Молодёжь – двигатель искусства! Искусство – двигатель культуры! Молодёжь в искусстве – двигатель прогресса!

В последнее время имя Параджанова снова вспомнили и активно начали популяризировать его творчество в развитии культуры. Взять, к примеру, колоссальный проект по возрождению культурной памяти и идентификации «Тени забытых предков», кураторами которого выступили кинокритик Андрей Алферов и галерист Павел Гудимов, или же Фестиваль Параджанова на Левандовке, что проходил в августе 2016 во Львове. Но еще раньше, в августе 2012, во Львове по инициативе организаторов VII Международного фестиваля независимого кино «КиноЛев» и трактира «Mons Pius» было названо переулок соединяющий улицы Леси Украинки и Армянскую именем Сергея Параджанова. А уже с 2015 там появился небольшой объект public art*, а точнее — настенный уличный стикер с портретом выдающегося режиссера. Именно стикеры как альтернатива граффити начали активно распространяться с начала 2000-х годов и часто появлялись в крупных городах, поскольку для стрит-художников они представляют собой очень удобный инструмент: на их подготовку требуется больше времени в мастерской, но зато, когда дело доходит до собственно нанесения рисунка, временные затраты почти равны нулю.

4BjvDfPYXJw

Автором арт-объекта стал молодой львовский графический дизайнер Сергей Федыняк (Fe). Его увлечение искусством началось еще с ранних лет в Калуше (Ивано-Франковская область), а именно в театре. Сергей хотел быть театральным критиком, но по стечению обстоятельств закончил кафедру реставрации архитектурных комплексов во Львовской политехнике. Именно здесь, не имея навыков рисования, он начал практиковаться. Постепенно увлекся поп-артом и делал работы на заказ, углубляясь в технику. Первые его работы public art в виде стикеров можна было увидеть в его родном городе. Их сложно назвать искусством, поскольку они не были полноценно артовыми, но и не являлись вандализмом. Это были веселые наклейки, идея которых появилась в результате просмотра фильма «Выход через сувенирную лавку», и которые он вместе с другом расклеивал по городу. Нокоторые из них до сих пор сохранились.

u08EZW_DPOk

Идея проекта «Портреты Шестидесятников» возникла во время Революции’14. Сперва это было просто желание сделать серию портретов представителей “шестидесятницкого” движения**, и это должны были быть просто стикеры и постеры. В серию входят портреты Лины Костенко, Василия Симоненко, Василия Стуса, Ивана Дзюбы, Сергея Параджанова. Но тема оказалась достаточно обширной, чтобы не останавливаться и продолжать работать с ней.

Суть концепции: показать с другой стороны представителей 60-х, потому что обычно их представляют как мэтров. Серия открывает их по-новому, в современных образах, свойственных поп-арту. Художественное направление возникшее в 50-60-е годы, суть которого была показать предметы массовой культуры с иной стороны, наилучшим образом подходит по стилю именно для портретируемых представителей культурной интеллигенции Украины, ведь все происходило в одно и то же время. Изображения представляют нам их молодыми, стильными, современными, живыми и не статичными, ведь большинство занималось творческой деятельностью именно в молодые годы. Каждый успел себя проявить в провокативной и достаточно интенсивной деятельности именно до 30 лет. В 60-х их движение было крайне важным, ведь во главе была молодежь. Так происходит и сейчас — именно молодые люди пытаются что-то менять, они активны и амбициозны.

Шестидесятники

На данный момент портрет Параджанова удостоился украсить один из переулков Львова и стал интересной туристической точкой, не разрушая композитной целостности со старинной архитектурной средой Армянского дворика. По началу стикер отклеивался из-за погоды, но доброжелатели все время поддерживают его в хорошем состоянии и на «своем месте». Чтобы продолжить стрит-арт деятельность, Сергею нужны действительно стоящие идеи, которые будут не только декоративным украшением улиц, но и решением некой проблематики, как личной, так и общекультурной.

*Public art — вид современного искусства, представленный в общественных местах и ​​рассчитанный на неподготовленного зрителя. Включает в себя такие элементы, как архитектура, оформление остановок наземного и подземного транспорта, памятники и монументы, граффити, освещение, танцы, уличный театр, ландшафтный дизайн. Первым, кто использовал наклейки в качестве средства информации, были политические активисты, часто крайних левых взглядов. Плакаты и стикеры позволяли проще подходить к массам. Это происходило в начале 2000-х годов. С конца десятилетия фанаты различных футбольных клубов ведут войну за известность с помощью наклеек на улицах городов, в котором играют или тренируются спортсмены. Есть теория, что стикеры стали частью граффити культуры, когда райтеры решили использовать наклейки «Hello my name is», первоначально использовавшиеся для представления на различных конференциях в США как очередной способ рассказать о себе — они рисовали на них рисунки и расклеивала по городу. Сейчас стикер-арт перешел уже от контркультуры к мейнстриму. Чтобы узнать больше об этом событии, придется вернутся к Шепарду Фейри (Obey), так как он был одним из основателей стикер-арта в США. «Гигант» стал распространятся вирусным способом еще до появления вирусной маркетинговой интернет-стратегии. Работы наглядно демонстрируют эволюцию стикер-арта в целом.

guy2

**Шестидесятники — название нового поколения советской и украинской национальной интеллигенции, которая вошла в культуру и политику в СССР во второй половине 1950-х, в период временного ослабления большевистского тоталитаризма и хрущевской «оттепели». Шестидесятники выступали в защиту национального языка и культуры, свободы художественного творчества. Основу движения шестидесятников составили писатели Иван Драч, Николай Винграновский, Василий Симоненко, Лина Костенко, Евген Гуцало, художники Алла Горская, Виктор Зарецкий, режиссер Лесь Танюк, кинорежиссеры Сергей Параджанов, Юрий Ильенко, переводчики Григорий Кочур, Николай Лукаш.

1299917609409802

Шестидесятники противопоставляли себя официальному догматизму, исповедовали свободу творческого самовыражения, культурный плюрализм, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Шестидесятники развили активную культурную деятельность, которая выходила за пределы официоза: устраивали неформальные литературные чтения и художественные выставки, вечера памяти репрессированных художников, ставили умалчиваемые театральные пьесы. С появлением шестидесятников остро встала проблема «отцов и детей» в литературе. Молодая генерация забросала «литературным родителям» ответственность за сталинские преступления, приспособленчество к деспотического режима, творческую импотенцию. Украинские художники-шестидесятники своими произведениями и активной общественной деятельностью пытались возрождать национальное сознание, боролись за сохранение укр. языка и культуры. В своих произведениях пытались говорить о реальных проблемах жизни, больные вопросы, умалчиваемые во времена сталинизма и которые волновали тогдашнее укр. общество. Нач. 1960 г. действовали клубы творческой молодежи — киевский «Спутник» и львовский «Подснежник», которые стали центрами общественной деятельности шестидесятников. В клубах проходили литературные встречи, вечера памяти, театральные постановки, где молодые художники формировали свое мировоззрение и миропонимание своих слушателей и читателей. С середины 1960-х шестидесятники начали формирование политической оппозиции коммунистическому режиму и вскоре стали активными участниками диссидентского движения в Украине, в частности как члены Украинского Хельсинского группы.

Автор статьи: Юлия Степанюк

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии