Искусствоведы часто называют его небесным гостем, люди верующие — преданным христианином. Он — искусный, изобретательный, оригинальный, тот, кому незнакомо чувство меры. Сострадательный меланхолик, мечущийся между умиротворением и борьбой с соблазнами, человек-воображариум — Иероним Босх.

Иероним Босх

Его настоящее имя — Ерун ван Акен — осталось навсегда между столетий. Как только первая картина была подписана кратким Босх, началась история художника, краски которого кусают, а сантиметры полотен требуют увеличительного стекла, ведь в них важна каждая деталь.

Иероним Босх

Художественному ремеслу юного Иеронима обучил, скорее всего, один из двоюродных братьев отца, он же открыл у мальчика поразительную наблюдательность и чуткость. Уже первые работы Босха обладают особой живописной мозаичностью. Детали складываются в истории, полные метафор и аллегорий. Иногда их легко считывать, если знать те малые отрывки биографии художника, сохранившиеся до нашего времени. Например, в 1463-м тринадцатилетний Иероним, по всей видимости, стал свидетелем ужасного пожара в родном городе. Более 4000-х тысяч домов медленно превращались в пепел, охваченные алыми языками пламени. Именно эти горящие дома часто выступают в качестве фонового изображениях на полотнах художника. Но это только один из тех многочисленных символов, который легко объясним. О прочих скрытых шифрах, спрятанных в матрицу из красок и теней, можно только догадываться.

Иероним Босх

Иероним Босх

Иероним Босх

Апокалиптические сцены и ежедневная борьба человека с соблазном, хрупкость морали и попытки удержать внутренне равновесие, успешные и обреченные на провал. Философские субстанции, причины споров и дискуссий на полотнах Босха практически осязаемы. Сказочные ландшафты, искушающие демоны и скитающиеся человеческие души — это 75 % работ художника. На его триптихах всегда одна сторона принадлежит добру, другая — искушающему злу, центральной части же отдана роль зоны взаимодействия, битвы, итог которой остается открытым. Каждый зритель получает от живописца право решить, на чьей стороне победа. Как художник, Босх очень лояльный. У него один ультиматум — созидательность: смотри, воображай, делись.

Иероним Босх

Иероним Босх

Иероним Босх

«Летучий голландец». Такого грифа художник заслуживает по двум поводам. Во-первых, он, призрачный и неуловимый, крайне редко подписывал собственные работы, хотя уже при жизни приобрел немалую армию поклонников-коппиристов. Во-вторых, на картинах Босха не только ангелы обладают способностью летать. Она есть и у пророков, и у грешников. Крылья вместо рук, острые когти и клюв, в вымышленном мире художника, животная натура смешалась с человеческим началом. Реальность и так слишком прозаична. Зачем подавать правду в сухом виде, когда из красок можно создать миф, а с образов настоящую притчу. Такую, которая потом из автора сделает не менее загадочного персонажа.

Иероним Босх

Дорога пилигрима. Внутренний добродетель Босха уверен, что счастье здесь и сразу заслуживают лишь немногие, поэтому сбалансированных и умиротворенных работ у художника крайне мало. Одна из таких — «Поклонения волхвов». Центральная фигура, Дева Мария, безмятежно наслаждается первыми моментами материнства, окруженная волхвами, принесшими дары сыну божьему. Долгое время существовало мнение, что полотно относится к раннему периоду творчества живописца. Но не так давно ученые фонда «Bosch Research & Conservation Project» установили, что это одна из последних работ Босха, душа, нашедшая равновесие. Но чтобы обрести столь желаемое состояние, художник подвергал себя всевозможным испытаниям, смещая стрелку изобразительных весов то в сторону добра, то в сторону зла. Длинная дорога и игра в погрешность — метафоры, которыми можно описать коллекцию работ Иеронима. В ней есть герои, теряющие свою человечность, в ней есть голые краски и царапины как следы существования высшей силы, не принятые многими почитателям художника, они дали многое будущему гению Джексона Поллока, в ней есть знаки, манящие других создателей, подтверждающие, что запретный плод по-прежнему сладок.

Иероним Босх

«Сад наслаждений» Иеронима Босха — причина зарождения коллекции Dior A/W2015, авторства Рафа Симонса. «Я был одержим идей «яблока раздора» и тем, какого значение этого символа сейчас. Чистота и невинность против роскоши и декаданса. История райского сада перенесенная в сад модного дома Dior. В сад без цветов, в сад желаний». Во время показа критики в один голос озвучили, что «Femme Fleur» — мотив и мантра женственности Кристиана Диора в интерпретации Босха и Симонса это Ева ХІХ-го века». В музыкальном мире с именем Босха связывают музыку пластинки «April» легендарной группы «Deep Purple». А в мире искусства неоднократно звучит словосочетание «эффект Босха», подтверждающее не угасающую популярность художника и актуальность его взгляда на многие вещи как в прошлом, так и сейчас.

Иероним Босх

Dior Иероним Босх

Dior Иероним Босх

Dior Иероним Босх

Dior Иероним Босх

Dior Иероним Босх

Автор статьи: Лида Ветчинова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии