После Второй мировой войны человечество перешло в новую фазу существования. Одним из наиболее разрушительных и в тоже время стимулирующих факторов стало использование США ядерной бомбы, когда 6 и 9 августа 1945 года были уничтожены японские города Хиросима и Нагасаки. Конечно, с морально-этической точки зрения это событие стало позором для цивилизованного мира, но была и другая сторона – переход к принципиально новому уровню научно-технической мысли. В то же время, более ярко проявились и религиозные мотивы в западноевропейской и американской жизни.

Особенно глубоко новые тенденции проникли в среду творческой элиты и интеллигенции. Одним из наиболее чутких к трагическим событиями творцов оказался Сальвадор Дали. В силу своих психо-эмоциональных особенностей он довольно остро воспринял эту общечеловескую катастрофу и на фоне специфики своего искусства разработал свой художественный манифест. Это и ознаменовало новый период в его жизни и творчестве, который длился с 1949 по 1966 годы, под названием «ядерный мистицизм».

Дали и атом: на грани науки и религии

«Атомная Леда»

Первые признаки «ядерного мистицизма» появились в работе «Атомная Леда», где он выступил в синтезе с античной мифологией. Так, после приезда из Америки для Дали основной стала тема христианства. Наверное, первой в цикле работ можно считать написанную в 1949 году «Мадонну Порт-Льигата». В ней он попытался приблизиться к эстетическим критериям Ренессанса. В ноябре этого же года он совершил визит в Рим, где на аудиенции у Папы Римского Пия XII презентовал понтифику своё полотно. По словам очевидцев Папа был не слишком впечатлён сходством Богоматери с Галой, ведь церковь на тот момент взяла курс на обновление.

hristos-san-huana-de-la-krus

«Христос Сан хуана де ла Крус»

После этого знаменательного события у Дали родилась идея новой картины – «Христос Сан Хуана де ла Крус», для создания которой он взял за основу рисунок Распятия, создание которого приписывалось самому святому. На огромной картине был изображён Иисус над бухтой Порт-Льигата, вид на которую открывался с терассы дома художника. Позже этот пейзаж неоднократно повторялся на картинах Дали в 50-х гг.

dezintegratsiya-postoyanstva-pamyati

«Дезинтеграция постоянства памяти»

А уже в апреле 1951 года Дали опубликовал «Мистический манифест», в котором провозгласил принцип параноидально-критического мистицизма. Сальвадор был абсолютно уверен в упадке современного искусства, который, по его мнению, был связан со скептицизмом и недостатком веры. Сам параноидально-критический мистицизм, по утверждению мастера, был основан на поразительных успехах современной науки и «метафизической духовности» квантовой механики.

madonna-port-ligata

«Мадонна Порт-Льигата»

Дали говорил, что взрыв атомной бомбы в августе 1945 года отозвался глубоким потрясением в его сознании. И с этого момента атом занял центральное место в мыслях художника. Многие из картин, написанных в тот период, передавали заметное ощущение ужаса, которое охватило художника после известия о взрывах. В этой ситуации увлечение мистицизмом помогло художнику создать новую форму для своих художественных концепций.

Дали и атом: на грани науки и религии

«Атомный крест»

Не смотря на острую критику и отрицательные отзывы, Дали всё же создал несколько настоящих шедевров. Работы каталонца оживляли образы Мадонны, Христа, местных рыбаков их Порт-Льигата и сонмы ангелов. Один из них в образе Галы появился на картине «Ангел из Порт-Льигата»(1956). Галу он изобразил также и на полотне «Святая Елена Порт-Льигата» (1956). В картинах мистико-ядерного цикла было несколько работ, в которых безраздельно главенствовал атом: «Дезинтеграция постоянства памяти» (1952-1954), «Ультрамариново-корпускулярное Вознесение» (1952-1953), «Ядерный крест» (1952).

svyataya-elena-port-ligata

«Святая-Елена-Порт-Льигата»

С помощью своих полотен Дали пытался показать наличие в атоме христианского и мистического начала. Он считал мир физики более трансцендентным, чем психологию, а квантовую физику – величайшим открытием ХХ века. В целом же, период 50-х годов стал для художника периодом интеллектуального и духовного поиска, который дал ему возможность совместить два противоположных начала – науку и религию.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии