Михаил Барышников начал заниматься балетом в возрасте 9 лет в его родной Латвии, которая в последствии стала частью Советского Союза. К 20 годам Барышников стал звездой знаменитого тогда Кировского театра, того театра, который сегодня мы называем Мариинским. В 1974 году он уехал в Канаду на гастроли, после которых стал «невозвращенцем». Не хочется разбрасываться эпитетами, но с тех пор его жизнь резко изменилась и заиграла новыми красками. Михаил Барышников стал художественным руководителем Американского театра балета, а уже в 1989 году он покинул эту должность, чтобы заниматься современными танцами, в итоге снявшись в нескольких фильмах и сериалах. Сейчас он является художественным руководителем Арт центра им. Барышникова и в возрасте 68 лет выступает на сцене.

Трижды «Король балета» получил премию «Эмми» за участие в телепередачах. Его лучший друг, Иосиф Бродский не зря сравнивал его с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Он верил, что у них масса общего, кажется, что безупречному Барышникову подвластно все: танец, фотография, актерское мастерство – все отточено. Единственное, о чем может сожалеть Михаил Барышников, так это о «девушке Кинг-Конга» Джессике Лэнг: «Это останется со мною на всю жизнь. Она — одна из очень немногих женщин, которых я любил».

Барышников

Фильмы и сериалы, классический танец и современные танцевальные направления, съемки в рекламном ролике американского модного бренда Rag and Bone – ваша карьера полна открытий. Почему так происходит?

Это инстинктивное. Существуют какие-то внутренние часы, которые диктуют мне, что должно заинтересовать меня в определенный период времени. Первобытная необходимость в исследованиях, испытывать границы возможного – вот, что движет человеком, когда он что-то меняет в своей жизни. Я просто следую этим порывам. Иногда я смотрю на то, что делают другие люди, и решительно иду в противоположном направлении. Порою это срабатывает, а бывает, я терплю неудачи. Нет никаких гарантий.

За первые два года работы в Американском театре балета в качестве солиста балетной труппы вам пришлось разучить 26 новых ролей. Есть какой-то секрет, который позволяет так быстро освоить новые партии?

Нет никакого секрета. Требуется талант: нужно много и тяжело работать, иметь позитивную энергетику и всегда быть готовым усваивать все возможное от людей, с которыми вы работаете. И немного удачи не помешает. Я не думаю, что всегда усваивал все. Временами я брал на себя слишком много. Это был ненасытный аппетит молодого человека. Оглядываясь назад, я думаю, что неудачи, возможно, были самым важным опытом.

Барышников

Можете ли вы рассказать о каком-нибудь своем промахе?

Почему вы пытаетесь заставить меня вспомнить вещи, которые я с таким трудом пытался забыть? Если серьёзно, то неудачи – это лучший урок, который вы можете получить. Но давайте не будем вдаваться в подробности.

Вы намекали на пенсию. Но вам 65, и вы все еще танцуете. С возрастом ваши навыки улучшаются?

Я не знаю, как долго я еще буду выходить нас сцену, но я определенно научился держать себя в руках и не спешить. Я не уверен, что я должен решать что улучшилось в моих выступлениях. Я могу только сказать, что возраст заставляет отметать все, что не относится к сути дела.

Барышников

Я слышал, что вы ненавидите критиков.

Ну, это преувеличение. Дело в том, что не так уж и легко быть объективными критиком. Большинство художников не хотят подвергаться мнению других людей, ведь в любом случае это их произведение искусства.

У вас есть внутренний критик?

Абсолютно точно, у вас должен быть один, возможно, даже целый выводок критиков.

Что больше всего приносит вам удовольствие в вашей профессии?

Проводить встречи со всеми этими эксцентричными, причудливыми, великолепными людьми искусства. Они изумительно одержимы, и это делает мою жизнь гораздо интереснее, чем я мог себе представить.

Copyright Rex Features Limited 2007;2875209;1648;2464;1093991166;Tue, 31 Aug 2004 22:26:06 GMT;0

Вы являетесь единственным выходцем из Советского союза со 100-процентной узнаваемостью. Существовали положительные моменты в окружающей вас среде, из который вы сбежали? И видите ли вы какие-то отрицательные стороны, в жизни артистов проживающих в Америке?

Советская система дала мне профессию. Они дали мне образование, это самый большой подарок, который может дать правительство молодому человеку. Когда я уехал, я убежал от государственного контроля над личностью, но взял всю ответственность на себя. Это было не так уж и трудно, потому что я уже тогда был известен и имел много возможностей. Но артисты в США действительно должны понимать, как они будут выживать, как они могут усовершенствовать свои таланты без особой поддержки от правительства или кого-либо еще, если на то пошло. Но, знаете, несмотря на негативные стороны этого вопроса, если бы мне снова пришлось делать выбор, то я все равно бы «отдал якоря» здесь, в Америке.

Почему вы так хороши в любом деле?

Пожалуйста не заставляйте меня думать об этом. Это самое худшее, что можно делать: сидеть и думать о том, как ты хорош в чем-то. К тому же я не всегда такой замечательный, спросите мою жену.

Барышников

Автор статьи: Дарья Литвинова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии