Буквально пару дней назад очередное слияние-поглощение произошло в fashion-мире — люксовый конгломерат LVMH продал компанию Donna Karan International, которая с 2001 года входила в портфель брендов французского гиганта. Покупателем стала американская компания G-III Apparel Group, которая владеет брендами Calvin Klein, Guess, Tommy Hilfiger, Vilebrequin, Karl Lagerfeld, Kenneth Cole, Ivanka Trump, Jessica Simpson и другие. Для LVMH принципиальным был факт резидентства покупателя, учитывая специфику работы американских fashion-компаний. Сделка оценивается в 650 млн долларов. Она должна закрыться в январе 2017, и покупателю понадобятся заемные средства, чтобы оплатить покупку. Теперь по порядку, от обратного.

На прошлой неделе в околомодной прессе появилась информация о намерении LVMH продать Donna Karan International. Причина — неудовлетворительный финансовый результат по сравнению со звездными Louis Vuitton и Christian Dior. В свое время конгломерат уже закрыл линии DKNY C и DKNY Jeans, а также решил бросить максимальные усилия на бюджетную линию DKNY, оставляя подиумную Donna Karan в стороне. Кроме Donna Karan LVMH владеют еще одной американской модной компанией — Marc Jacobs, просочилась информация о сложности менеджмента в компании и неоднозначности ее стратегии. В частности, было принято решение, наоборот, закрыть вторую линию Marc by Marc Jacobs и сосредоточиться на дорогом люксовом Marc Jacobs. В любом случае, к американским компаниям у конгломерата появились вопросы.

Донна Каран

Теперь касательно самой Донны Каран. Год назад она покинула пост креативного директора компании, которую она создала, и на ее место пришел дизайнерский дуэт Дао-И Чоу и Максвелла Осборна. До Donna Karan они работали в Carolina Herrera и, опять же, в Donna Karan. Летняя коллекция, над которой трудились дизайнеры, расстроила LVMH в контексте продаж, что, по слухам, и стало изначальной причиной продажи. Когда об этом узнала Донна Каран, она обвинила LVMH в ограниченном внимании к ее бренду и в том, что LVMH сконцентрирован больше на аксессуарах, чем на одежде, а Donna Karan — это одежда.

В списке «Self-made woman of USA», который ежегодно составляет журнал Forbes, Донна Каран находится на тридцать первом месте с состоянием в 450 млн долларов. Урожденная Донна Айви Фаске в 1948 году, воспитывалась в семье мамы модели и отчима портного. В 14 лет Донна бросила школу и устроилась на работу в нью-йоркский магазин одежды, а спустя шесть лет поступила в Parsons School of Design — самую известную fashion-школу в Америке.

Donna Karan

После окончания обучения Донна стала ассистентом дизайнера Анны Кляйн, которая была одним из пионеров американского ready-to-wear (в противовес французскому haute couture). После смерти Анны Кляйн Донна Каран возглавляет дизайнерскую команду бренда. На этой должности она проработала десять лет, успев запустить вторую линию Anne Klein II. Примечательно, что на момент смерти Анны Кляйн Донна всего несколько дней находилась в декретном отпуске, планируя посвятить себя семье, однако ей пришлось выйти на работу, чтобы постараться заменить начальницу. На тот момент ей было двадцать пять. По всей видимости, любовь ко вторым линиям (DKNY) и сублиниям (DKNY Jeans) появилась у дизайнера в тот период. Интересно, что в конце семидесятых мало кто из модельеров снисходил до второй линии, однако не секрет, что на более дешевых вариантах одежды, доступной широкой целевой аудитории зарабатывается больше денег, чем от продажи флагманских коллекций.

Донна Каран

На собственный бренд Донна Каран решилась в 1985 году. Партнерами стали второй муж Донны Стивен Уайсс (фамилия Каран досталась от первого — владельца сети магазинов одежды) и японская компания Takiyho, которая на тот момент владела Anne Klein. Первая коллекция называлась «Seven Easy Pieces» и включала в себя базовые предметы гардероба: трикотажные боди, удобное платье, блузку, брюки с завышенной талией свободного кроя, жакет с расширенной линией плеча, кашемировый свитер и пальто без пуговиц. Идея Донны Каран была в создании коллекции, все вещи из которых можно комбинировать, создавая образ, уместный в той или иной ситуации. Коллекция была настолько успешной, что небольшой цех вскоре превратился в глобальную Donna Karan New York Company.

ФОТО_4

На счету Донны Каран четыре премии CFDA , в том числе за вклад в развитие моды. Быть может, вещи Донны Каран не давали того wow-эффекта, как это получалось у Джона Гальяно или Жан-Поля Готье, которые всегда предлагали вещи на грани вечера, зато они были комфортными, актуальными, комбинировались между собой и обладали даром плавно перетекать из сезона в сезон. Donna Karan — это всегда минимализм и тонкое ощущение эпохи. В начале девяностых, например, она была первым дизайнером, кто понял значение гранжа.

С 1989 года число брендов, под которыми Донна Каран выпускала одежду, начало расти. Так рождается иконическая вторая линия DKNY, которая популярна и сегодня в среднем ценовом сегменте (на вторую линию дизайнера вдохновила юная дочь). А в 1997 году появились D, DKNY Classic, DKNY Active. На тот момент в компании работало больше полутора тысяч сотрудников, а дизайнерский цех насчитывал сто человек.

Донна Каран

Стоит сказать, что с 1993 года дом Донны Каран четыре года балансировал на грани банкротства из-за неправильного управления финансами. Впрочем, команда смогла активизироваться, открывались все новые бутики по всему миру, была запущена косметическая и парфюмерная линии. Кроме того, Донна стала шить штучные вещи, которые продавались очень дорого и обеспечивали правильный ореол успешности fashion-бренда Donna Karan Collection. В 1997-м  ежегодный оборот компании составил 662 млн долларов.


В 2001 году конгломерат LVMH купил бизнес Donna Karan International. Донна оставила за собой кресло креативного директора и флагманский магазин в Нью-Йорке. Что было дальше, мы знаем.

Донна Каран

Ситуация с Donna Karan примечательна тем, что в ней две истории. Первая — о том, как смелая девочка стала заниматься модой, постоянно расширялась и открывала новые горизонты. Пожалуй, этим и отличаются американские дизайнеры от европейских. Взять того же Ralph Lauren  с его бесконечными линиями, олимпийской формой и всем тем, за что мы его любим. Моими самыми первыми «настоящими» духами были DKNY Be Delicious, я до сих пор их нежно люблю. Кстати, парфюмерная линия DKNY с 1997 года выпускается по лицензии Estee Lauder Companies, где себя превосходно чувствует. Большую часть своей жизни Донна Каран потратила на собственную компанию, одевая женщин, таких же, как она — успешных, ловко совмещающих семью и карьеру, ценящих комфорт и при этом превосходно выглядящих.

Донна Каран

Эта история о глобализации и централизации моды в руках крупных конгломератов, которые то и делают, что покупают одни бренды и продают другие. Сложно рассуждать, но возможно с другими людьми бренд Donna Karan был бы иным. И не возможно, а точно.

Практика показывает, что американская мода требует своего подхода и — вот ведь парадокс — национального инвестора. Хочется верить, что с новым владельцем история с комбинаторными нарядами и яркой второй линией, которая полностью олицетворяет город, присутствующий в ее названии, получит счастливое продолжение. Такие бренды нам нужны.

Донна Каран

Фото: facebook.com/DonnaKaranNewYork, facebook.com/DKNY, wwd.com, donnakaran.com, Urban Zen, vogue.com.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии