Его цветные сны обретали жизнь на полотнах и украшали купола храмов, а единственной мечтой было увидеть мир более совершенным. Родившись в бедном еврейском квартале на окраине Витебска, Марк Шагал впитал в себя знания и веру своего народа, встретил любовь всей своей жизни и создал уникальный стиль, который Гийом Апполинер окрестил сюрнатурализмом.

шагала

Уже в ранних работах Шагал обратился к теме главных звеньев человеческого бытия – рождению, свадьбе и смерти. Конечно, в его полотнах они отображались в специфической форме. Персонажи на картинах вели себя крайне странно, воздевая руки к небу, застывая в безумных позах, взлетая ввысь. Но, несмотря на фантастические мечтания, Шагал остро ощущал неприглядную реальность городской жизни Витебска, сохраняя в работах определённую долю бытового символизма.

_____ ________ (1938)

И эта реальность в конце концов стала тяготить и подавлять его, он мечтал вырваться из этой обыденности. И Марку это удалось. Сначала он попал в Петербург, где продолжил обучение живописи, а позднее получил стипендию и отправился покорять Париж. Но между тем произошло событие, которое перевернуло всю жизнь Шагала – в 1909 г. во время пребывания на каникулах в Витебске подруга Тея познакомила его с Беллой. Эта встреча стала решающей для художника, ведь с первого взгляда он понял, что перед ним его судьба и муза. И в своих мемуарах «Моя жизнь» он с замиранием сердца писал о ней: «Это мои глаза, моя душа!» С момента встречи с Беллой любовная тема не покидала полотен Шагала. Эта женщина озаряла его путь в искусстве, парила вместе с ним над городами, превращая обыденность в сказку. А в лицах всех изображённых ним женщин были узнаваемы черты Беллы, даже после её смерти в 1944 г. Конечно, он был дважды женат после, но она оставалась единственной всегда, продолжая жить в искусстве Шагала. Белла была дамой в чёрных перчатках, невестой, женщиной с ребёнком, ангелом, взмывающим в небеса и уютно устроившимся в букете весенних цветов. Она была всем.

________(1917-1918)

Но вернёмся к Парижу, на фоне которого воздвиглась живопись Марка Шагала и была запечатлена история его любви. В 1910 г. молодой художник попал в эту Мекку авангардизма, но его не интересовали формотворческие эксперименты, он всё больше погружался в пучину собственных эмоций, мыслей и ощущений. Для Марка, по его собственным словам, здесь произошла «революция видения». Шагал играл с пластикой, светом и цветом, создавая гармоничные и воздушные полотна, расписывая храмы, чеканя гравюры. А в 1930-х гг. доминирующими в творчестве мастера стали библейские сюжеты, истоки которых были в его религиозном иудейском воспитании. Красной нитью через его жизнь проходило утверждение: «Если бы я не был евреем, я бы не был Шагалом». Пожалуй, наиболее ярко слова художника иллюстрировала картина «Белое распятие».

шагала

Но также огромную роль сыграл врождённый гуманизм художника, который, очевидно, развился под влиянием его огромного чувства к Белле. Он искренне признавался, что вопреки всей жестокости мира ему удалось сохранить малую частицу одухотворённой любви, в которой он воспитывался. И через всю жизнь он пронёс непоколебимую веру в человека, который смог познать истинную любовь. И такое мироощущение Шагала буквально сквозило во всём его искусстве. Он стремился в каждом полотне воплотить гармонию и цельность личности счастливого человека, которую он обрёл в своей жизни. Фантастические сновидения и явь причудливо переплетались в картинах, раскрашенные художником в яркие и чистые цвета. Они роднили его с импрессионистами, ведь цвет для Шагала был основным средством выражения и его «визитной карточкой», он говорил на языке цвета. Несомненно его любимыми цветами были зелёный и синий, ведь в иконописи зелёный трактовался как цвет природы, жизни и вечного обновления, а синий объединял в себе всё небесное и земное, символизируя также бесконечность неба.

марк шагал

марк шагал

Именно небо было стихией Марка, ведь всю жизнь он парил в небесах. Люди на его полотнах летали в воздухе, как бы находясь в собственном измерении, и главенствовала в нём Белла. Полёт всегда ассоциировался у Шагала с мечтами, любовью и страстью. Этой теме он посвятил и одни из своих наиболее знаменитых полотен, как «Прогулка» и «Над городом». Не покидали летающие люди картин Шагала до конца жизни. Сам художник даже умер в полёте, поднимаясь в лифте на второй этаж студии.

Искусству Шагал отдал всю жизнь. И оно стало истинным воплощением человеческой любви, с помощью которой он творил. Так, Марк Шагал написал в своих мемуарах: «В нашей жизни, как и в палитре художника есть только один цвет… Цвет Любви».

__________ _ ________ _____ (1913)

Автор статьи: Нонна Довбыш

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии