara.

Zara скандал

Zara скандал

Кроме этого, недавно испанский бренд снова попал в центр скандала из-за плагиата дизайна босоножек Ауроры Джеймс — дизайнера бренда Brother Vellies, который в прошлом году выиграл призовой фонд конкурса в сфере модной индустрии CFDA. Декорированные мехом босоножки являются визитной карточкой молодого бренда, а копия от Zara является идентичной с ними, за исключением материалов.

Zara скандал

Zara скандал

Заимствование и копирование эксклюзивных идей массмаркетами уже давно никого не удивляет, а многие известные дизайнеры стали относится к этому абсолютно спокойно. Но в случае с молодыми брендами, которые только начинают свой путь в модной индустрии, такое заимствование может стать фатальным, так как копия от массмаркета стоит в разы дешевле оригинала.

Автор статьи: Вика Ежевика

Комментарии