Один из самых узнаваемых образов в мировом искусстве XX века, картина неизвестного тогда художника из Айовы Гранта Вуда «Американская готика», только появившись на свет вызвала неоднозначные, местами противоречивые оценки и мнения. Никто не смел предположить, да и сам художник не рассчитывал на такой успех, а «Американская готика» взяла и стала самой тиражируемой картиной в США.

История началась в 1930 г. в городке Элдон штата Айова. Именно тогда у Гранта Вуда, малоизвестного за пределами своего штата художника, возникла идея показать жизнь типичного жителя Среднего Запада, каким он, собственно, и был сам. К тому же свою роль сыграли и увлечение работами мастеров Северного Возрождения, и любовь к викторианскому стилю. Тогда он ещё не подозревал, какой резонанс вызовет его работа, представленная на конкурсе в Чикагском институте искусств, – «Американская готика». На картине был изображён фермер с вилами в руках рядом с дочерью на фоне домика в стиле плотницкой готики. Казалось, персонажи на полотне имели вид довольно суровый, тоскливый и даже отчаявшийся.
Конкурс, Вуд, конечно, выиграл и получил за работу на тот момент внушительную сумму в 300 долларов. Но это был не самый главный приз, ведь картина обеспечила ему бессмертие, став одним из самых тиражируемых произведений искусства.

american gothic
Дело тут было не в художественном мастерстве Вуда, а в том, что именно воплощала «Американская готика». Художник был категоричным в своём утверждении, что полотно представляет собой собирательный образ рядового жителя Среднего Запада, который стойко сражается за своё существование. Но его слова не могли убедить возмущённых жителей Айовы в отсутствии ироничного подтекста, тем более, что такие критики, как Гертруда Стайн и Кристофер Морли, подогревали обстановку, расценивая работу, как насмешку над узколобостью провинциальных жителей времён Великой Депрессии. Таким образом, из абсолютно серьёзной работы с социальным подтекстом «Американская готика» превратилась в сатирическое произведение, чья коммерческая ценность вышла на первый план и затмила первичную идею автора.
Но если задуматься над вопросом, является ли картина олицетворением своей эпохи, то ответ будет положительным, ведь образ прижился в умах и воображении американцев, превратившись в их коллективный портрет. Не удивительно, что они не хотели этого признавать, поскольку полотно показывало их с непривлекательной стороны. Тем не менее, оно крайне точно выражало сущность своей эпохи. А вариативность в оценках спровоцировала эксплуатацию образов и сюжета полотна в массовой культуре, обеспечив долгожительство работе Вуда.

В первую очередь, речь о невероятно огромном количестве пародий и карикатур на тему «Американской готики», которые заполонили страницы печатных изданий, а позже перекочевали в интернет, став частью поп-культуры. Так, восприятие картины во времена Депрессии как подлинно американской сцены жизни, побудило американского фотографа и режиссера Гордона Паркса в 1942 г. сделать снимок, изображающий уборщицу из Вашингтона Эллу Уотсон с веником и шваброй в руках на фоне американского флага. Это была первая известная пародия на картину.

american gothic

Не менее актуальной тема осталась и в наше время, когда в 2008 году, во время мирового финансового кризиса в печатных изданиях стали появляться карикатурные изображения персонажей картины. На сатирических рисунках фермер с дочерью как бы заявляли о том, что они брошены государством на произвол судьбы и вынуждены продавать свои фермы. Здесь напрямую можно провести аналогию с временами Великой Депрессии, когда Грант Вуд и создал своё знаменитое полотно.

american gothic
Но также примелькалась «Американская готика» в рекламной отрасли. Ещё в 1963 г. появился ролик, рекламирующий кукурузные хлопья Country Corn Flakes. В нём персонажи картины поют забавную песенку, призывающую покупателя попробовать сухие завтраки. И вправду, из их уст слова звучат убедительно, ведь кому, как не фермерам распевать про кукурузные хлопья.

Нашла своё отражение «Американская готика» и в кинематографе. Так, режиссер Джим Шармен дважды процитировал образы фермера и его дочери в своём музыкально-комедийном хорроре «Шоу ужасов Рокки Хоррора», вышедшего на экраны в 1973 г.

Шоу ужасов Рокки Хоррора(1)

Позднее пародии на картину проникли и в такие знаменитые фильмы, как «Люди в чёрном» и «Назад в будущее». Ещё раньше персонажи картины были замечены в ситкоме 1960-х годов «Зелёные просторы», а в наше время – ещё и в «Отчаянных домохозяйках», и в ремейке «Доктора Кто», и в «Декстере». Пародии и аллюзии на «Американскую готику» периодически появлялись и в таких популярных мультсериалах, как «Симпсоны», «Спанч Боб», «Чёрный плащ» и «Эй, Арнольд!».

american gothic
Таким образом, в результате Гранту Вуду нечаянно удалось создать нетленный образ, который плотно проник в массовую культуру и стал жить собственной жизнью. И, несомненно, так или иначе «Американская готика» вошла в хроники постиндустриальной эпохи.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии