Прекрасное и безобразное – два антагонистических начала эстетической составляющей искусства. На протяжении многих веков эта борьба находила своё отражение в живописи. Каждый художник стремился на полотне воплотить свои наблюдения за человеческой жизнью. И у каждого была своя история.

Так, например, судьба привела американского художника и гравёра Айвена Олбрайта к оригинальному художественному видению мира, которое отразилось в его жутких и одновременно притягательных работах. Все сюжеты его картин сосредоточены вокруг жизни и смерти, человеческого духа и влияния времени. Конечно, сложно определить жанр, в котором работал Олбрайт. В его творениях были заимствования из разных стилей – абстракционизма, экспрессионизма, модернизма и сюрреализма, а также заметны отсылки к творчеству Эль Греко и Рембрандта. Но наибольшее влияние на него оказал европейский сюрреализм, который был перенесён на американскую почву и превратился в магический реализм.

Айвен Олбрайт

Айвен Олбрайт

Айвен Олбрайт

В чём же заключалась  причина болезненного увлечения Олбрайта исследованиями воздействия времени на тело и дух? Отчего его полотна вызывали чувство тревоги, воплощая в себе безобразную изнанку мира? Причины могли быть разными, но наиболее вероятным вариантом является психологическое потрясение, которое он испытал во время работы в военном госпитале во Франции на протяжении Первой мировой войны. Там его основной задачей было делать медицинские рисунки. Кроме того, заметный след в его жизни оставила и Великая Депрессия. Поэтому после пережитых событий у Олбрайта в 1930-х гг. в творчестве начали доминировать портреты, в которых он концентрировался на беспощадном влиянии времени, приводящем к смерти и разложению. Выглядело это довольно жутко и вызывало у зрителей чувство беспокойства. Именно такого эффекта и добивался художник, используя потрясающую детализацию в картинах. На это Олбрайт тратил целые годы, тщательно работая над каждой мелочью. Художник уделял особое внимание таким элементам, как кружевные занавески и мелкие узоры на платьях, но, в первую очередь, недостаткам лица – морщинам, пятнам и трещинкам.

Айвен Олбрайт

Айвен Олбрайт

Айвен Олбрайт бросал вызов зрителю и одновременно оставлял простор для воображения. Сам же Олбрайт никогда не стремился достичь гармонии в портретах, а только лишь подтолкнуть зрителя к размышлениям, вызвать чувство беспокойства. В своих работах он хотел отразить сверхъестественный реализм жизни, глядя на него через призму собственного искусства. Художник не считал, что его произведения изображают смерть. Для него это была только жизнь во всей её неприкрытой, честной и безобразной наготе. Олбрайт полагал, что на полотне должно присутствовать постоянное напряжение, движение, и конфликт между объектами. Из-за этого работы художника часто кажутся деструктивными, стремящимися к разрушению. Палитра полотен кажется бледной, наполненной неземным светом, но присутствуют в ней и кричащие цветовые акценты. Они подчёркивают эмоциональную напряжённость полотен и вносят нотки оптимизма.

Айвен Олбрайт

Айвен Олбрайт

Программной для Айвена Олбрайта стала картина «То, что я должен был сделать, и не сделал» или «Дверь», работа над которой заняла целых 10 лет (1931-1941 гг.) На ней изображена ветхая, покрытая трещинами и шрамами дверь с похоронным венком на ручке. Это была своеобразная ода отчаянию и скорби обо всех упущенных мечтах, планах, несказанных словах, несовершённых поступках. И долгий труд был вознаграждён медалями на трёх крупных форумах — в Чикаго, Нью-Йорке и Филадельфии.

Айвен Олбрайт

Ещё одним знаковым полотном для мастера стал «Портрет Дориана Грея», написанный для одноимённого кинофильма по роману Оскара Уайльда. Так, в 1943 году режиссёр Альберт Левин выбрал Айвена Олбрайта для создания титульной картины фильма. Изображение получилось реалистичным и гиперболизированным, очень точно отразив процесс угасания личности, что полностью соответствовало идее романа Уайльда. Интересен тот факт, что брат-близнец Айвена Мелвин был выбран для того, чтобы сделать портрет вечно юного Дориана Грея, однако, в фильме был использован портрет другого художника – Энрико Медины.

ЗАГЛАВНОЕ---The-Picture-of-Dorian-Gray-1944

Среди других его работ также «Бог создал человека по своему образу и подобию», «Портрет Марии Блок», «Искушение Святого Антония», а также около 25 автопортретов, раскрывающих личность художника с разных сторон. В дополнение к своим сложным, почти философским, работам Олбрайт старался дать соответствующие содержанию названия. Во время работы над картинами он всегда рассматривал несколько вариантов, которые являлись своеобразной поэтической игрой слов. Окончательное же решение художник принимал уже после завершения полотна.

Айвен Олбрайт

Таким образом, соперничество прекрасного и безобразного для Олбрайта всегда завершалось победой последнего. И каким же блистательным был этот триумф, ведь больше никому больше не удавалось сделать отталкивающее настолько чарующим, магическим и великолепным.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии