Александр Мурашко принадлежит к художникам, которые открыты к новым тенденциям, потому что сами и являются их создателями. Автор является ярким представителем киевской школы, особенности импрессионистической живописи которого маркируют украинское искусство конца XIX – начала XX века. Цепь событий в жизни юного Мурашко – наблюдение за росписями Владимирского собора в родном Киеве, влияние дяди, известного художника и педагога, Николая Мурашко – привели к поступлению в 1894 году в Высшее художественное училище при Петербургской Академии, а уже через два года – в мастерскую Ильи Репина.

за светом

Александр Мурашко, На корме, 1906

за светом

Александр Мурашко, Возле кофейни, 1903 

Получение золотой медали позволило Мурашко посещать главные центры тогдашнего искусства – Париж и Мюнхен. По возвращении в Киев у Мурашко появляется невиданная до сих пор раскованность в решении сложных живописных задач. Его упрекают за «чрезмерную смелость», но это его не останавливает. Экспозиции с его работами открываются в Украине и за рубежом. Более того, с каждым очередным вернисажем все с большим успехом, поражая зрителей передачей освещения и цветовыми решениями в работах. Среди наиболее известных его появлений в Европе – это участие в международной выставке в Венеции в 1910 году с картинами «Воскресный день» и «На террасе», которые сейчас находятся в Нью-Йорке и во Дворцовой галереи в Бухаресте. Тогда как через год, в 1911 – Мурашко становится участником «Мюнхенского сецессиона».

мурашко

Александр Мурашко, Благовещение, 1909

Со временем, в творчестве художника закономерным становится решение портретных композиций, на которых модели изображаются не в закрытых интерьерах, а на пленэре. Пленэр прочно входит в сферу портретного образа, углубляя и расширяя его восприятия. «Его специальность – свет», – писал об одной из таких работ критик из «Berliner Tageblatt» в 1910 году, когда в Берлине экспонировалась выставка работ Мурашко. Передача освещения, сложных световых рефлексов – задача, которую художник каждый раз решал в соответствии с настроением и ощущением модели. Он писал портретируемых в саду, на террасе, возле пруда, изображая их при ярком солнечном освещении, на закате, фиксируя блики и цветовые рефлексы.

александр мурашко

Александр Мурашко, Портрет девушки в красной шляпе, 1902–1903

Кроме этого, продолжая педагогическую линию вслед за Николаем Мурашко, Александр Мурашко преподает в Киевском художественном училище, которое бросил в 1912 через шаблонность и «готовые одежды» учреждения. А уже через год он открывает дверь собственной художественной студии, где обучение проходило исключительно на творческих началах. В 1918 году Петрицкий пишет: «Он очень отличался от других преподавателей как своей подтянутой внешностью, вежливой манерой держаться, так и отношением к делу. Каждому ученику Александр Александрович пытался открыть глаза на природу и показать, как передать натуру живописью. Он умел встречаться с природой как с праздником». Очевидно, преподавание на время стало его основной деятельностью. Художник, чувствуя ответственность перед культурной жизнью Киева, даже пренебрегает собственными амбициями, потому что, по словам самого Мурашко, «вопрос стоит настолько остро и сложно, что избежать этого нет никакой возможности. Но твердо надеюсь, что, отдав должное общественности, буду отпущен для тихой работы … ».

александр мурашко

Александр Мурашко, Старый учитель (Портрет Николая Мурашко), 1906

Однако планы на будущее были трагически прерваны убийством художника неподалеку от своего дома на Лукьяновке на 44 году жизни предательским выстрелом в затылок ненаказанных до сих пор рук, как пишут разные источники, тогдашней власти.

александр мурашко

Александр Мурашко, Женщина с цветами, 1918

александр мурашко

Александр Мурашко, Солнечные пятна, 1908

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии