«О! велико было искушение. Но как я избавился от него!» — написал Гюстав Флобер в романе «Искушение Святого Антония», основанном на библейской истории. И не зря этот мастер слова затронул тему искушения, которая зародилась в Средневековье и была столь популярной в искусстве эпохи Ренессанса, а новую жизнь обрела уже в ХХ веке, ведь на протяжении всей истории человечества всем приходилось сталкиваться с искушениями.

Конечно, в основу всех полотен был положен классический библейский сюжет, который красочно повествовал об отшельнической жизни Святого Антония и о его борьбе с соблазнами, которые были своего рода воплощёнными «демонами». В разное время эти сцены из жизни святого виделись в ином свете, ведь в живописи для художника был важен не только его уникальный стиль, но и дух времени, ментальность народа и культурная среда, в которой было сформировано его мировоззрение. Но как же отличалось видение искушения как морально-этической категории и объекта для живописи в разные времена?! Из нескончаемого множества полотен на эту тему можно выделить 7 лучших «Искушений Святого Антония», ведь здесь прослеживается и аналогия с семью смертным грехам, которые напрямую созвучны с этим сюжетом.

Прежде всего, стоит начать с эпохи Возрождения, которая подарила нам великих мастеров религиозной живописи. И здесь нельзя обойти вниманием таких титанов искусства, как Микеланджело Буонаротти и Иероним Босх, которые глубоко погрузились в щепетильную тему искушения, что была одной из доминирующих в религиозном искусстве XV-XVI веков. Но работы этих двоих гениев совершенно отличны друг от друга по духу и стилистике. У Микеланджело картина представляет скорее переход от средневековой живописи к Возрождению, ведь на момент создания работы классические каноны ренессансной живописи ещё не устоялись. На картине нет ещё глубины и объёма, но сам сюжет довольно реалистично и смело повествует о напряжённой борьбе Антония с внутренними демонами. Кроме того, спорным является и авторство Микеланджело относительно «Мученичества Святого Антония», так как во время написания картины в 1477-1478 гг. мастер был ещё в совсем юном возрасте, хотя исторические источники и утверждают, что он действительно сделал рисунок с гравюры немецкого художника ХV века Мартина Шонгауэра.

7 «Искушений святого Антония»

Поистине же выдающейся стала работа зрелого периода творчества Иеронима Босха. Она представляла собой великолепный триптих наполненный детальными живописаниями всех искушений, которые довелось испытать Антонию. Центральная же часть триптиха повествует о победе Святого Антония над монстрами искушений. В присущей ему смелой манере Босх крайне изобретателен в изображении мук ада и всевозможных греховных наслаждений, которые под кистью художника обретают глубокий мистический подтекст. На левой створке триптиха можно увидеть легион демонов, а на правой святой окружён персонификациями разных искушений. В итоге же, несмотря на присутствие Дьявола в человеческом мире, Босх всё же изображает торжество Святого Антония над бесами и его вечное спасение.

Иероним Босх (триптих)(1505-1506)

Пожалуй, предисловием к новому видению жизнеописания Святого Антония стала работа одного из самых дорогостоящих представителей постимпрессионизма Поля Сезанна, который в 1867-1869 гг. создал одну из своих ранних работ – «Искушение Святого Антония». Конечно же, новое направление в живописи диктовало свои правила, и академизму места уже не было. На полотне акцент был сделан на обнажённых женских телах, которые и были главным искушением для Антония по замыслу Сезанна, но в то же время существовали как-то отрешённо от главного действующего лица. Здесь автор, вероятно, и не хотел создавать общей атмосферы напряжения и внутренней борьбы, а всего лишь продемонстрировать пластику женских тел. Таким образом, можно увидеть, что в работе совмещены утрированные черты импрессионизма и фовизма, который на тот момент ещё не вышел на мировую сцену.

7 «Искушений святого Антония»

Стоит заметить, что одним из первопроходцев в теме искушений в ХХ веке стал польский художник, писатель и философ Станислав Виткевич, который в 1921-1922 гг. возродил вновь к жизни полузабытую библейскую историю, уже находясь в течении экспрессионизма и отчасти сюрреализма. После него к этому источнику для искусства припали и многие творцы.

Станислав-Виткевич(1921-1922)

Пожалуй, одними из наиболее ярких были Макс Эрнст, Айвен Олбрайт и непревзойдённый Сальвадор Дали. Каждый из них в своей уникальной манере обратились к этому многострадальному сюжету. Так, Макс Эрнст в характерной ему драматической авангардной манере изобразил на полотне жутких монстров с клыками и клешнями заживо поедающими Святого Антония. Художник, по его собственным словам, стремился передать охватившую его в то момент тревогу, делая отсылки к некоторым мастерам Северного Возрождения.

7 «Искушений святого Антония»

Менее известной, но не менее впечатляющей является картина «Искушение Святого Антония» (1944-1945), принадлежащая руке Айвена Олбрайта. Американский художник крайне нетипично, но очень детально описал на полотне все злоключения Святого Антония вполне в духе магического реализма. Полотно наполнено потусторонним светом и из всех выше упомянутых работ является наиболее реалистичным в своей жуткой наготе.

Семь «Искушений святого Антония»

Кульминацией в живописи, посвящённой мукам Святого Антония, стала работа поистине великого экспериментатора Сальвадора Дали. Картина появилась в 1946 году благодаря конкурсу, который объявил кинопродюсер Альберт Левин. Для его экранизации новеллы Ги де Мопассана «Милый друг» требовался образ искушаемого святого. В самом конкурсе Дали не победил, а «лавровая ветвь» досталась Максу Эрнсту. Но Дали не был бы собой, если бы не создал нечто невероятное в духе сюрреализма. Он с помощью «Искушения Святого Антония» как бы обозначил символическое единение небесного и земного в своей вселенной. Воплотил он свою идею в образах слонов с тонкими длинными ногами, стремящихся к небу, и далианских полубредовых фрейдистских персонажах, которые символизировали скорее чувственность и наслаждение, искушая Святого Антония всеми возможными способами. Это полотно стало для Дали началом эры ядерного мистицизма, когда разум художника всецело занимал синтез науки и религии в контексте живописи.

7 «Искушений святого Антония»

Так или иначе, эти 7 «искушений» являются лишь малой частицей того множества работ представителей разных эпох, разных стилей, разных стран и разных конфессий, которым эта тема была близка в силу её общечеловеческого значения. Каждый видел классический сюжет по своему: кто-то обращал внимание на борьбу Святого Антония с искушением чувственностью и женским телом, а кто-то красочно описывал его муки, совершаемые демонами. Но объединяло их всех то, что на свои полотна они переносили свои собственные страдания и почти суеверный страх за свою судьбу.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии