Для осмысления жизни и изучения себя Марина Абрамович выбрала не холст и краски, а процессуальное искусство — перформанс. В качестве художественных акций она объедалась таблетками от шизофрении, прилюдно хлестала себя кнутом, позволяла посторонним людям резать своё тело, теряла сознание и бог весть ещё что — всё ради искусства. Складывается впечатление, что для этой женщины не существует страха, границ и, тем более, ничего невозможного. Трудно представить, что художница, как мы, сделана из плоти и крови, но это так. И вот однажды Марина Абрамович решила, что ей нужно создать институт, в котором она будет учить и воспитывать подобных себе, строить армию в защиту искусству, — так возникла идея МАІ, Института Марины Абрамович.

Марина Абрамович

Это случилось во время 731-часового перформанса в МоМА «Присутствие художника», когда художница поняла, что обязательно должно появиться место, предназначенное для длинных перформансов, призванных развить отношения между публикой и художником. «Я отчётливо видела, скорее даже предчувствовала, что люди нуждаются в определённом вспомогательном опыте,» — вспоминает художница. — Кто-то мне тогда сказал: «Может быть стул перед тобой будет пустой, у людей нету времени, чтобы просто сидеть». Тогда половина зрителей спали снаружи музея. Потребность зрителей в квалификации просто необычайно огромная!»

Marina_Abramović,_The_Artist_is_Present,_2010_(2)

Институт Марины Абрамович в городке Гудзон, близ Нью-Йорка, расположился в здании бывшего театра. Здание института спроектировал Рем Колхас, один из главных мировых архитекторов, основатель бюро «ОМА» и куратор Венецианской биеннале. Разнообразные пространства для перформансов и других выступлений, учебные и исследовательские зоны спланированы с учетом богатого опыта заказчицы, на основе достижений ОМА в сфере проектирования театров, музеев и кураторства выставок.

Марина Абрамович

Как написано на сайте института, МАІ исследует, поддерживает и олицетворяет перформанс. Поощряет сотрудничество между искусством, естественными и гуманитарными науками. Он также играет образовательную роль, что включает проведение семинаров, лекций и научных исследований. Но самое главное, МАІ будет служить наследием Марины Абрамович.

«Я хочу стать настоящим произведением искусства перед тем, как умру» Марина Абрамович

MAI — это пространство для проведения перформансов, лаборатория для изучения всех временных и нематериальных жанров искусства: кино, театра, музыки, оперы, балета, видео-арта. Тут изучаются методы и упражнения, разработанные художницей на протяжении 40 лет и призванные исследовать границы тела и ума, создавать новые возможности для сотрудничества между мыслителями всех областей.

MAI

«Институт не о моем искусстве, речь идет о самой культуре. Мы можем собрать воедино импровизацию, искусство, науку, духовность, новые технологии и на самом деле увидеть, как это влияет на общество сегодня. Нам необходимо более тесное сотрудничество между художниками и учеными, чтобы создать уже другой диалог», — говорит Марина Абрамович.

Марина Абрамович

MAI, чье полное название, на самом деле, звучит как «Институт сохранения искусства перформанса Марины Абрамович», предназначен также и для «приучения» публики к восприятию длительных перформансов и даже к участию в них. Среди мебели, светильников и других объектов, которые ОМА создали специально для института, есть кресла на колесиках: когда зрители будут засыпать во время просмотра особенно длинных произведений, работники смогут откатить их в тихое помещение.

«Для меня самое важное знать, что институт необходим молодому поколению, — именно это та возрастная группа, на которую, по словам художницы, рассчитан институт, — 85 процентов людей, которые приходят на мои лекции — очень молоды. Это поколение будущего. Они те, кто нуждаются в каком-то эталоне, чтобы вдохновляться, и только они способны увидеть то безумие, что царит вокруг нас».

Marina-Abramovic.-Portrait-with-white-lamb.-2010

Очень достойный и громкий проект. Заслуживающий внимания хотя бы потому, что перфоманс долгие годы считался самым идеологическим и неблагодарным способом заниматься искусством. В то время, как большинство художников настроены на создание и, как результат, продажу предметов своего творчества, перфоманс же создаётся здесь и сейчас. Очень многие работы первых акционистов не сохранялись и оставались лишь в памяти его зрителей. Подобный раздел в искусстве определённо заслуживает отдельного и более подробного изучения. Очевидно, что теперь он его получит. А счастливчики, ставшие частью института получат могущественного покровителя в лице женщины с неистовым духом упрямства и невероятной уверенностью в своих действиях, каких не много.

 Автор статьи: Ксения Демьяновская

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии