Недавно мой приятель написал пост, основным посылом которого было то, что якобы уважающий себя предприниматель нанимать «вольных» сотрудников не станет. Первым делом я, естественно, оскорбилась, но уважение к приятелю и его бизнесу взяло верх, я решила разобраться, за что он так нас, фрилансеров-то.

Рубан Роман, владелец компании LeoStudio, более чем раскрыл тему, и я, пожалуй, приведу здесь его рассуждения из нашей переписки на эту тему.

«Итак, у меня следующие соображения. Во-первых, стоит разобраться в нескольких типах клиентов, которые заказывают услуги, потому как именно от них зависит, нанимать фрилансера или – нет.

ЛВР (Лицо Влияющее на Решение) – наемный работник среднего или низшего управленческого звена, на котором лежит ответственность найти подрядчика, зачастую именно они выбирают фрилансеров. Почему?
Потому что у них меньшая степень ответственности за результат, как и мотивации на достижение и получение максимального результата.

фриланс

ЛПР (Лицо Принимающее Решение) – этот клиент, как правило, реже прибегает к найму фрилансера, потому как мотив у него иной – личная заинтересованность.
Мотив ЛПР – результат с максимальными качеством и объемом выполненных филансером задач при минимальных затратах. Иначе говоря, заплатить мало — получить много. Но такое положение дел абсолютно не устраивает самих фрилансеров.

Теперь мы должны более-менее классифицировать саму задачу, процесс в этой задаче, и тогда все встанет на свои места.

Задача несистемная — не имеет бизнес-процесса, от этой задачи не зависит прибыль и не тормозится развитие, эта задача является «важной, но не срочной» по классификации Эйзенхауэра. Есть возможность отдать ее на выполнение фрилансеру.

Задача важная – часть системного процесса, формирующего прибыль компании, от выполнения этой задачи зависит прибыль компании и время ее получения. По классификации Эйзенхауэра эту задачу можно отнести в ранг «важная, срочная». Возникает потребность в очень четком и слаженном процессе ее выполнения, уверенности в качестве и сроках.

фриланс

Такую задачу предпочтут отдать подрядчику, с которым больше гарантий, как юридических, так и морально-этических, поэтому поручат такую задачу, скорее всего, компании со штатом, опытом и силой производственного процесса.

Мы разобрались в типах клиентов и задачах. Далее все просто: мы берем и подставляем эти типы задач и клиентов в плоскость любой ситуации и смотрим что получается.

Пример №1

ЛВР получает задачу сделать визитки и разработать дизайн для них, у ЛВР есть потребность найти исполнителя и он начинает поиск. Фрилансер? Возьмет не дорого, их много, найду быстро, поторгуюсь, получу макеты, заплачу мало, возможны риски срыва дедлайна, но время есть, а бюджет ограничен, поэтому ничего страшного, шеф не узнает, я все сделаю, может, откачу и себе чуток с бюджета.

фриланс

Компания? Хотят намного больше денег, откатить сложно или страшно, хотят договор подписать, сделают, возможно, качественнее, но есть гарантия, что все выполнят, не пропадут и не исчезнут.

фриланс

Для фрилансера такой клиент, как правило, идеален, если фрилансер убедит, что ему можно доверять. А вот для компании-подрядчика такой заказчик нежелателен – хочет много, платит мало, не заключает договор.

Пример №2

ЛПР ищет исполнителя для разработки макета сайта, у него есть свой штат, но он не справляется, пиковая нагрузка, а брать в штат еще одну единицу нет необходимости или возможности, поэтому нужно найти аутсорс, субподрядчика, заключить с ним договор, «скинуть» на него часть либо всю задачу, оговорить оплату, детали задания, объем, сроки и заставить сделать максимум в минимальный срок, оплатить по выполнению — никакой предоплаты.

Для юридического лица такой клиент приемлем — обе стороны защищены законодательством, решаемые моменты обсуждаются в системном порядке через стандартизированные документы, и нет никакой необходимости переживать о невыполнении, срыве сроков, etc. Для фрилансера это неприемлемо, так как у него нет стандартов коммуникации, он работает несистемно, с ним тяжело коммуницировать в парадигме «здесь и сейчас», текущие задачи он выполняет, как правило, сложнее и медленнее.

Итак, мы имеем следующее:

— если задача не важна для бизнеса и его образования, если поиск можно поручить ЛВР, тогда ее можно делегировать фрилансеру;

— если задача важная и срочная, тогда ее лучше поручить юридическому лицу.

Теперь понимаешь, почему я написал, что фрилансеры для нищебродов?»

Да, теперь я понимаю.

Рома привел много аргументов, с которыми трудно спорить, да и не к чему. Но, во-первых, на мой взгляд, большинство вышеперечисленных правил актуальны для средних и больших компаний, а для маленького бизнеса, когда у владельца есть время и возможность на первом этапе контролировать процесс, фриланс – это как раз то, что нужно. Во-вторых, по крайней мере, я могу судить о копирайтинге. Копирайтер на фрилансе зарабатывает в два раза больше, чем в агентстве, при этом заказчик вынужден платить агентству больше, чем копирайтеру-фрилансеру. Что касается гарантий выполнения — да, вынуждена согласиться. Именно поэтому для фрилансера так важна «народная молва», то бишь репутация.

фриланс
Убеждена в том, что хороший специалист не сталкивается с недоверием со стороны клиентов или недостатком работы. К тому же, современный фрилансер может вести дела, по примеру компаний, на договорной основе.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии