Пинзеля называют самым загадочным европейским художником XVIII века. До сих пор неизвестны точные даты его рождения и смерти. Тайной также является и место, откуда он родом. Кроме этого без ответа остается один из самых любопытных вопросов для историков искусства: где учился «Галицкий Микеланджело» и сумел обрести подобного рода скульптурное мастерство?

Существуют сведения, что жизнь скульптура связана с городом Бучач в Тернопольской области, где он много работал. Там же он заключил брак и окрестил двух своих сыновей. «Эти записи дали важную информацию. Они определили место проживание скульптора в г. Бучач, прямые отношения с архитектором Бернардом Меретином, фундацией Николая Потоцкого и время смерти скульптора (вероятно, конец 1761 года. – ред Е.Н.)», – пишет в своей книге «Микола Потоцький. Бернар Меретин. Іоан Георгій Пінзель» Борис Возницкий, искусствовед и музейный деятель, который лично выезжал в экспедиции ради спасения произведений искусства.

Также Пинзель некоторое время работал во Львове. Так, Потоцкий отправляет итальянского архитектора Меретина вместе с Пинзелем на строительство одного из самых известных соборов и, одновременно, львовских достопримечательностей – Собора Святого Юра. Именно на фасаде и аттике можно сегодня увидеть скульптуры мастера, среди которых фигуры отцов церкви Афанасия и Льва, а также сложная композиция «Святой Юрий Змееборец», которая в своё время была позолочена и полихромирована.

Кроме этого, работая в предместье Львова, в селе Городовицы, скульптор создает со своими учениками в костеле центральный алтарь и амвон (специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов). Именно там «Алтарный скульптор» работал над ныне хрестоматийными произведениями: Самсон, который раздирает пасть льва; Жертвоприношение Араама; Богоматерь; Святой Иоанн; Распятие; рельеф с амвона. По заключению Возницкого, «за силой эмоционального воздействия Годовицкий алтарь, из тех, которые сохранились – наиболее яркое произведение Пинзеля». Несколько лет назад, в числе других экспонатов, они были показаны на масштабной выставке украинской барочной скульптуры в Лувре, а затем – в киевском Мыстецком Арсенале. Сегодня творческое наследие хранится в львовском музее скульптур Пинзеля.

Не поддается сомнениям, что пластика «Мастера Пинзеля» и в дереве, и в камне наполнена драматизмом. Однако чем он поразил меня? Дело в том, что когда я впервые увидела в музее Пинзеля его работы, я, наконец, прочувствовала с каким умением скульптор, балансируя на грани барокко-рококо, создавал эмоционально напряженные композиции, предоставляя возможность сюжету «заговорить». Это безо всяких сомнений влияло как на восприятие верующего в храме в XVIII веке, так и сегодня на современного зрителя вроде меня в пространстве музея.

Интересно: какую реакцию вызовут у вас готично устремленные фигуры, порой, обнаженные, а порой в увесистых одеждах с парящими драпировками?

Я подготовила список локаций, где можно ознакомиться с величайшим наследием Пинзеля:

— Музей скульптуры Пинзеля (Львов)

— Львовская галерея искусств (Львов)

— Ивано-Франковский областной художественный музей

— Тернопольский областной краеведческий музей

— Тернопольский областной художественный музей

— Покровская церковь (Бучач)

— Национальный музей народного искусства Гуцульщины и Покутья им. Йосафата Кобринского (Коломыя)

— Костел Божьего Тела (Вроцлав)

— Баварский национальный музей (Мюнхен)

Пинзель

Иоганн Пинзель. Афанасий и Лев. 1769. Собор Святого Юра во Львове

Пинзель

Иоганн Пинзель. Святой Юрий Змееборец. 1759-1760. Аттик собора Святого Юра во Львове

Пинзель

 

Иоганн Пинзель. Самсон, который раздирает пасть льва. Прибл. 1760. Музей Пинзеля

Пинзель

Иоганн Пинзель. Жертвоприношение Араама. Прибл. 1760. Музей Пинзеля

Пинзель

Иоганн Пинзель. Отсечение головы Иоанна Предтечи. 1750-е. гг. Тернопольский областной краеведческий музей

Пинзель

Иоганн Пинзель. Путешествие в Эмаус. 1750-е. гг. Тернопольский областной художественный музей

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии