В 1936 году в Париже проходила легендарная Всемирная выставка, где каждая страна стремилась показать свои ярчайшие таланты. Для испанцев, конечно, не было лучшего варианта, чем выставить кандидатуру блистательного Пабло Пикассо, который даже свои картины подписывал словами «Я – Король».

Герника

Однажды республиканское правительство обратилось к художнику с просьбой создать полотно для Испанского павильона. Само собой, Пикассо не мог отказаться от подобной чести, но поскольку художник всегда считал обязательства перед кем-то обременительными, он тянул до последнего момента. Тогда, в 1936 году случилось то, чего с ужасом ожидали все — в Испании разразилась гражданская война между республиканцами и франкистами. Последовала череда трагических событий, которые потрясли мир Пикассо. Особенно болезненными для художника оказались переживания от увиденного им сообщения в газете «Се Суар», выпускаемой его другом и писателем Луи Арагоном, о бомбардировке маленького баскского городка Герника 26 апреля 1937 года. После налёта немецкой и итальянской авиации город был разрушен на 70%, а больше полутора тысяч жителей погибло. Подобная катастрофа стала катализатором творческого безумия Пабло Пикассо, что в свою очередь привело к появлению одного из величайших шедевров ХХ века.

Герника

В первый же день после ужасной новости Пикассо стал неприрывно работать над новым полотном под названием «Герника», которое удалось завершить всего за месяц и представить публике на Всемирной выставке. Это, пожалуй, был единственный раз, когда он позволил посетителям наблюдать за своей работой. Кроме Доры Маар, которая на тот момент был его спутницей, в студию часто захаживали Поль Элюар, Хосе Бергман, Морис Рейналь, которые не упускали возможность прокомментировать результаты работы мастера. Кстати, именно Дора запечатлела в 6-ти снимках этапы работы над картиной, которые раскрыли миру правдивую историю её создания.

Герника

С самого начала смысловым центром полотна стала электрическая лампа, центральную часть которой Пикассо изобразил в форме бычьего глаза — своеобразный источник света и надежды в этом мрачном царстве разрушения. К слову, этот элемент остался чуть ли не единственным сохранённым элементом первоначального замысла. Недалеко от лампы, из которой льётся свет, расположились бык, конь и птица. На первом плане была изображена женщина в матроске и простёртый на земле мужчина. В двух углах картины — мать с умершим ребёнком на руках и женщина, воздевающая руки к небу. Позднее у Пикассо спрашивали, были ли изображения животных символическими, но художник, верный себе, давал крайне неоднозначные ответы. Однажды он сказал, что бык – воплощение жестокости, а конь – народа. В другой же раз художник ответил, что оба животных являются жертвенными.

Герника

Любопытно, что несмотря на первоначальную задумку сделать полотно в технике гризайль, художник всё же делал наброски цветными карандашами и вырезал элементы апликации из цветной бумаги. В итоге Пикассо пришёл к выводу, что с введением цветовых элементов эмоциональное впечатление от картины значительно ослабеет. Именно монохромность создавала такой эффект, будто описанная сцена не просто лишена цвета — она потеряла его, когда опустились сумерки катастрофы. Через символы в полотне читается глубокая скорбь по утраченным жизням и отчаяние. Символизм в полотне намеренно обобщён, чтобы избежать любой идентификации с каким бы то ни было политическим течением. Бык и конь представляли, вероятно, Испанию. Конь – страдание, бык – триумф, но всё же оба были жертвами, символизирующими саморазрушение человечества через войну. Это не было изображение лишь одной трагедии, а и всех последующих – бомбардировки Дрездена, взрыв ядерной бомбы над Хиросимой и Нагасаки и многих-многих других.

Герника

Помимо всего прочего, можно заметить, что в полотне присутствует отпечаток многовековой испанской истории, воплощённой в искусстве предшественников Пабло Пикассо. Так, можно заметить заимствования из средневековой каталонской миниатюры XI века, опубликованной за несколько лет до «Герники» другом Пикассо Кристианом Зервосом. Сам сюжет «Герники» во многом был сходным с картиной Ф. Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808», где подобно «Гернике» присутствовал лишь один яркий источник света. Разница между полотнами заключается в том, что лиц палачей у Гойи не было видно, у Пикассо же сама картина была сплошным криком, вобравшим в себя всю боль. К тому же, некоторый символизм в «Гернике» всё таки можно выводить, и от полотна Питера Пауля Рубенса «Ужасы войны»(1638) и фрески Рафаэля из Ватикана, изображающей традиционное представление о Деве Марии с мёртвым Христом на руках.

tumblr_o4fo65v2421teaw28o1_1280

В результате под кистью Пикассо ожило поистине знаковое произведение искусства. Все бесконечные открытия кубизма, чистоту линий периода неоклассицизма и деформации обнажённой натуры поздних периодов — были объединены мастером, чтобы создать этот «памятник разочарованности в иллюзиях, отчаяния и разрушения». И хотя художнику было суждено прожить ещё 40 лет, «Герника» так и осталась его последним величайшим шедевром.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии