Марианна Факас мечтала открывать бары, мастерски миксовала коктейли и вполне могла добавить на карту заведений Киева ещё не одно достойное место, но к нашему счастью, случилось иначе. Отучившись в университете на искусствоведа, Марианна организовала в Киеве Ретро Круиз — не просто велопробег, а целый праздник для ценителей английского стиля и тех, кто воспринимает велосипед не как спортивный агрегат, а вид транспорта. Будем честными, фотоотчёты Ретро Круизов интересуют нас не меньше показов Недель моды. В интервью для Styleinsider Марианна рассказала о том, как образование сформировало её как личность, трансоформации велопробега в полноценный фестиваль, особенностях предстоящего Ретро Круиза и планах возрождении культуры посещения кинопремьер.

Марианна Факас

SI: Почему вы выбрали для себя профессию искусствоведа?

Марианна: В моей семье по папиной линии все архитекторы, а по маминой — художники. Так мой выбор профессии пал на нечто среднее – факультет теории и истории искусств.

SI: А почему, всё же, не архитектура или искусство?

Марианна: Я занимаюсь живописью, но, всё-таки, аматорски. У нас есть семейная студия, где бабушка — прекрасный педагог, около 20 лет преподает живопись по собственной, не академической методите, ее ученики пишут потрясающие полотна, а занятия арт-терапией помогают детям-аутистам, где-то между первыми и вторыми — я.

Откровенно говоря, когда с раннего детства вся квартира в красках и холстах, сложно не увлечься живописью. С тех пор как я живу сама, пишу реже, но стараюсь приходить в гости и браться за краски.

SI: Вы выставляете свои работы?

Марианна: Больше рисую в стол. Нельзя быть открытым на все стороны, нужно, что-то оставлять для себя. К тому же, я не вижу себя как художника с большой буквы. Это моё самовыражение и моя прокрастинация, что-то очень личное.

SI: Как на вас повлияло образование в Художественной академии?

Марианна: Оно полностью сформировало меня как личность: я училась заново читать и получать информацию. Вообще не понимаю, зачем я ходила в школу! Думаю, с дочерью мы как-то избежим этой институции. Так вот, из школы я, как и все, вышла без короля в голове — на уме были одни тусовки. Я тогда твёрдо решила, что образование мне уже не нужно, потому что я стану неимоверной бизнесвумен и буду открывать бары. Это было дурное время, когда популярным было выкладывать алкоголь в коктейлях слоями и поджигать самбуку. В свои 16 я это делала не хуже остальных, работая в каких-то безумных барах. Собственно, с этого и началась моя взрослая жизнь. Любовь к кутежу, алкоголю и ко всей этой эстетике у меня осталась и сейчас. Именно поэтому, наверное, многие мои проекты ушли в эту сферу.

SI: Как тогда вы, всё-таки, попали в Художественную академию?

Марианна: К моему большому счастью, меня образумили родители и заставили закончить хотя бы один курс академии. Так я попала туда и увидела, что там тоже прекрасно пьют (улыбается).

Очень рада, что за время учёбы мне удалось познакомиться с лекторами, так сказать, Золотой эпохи, многих из которых уже нет в живых.

Мои знакомства в академии стали первым серьезным кругом общения. Я почувствовала, что эти люди – мои единомышленники. Они меня вдохновляли и продолжают это делать. Многие из моих друзей – творческая элита. Не в элитарном плане, а в том понимании, что они действительно задают Киеву тон и держат его на интеллектуальном плаву.

Ретро Круиз

SI: Что происходило в вашей жизни сразу после окончания академии?

Марианна: К своему сожалению я понимала, что не пойду в эту отрасль в её классическом виде, потому что историк искусства – это исследователь, человек, работающий в кабинете. Это образование — теоретическое и нужно было как-то его подстроить под современные реалии. В целом, из всего выпуска (60–120 человек, окончивших академию за 6 лет моего обучения) только несколько ребят делают что-то по-настоящему крутое в арт-индустрии: среди них Оля Балашова, Лиза Герман — сейчас занимаются кураторстовом, проводят исследования, пишут книги и делают это очень профессионально.

SI: Как вы нашли для себя ответ на вопрос, что же делать после окончания академии ?

Марианна: Лично я половину учебного процесса проработала в рекламных агентствах – сначала моделью, затем кастинг-менеджером. Для меня это стало ещё одним образованием — организаторским. Эта работа показала мне, что не бывает задач, которые нельзя выполнить и вопросов, на которые нельзя ответить.

И если, например, академическое образование дало мне понимание того, что можно черпать любую информацию из первоисточников, то работа в продакшне дала понимание, что есть то, что происходит в сию секунду. Также я научилась общаться с людьми в рабочем процессе.

По сути, для меня такие вот два параллельных образования закончились в единый момент, когда я неожиданно поняла, что стану мамой. Так началась уже другая моя реализация — персональная. Но этот опыт мне очень помог и сейчас моя дочка уже больше мой партнёр по жизни, нежели птенец, который каждую секунду нуждается в моём внимании и заботе. А то, чем я занимаюсь сейчас, является симбиозом тех двух навыков, которые я получила.

SI: А когда в вашей жизни появился Ретро Круиз?

Марианна: Появление в моей жизни Ретро Круиза было связано с несколькими факторами: поездкой в Амстердам, где я поняла, что велосипед можно использовать как основной транспорт и передвигаться на нём с ребёнком; параллельным знакомством с ребятами из панкрок-тусовки в Киеве, которые гоняли на велосипедах, а также неиссякаемая любовь и романтизация образов прошлого, чем одарили меня сотни часов библиотечного чтения в академии.

Так я стала городской сумасшедшей в глазах многих жителей Киева. Я каталась с маленькой дочкой на велосипеде по проезжей части, самостоятельно перенимая опыт европейских мамаш, которые на каблуках, с мобильным телефоном и сумкой наперевес везут ребёнка в садик, а затем так же отправляются на работу. Меня это страшно вдохновило, здорово, что я оказалась не одна такая. Нас образовалось целое комьюнити, мы сдружились, «скатались» и начали делать совместные мероприятия.

Марианна Факас

SI: Почему вы выбрали именно ретро тематику?

Марианна: Если говорить о мероприятии, то «ретро» — не музейный, реликварный образ, а не выходящая из моды классика и стиль. Да, мы на велосипедах, что было актуально как 200 лет назад, так и сейчас. Да, джентельмены участвующие в наших заездах в костюмах «тройках», которые популярны сегодня не менее чем во времена Конан Дойля, посмотрите только на Pitti Immagine Uomo последних лет.

Так что Ретро Круиз это признание в любви к настоящей городской культуре, с танцплощадками в городских парках, воскресными пикниками, девушками и парнями в красивых костюмах. Можно было бы назвать праздник «прогулка на велосипедах с последующим продолжением в красивых образах лучшей жизни из английских и итальянских журналов», но «Ретро Круиз» звучит лаконичнее.

SI: Сколько человек участвовало в первом Ретро Круизе?

Марианна: Порядка ста. Ретро Круиз всегда был теплым, дружественным мероприятием, в котором люди участвовали, чтобы стать другом компании. Так же это происходит и в Лондоне на полуторотысячном Tweed Run. Я была в абсолютном восторге от того, что за 9 часов пробега, ты знакомишься кажется со всеми участниками, в один момент у тебя появляются сотни новых друзей. Для этого и нужны подобные мероприятия.

SI: А как количество участвующих в проекте менялось с каждым годом?

Марианна: Мы доходили до нескольких тысяч участников. Это произошло благодаря тому, что велопробег перерос в полноценный фестиваль. Конечно, немного неловко, что мы попали с Ретро Круизом в череду киевских фестивалей, где любое мероприятие, на котором собрались больше пяти человек, уже фестиваль.

SI: Как произошла эта трансформация велопробега в фестиваль?

Марианна: Среди тех, с кем мы катались на велосипедах, оказались ребята, которые ещё и танцуют, поют, стригут, и на дуде играют (улыбается). Мы поняли что хотим не только кататься, но и устроить концерт, танцплощадку, лекторий. Так костюмированная акция переросла в культурную.

Ретро Круиз

SI: Расскажите больше об организации фестиваля.

Марианна: Когда я предложила делать фестиваль, у меня уже было определённое видение. Мне хотелось провести его не на фестивальных площадках, где есть готовая инфраструктура, а в более закрытых местах. Нам важно было, чтобы все погрузились в определённую эстетику, оторвались от действительности, практически не видели декораций. Так мы провели фестиваль в Ботаническом саду.

Что касается команды-организаторов, она набирается под каждый ивент, но это всегда друзья, очень близкие, идейные люди.

Недавно я посетила несколько лондонских мероприятий в нашей тематике и теперь знаю, как работает этот организационный механизм в его идеальных условиях. Там не увидишь «шарашкиных контор» из нескольких товарищей, которые загорелись идеей. На определенном этапе подключаются серьезные агентства, берущие на себя ответственность организации. Такое разделение на идейных зачинателей и последующих исполнителей — уникальная возможность остаться всем живыми и невредимыми, при этом производить из года в год стабильный, качественный продукт с уникальной составляющей. И да, это норма и все так и должно быть, но Украина страна чудес и тут большинство классных праздников делает мифический Человек-Оркестр.

SI: Сейчас Ретро Круиз уже можно назвать коммерческим мероприятием?

Марианна: С одной стороны, да, ведь чтобы поддержать такое мероприятие, ему необходима некая монетизация: для того, чтобы поставить сцену за 50 тысяч и прочее и прочее — нужны деньги на площадке. Соответственно, приходилось делать и платный вход. Мне всегда хотелось, чтобы праздник был открытым и бесплатным, но, в своём роде кастовым и люди чувствовали свою принадлежность к некой группе единомышленников. С одной стороны, сделав бесплатный вход, мы получаем неконтролируемый человеческий поток, а с другой стороны, хочется опять же таки, чтобы это было возможно для всех. На всех мероприятиях детям вход бесплатный, а пенсионеров мы и вовсе зазываем приходить к нам слушать концерты, пить лимонады и кушать мороженое.

SI: А с какими трудностями вы сталкивались в процессе организации Ретро Круиза?

Марианна: Недавно узнала что профессия ивентщика закрывает пятерку самых стрессовых профессий по версии Forbes: военные, пожарные, полицейские, летчики и ивентщики. Трудностей много и никогда не угадаешь, где их найдешь. Могу только сказать что особенно они любят появляться за 7 суток до мероприятия, за 24 часа и мои любимые — через 2 часа после начала. Если твоя команда опытная и профессиональная, то все решаемо. И бонусом, вместе с сединой и новой морщинкой, ты чувствуешь ту неимоверную радость, которую пережили персонажи в конце фильма «5 элемент», когда Брюс Уиллис нашел у себя коробок с одной спичкой.

Но вот единственная трудность, которая является испытанием не только характера, но и психики — человеческий фактор. Начиная от недоброжелателей, любящих почесать язык, воровства на площадке и заканчивая бюрократией и коррупцией. Например, накануне одного из Ретро Круизов, который должен был проходить в Ботаническом саду им. Фомина, меня вызвал к себе главный бухгалтер Киевского национального университета им. Т. Шевченко и сообщил что деньги, которые я уже второй год перечисляю директору Ботанического сада идут ему в карман, а не на пользу сада. На мой вопрос, что же мне делать, чтобы они не пропадали, мне сказали что я тут не по этой причине, а по той, что университет (в лице собственно, бухгалтера) хочет чтобы я платила им. И если я сейчас не выдам 600 тысяч гривен, «а это уже с большой скидочкой, потому что вы мне симпатичны и кажется действительно делаете что-то полезное, я вызываю ментов, и вы, вместе с своими велосипедистами, будете все фестивалить уже у них». На мой ответ, что такими суммами праздник не оперирует и на этом разговор закончен, мне сказали, что я слишком молода и не умею торговаться.

SI: Чего ожидать от предстоящего Ретро Круиза?

Марианна: В идеальной моей картине мира я планирую, что это будет начало октября в Киеве. Хотелось бы уйти от фестивальной массовости, сделать мероприятие более камерным, чтобы гости чувствовали себя попавшими в нужный момент в нужное время в волшебный сад, где играет музыка и вокруг только свои, ну или еще чужие, но определенно прекрасные люди. Безусловно остаются все основные составляющие: награждение лучших образов, чаепитие, танцевальная площадка, живая музыка. И, конечно, мы пронесемся по улицам сотней или больше велосипедистов. Ведь ехать со своими друзьями, по любимому городу, на велосипедах — настоящее счастье и абсолютный праздник.

Марианна Факас

SI: Чем, кроме организации Ретро Круиза, вы ещё занимаетесь?

Марианна: Все в какой-то степени связано с организацией мероприятий. Или придумываю концепции или готовлю программы, иногда делаю частные вечеринки. Планов миллион и порой приходится выбирать в пользу одного, а не другого.

В Киеве кажется есть практически все, чтобы жить весело и интересно, хотелось бы добавить немножко качества и вкуса. Смущает насколько потребительски люди относятся к сфере культурных развлечений. Хотелось бы, чтобы, например, на кинопремьеры ходили люди в вечерних нарядах и это было интеллектуальным досугом и настоящим событием.

SI: Согласились бы вы организовать премьеру, например, фильма «Капитан Америка 8»?

Марианна: Да легко! Я вполне современный человек, а не гость из прошлого. И хоть не верю в Капитана Америку — эстетику комиксов нежно люблю.

SI: На данный момент вы можете представить, что работаете в ивент-агентстве или предпочитаете самостоятельно выбирать проекты?

Марианна: Существует 2 варианта: либо работа выбирает тебя, либо ты работу. Конечно, приятнее второе. Сейчас в Украине настолько много возможностей, что человек ответственный и трудолюбивый всегда найдёт реализацию для своих идей.

Автор статьи: Катерина Капцова

Фотограф: Анна Некрасова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии