ODA – киевский бренд женской одежды, основанный дизайнерами Ольгой Каретниковой-Котягиной и Ириной Выкалюк. Девушки видят героиню ODA свободной от предрассудков, независимой от чужого мнения, живущей по собственному усмотрению. Всего за год существования бренд представил три полноценных коллекции и несколько мини-линеек. В интервью для Styleinsider Ольга Каретникова-Котягиной рассказала о том, как рождаются идеи коллекций, коллаборациях с художниками, которые создают неповторимые детали для бренда, а также о взглядах на жизнь, соответствующих философии ODA.

ODA

SI: Почему вы решили сменить профессию журналиста на работу в модной индустрии? 

ODA: Не могу сказать, что это решение было принято в один момент, более того, это был  довольно сложный для меня шаг. Всегда любила и люблю свою первую профессию и еще совсем недавно даже подумать не могла, что смогу работать в другой сфере. Мода — относилась скорее к личным интересам.

Студенткой довелось подрабатывать в известной международной компании, где нас в буквальном смысле слова «на зубок» заставляли изучать историю, принципы работы и философию известных мировых брендов одежды. Это не только принесло определенный багаж знаний, но и привело в швейные мастерские. Было проще придумать, нарисовать и отправиться к конструктору с эскизом, нежели приобрести, то в чем завтра будут одеты все твои подруги.

Кстати, именно привычка шить по своим эскизам, 4 года назад познакомила меня с человеком, без которого ODA не то чтобы не родилась, просто ее путь был бы более сложный и медленный. Это Валерия Жильёва, сегодня известный дизайнер белья. Именно благодаря ее профессиональному опыту и поддержке, на первых этапах, ODA такая, какой вы ее знаете.

В целом журналистика и дизайн одежды очень похожи. Со стороны многие могут подумать, что это профессии чего-то красивого, увлекательного и популярного… Мало кто понимает, что за кулисами стоит огромный и тяжелый труд. Особенно если ты хочешь делать качественный продукт. Люди из этих сфер обычно живут работой и делать их хорошо одновременно, к сожалению, не получается.

Когда ODA стала занимать все свободное и не свободное время, пришлось выбирать. Хотя, в глубине души, я очень надеюсь, что когда процесс работы будет отточен и у меня будет надежная команда, я все же частично вернусь в СМИ. Очень хочется писать об украинских предпринимателях среднего звена. Тех, кто продолжает работать в стране, несмотря на отсутствие условий, кто создает, выходит на международные рынки, не побоюсь это сказать:  действительно  делает «реформы».

SI: Как родилось название бренда?

ODA: ODA – это ода стилю, моде, красоте… До работы с женским бельем Валерия Жильйова владела ателье под названием ODA. Мы решили сохранить название. Просто не было надобности придумывать другое, а сделать бренд именным было сложно, ведь над ним трудилось три человека.

SI: Вы изначально создавали коллекции или первое время шили одежду под заказ в единичных экземплярах?

ODA: ODA существует ровно год и за столь короткое время, мы создали три коллекции. С самого начала одежда отшивалась именно коллекцией, хотя в промежутках появлялись мини-линейки. Например, трикотажные костюмы под новогодние праздники. Сейчас мы также работаем над рубашками и детской одеждой.

ODA

SI: Как долго собиралась команда, работающая над брендом и сколько в ней сейчас человек?

ODA: В течение всего года. Сложней всего было с производством. Никогда не подумала бы, что в Украине с этим могут возникнуть проблемы. Хорошие швеи и конструктора – просто на вес золота. Если у молодого дизайнера нет своей команды, то найти производство, где качественно и за приемлемую цену пошьют одежду – задача не из легких. Где-то требовали большой объем заказа, где-то шили не то чтобы посредственно, а очень плохо, где-то себестоимость работы получалась слишком высокой… Сейчас я работаю с швейным предприятием, сотрудники которого не только делают качественно свою работу, но и поддерживают меня как «новичка», помогая в подборе тканей, например.

Сама же ODA  — это 5 человек, каждый из которых занят своим профилем работы: финансами, юридическим делами и т.д. Абсолютно такая же роль в ODA, как и моя, принадлежит Ирине Выкалюк, одной  из основательниц марки. Сейчас ищем в команду PR-менеджера, то есть расширяемся.

SI: Вы используете только натуральные ткани. Это часть философии или вы допускаете, что однажды это может измениться?

ODA: Да, ODA работает исключительно с натуральными тканями. Кроме того, мы не используем натуральный мех, только так называемый «эко», то есть состриженный. Я допускаю, что в отдельных деталях мы будем использовать другие ткани, но в целом, как любит говорить мой конструктор, перевес всегда в сторону шерсти, шелка и коттона.

SI: Кто ваш самый большой критик и как вы относитесь к критике?

ODA: Журналистика — профессия, где ты каждый день сталкиваешься с критикой своей работы, в первую очередь, от своего редактора. Поэтому я привычно спокойно отношусь к ней. Более того, это всегда возможность посмотреть на свою работу со стороны, что-то изменить, заметить недостатки.

Но, мой самый главный критик – я сама. Всегда была очень требовательной к себе, я почти никогда не довольна результатом.

SI: Насколько для вас важны тренды при создании коллекций?

ODA: Создаю одежду подобно написанию текста: появляется идея, и я воплощаю ее на бумаге. Дизайнер должен задавать темп, а не бежать за ним. Конечно, какие-то тенденции я беру на заметку, но в целом не следую за тем, что «популярно».

ODA

SI: Есть ли у вас табу в создании одежды?

ODA: Любой человек, который скажет вам, что у него нет табу — немного слукавит. Мне не очень нравится само слово «табу». Просто есть вещи, действия, которые, мне лично, не приемлемы. Это касается не только одежды. Журналистом, я никогда не писала о жизни шоу-бизнеса. Не потому, что журналисты этой ветки хуже или лучше, а потому, что мне лично это не подходит. В моде все так же.

К примеру, больше года назад, сразу несколько дизайнеров и марок, «одновременно придумали» пальто с меховыми карманами. Некоторые даже спорили о первенстве. Выходишь на улицу, а там каждая вторая девушка в таком пальто, от марок украинского масс-маркета до известных украинских дизайнеров. Ты понимаешь, что создавать такую вещь – прибыльно, ее точно купят… Так вот, «пальто с меховыми карманами» я никогда не стану делать, даже если это  сулит хороший заработок. Не потому, что это плохо или хорошо, это просто не мое.

SI: Какой вы видите девушку, которая носит одежду вашего бренда?

ODA: Она не просто уверена в себе, но и не боится делать что-то, что выходит за рамки принятых норм. Она не получает самое «лучшее» образование, ей просто всегда не хватает новых знаний. Она не боится ошибаться, одеваться для себя, а не для кого-то, жить по своему усмотрению, быть независимой от предрассудков. Неважно кто она – спортсменка или инженер, главное, что такая женщина не ждет подарков от судьбы, а очень многое в ней создает сама.

SI: Планируете ли участвовать с показами на украинских неделях моды?

ODA: В этом году мы были представлены на UFW как стенд, среди нескольких молодых брендов. В дальнейшем, конечно, хотим участвовать с показами, но для этого необходимо еще немного «вырасти», в первую очередь моим профессиональным знаниям и умениям.

SI: За чьим творчеством из дизайнеров вы следите?

ODA: Мне нравятся Céline, Stella McCartney, Carolina Herrera, грузинские Atelier Kikala, Eloshi и, конечно, наш LAKE.

SI: Можно ли вас назвать модницей? Насколько велик ваш гардероб?

ODA: Если бы вы задали этот вопрос мне лет 5 назад, я бы не задумываясь, ответила «да». Но сейчас, мой гардероб — это базовые вещи. У меня нет проблемы «нечего надеть и полный шкаф одежды». Все чаще покупаю простую, удобную и лаконичную одежду. Несколько нарядов для праздничных мероприятий, несколько из собственной коллекции, а в остальное время мне вполне хватает хорошего брючного костюма, несколько пар джинсов и белой рубашки.

Очень важное место в моей жизни занимает спорт, поэтому у меня дома всегда больше разных брендов спортивной обуви, нежели платьев.

ODA

SI: Чего, по вашему мнению, не хватает украинской модной индустрии?

ODA: Это те проблемы, о которых мы уже говорили выше. Во-первых, производство, оно единично. Есть всего пару мест, где вы сможете пошить одежду хорошо и не выйти на заоблачную себестоимость. Создавая свою команду, вы абсолютно также столкнетесь с кадровым вопросом. Материалы для работы — еще один дефицит. В Украине просто нет хороших тканей и фурнитуры.

Во-вторых, не могу назвать много украинских марок, о которых можно говорить, как о конкурентах мировых брендов. Почему-то значительное количество марок хотят делать то самое «пальто с карманами». Одежда, к которой будут относиться как «сумасшедший художник к  написанию главной в своей  жизни картине», создается немногими.

Ну и в-третьих, в последнее время начался бум на отечественного производителя. Само по себе – это очень хорошо и откроет дорогу многим талантам, но давайте говорить откровенно. Какой процент из всех, кто резко захотел стать дизайнером может предложить качественный продукт?! Кто из них может представить Украину на международном рынке, даже через 2-3 года работы?! И сколько останутся «живы» через  несколько лет, потому что в работе преследуют не только коммерцию?!

Мы научились покупать «свое», но так и не научились требовать от «своих» хорошей работы.

SI: Есть ли личность, которой, как вам кажется, идеально бы подошла одежда вашего бренда?

ODA: Есть много девушек, женщин, которых мне бы хотелось видеть в одежде нашей марки. Сейчас мы работаем над целой рубрикой: интервью и фотографии в нашей одежде. Это будут известные волонтеры, писатели, предприниматели, журналисты, то есть те, женщины, взгляды на жизнь которых, совпадают с философией ODA. Если более конкретно визуализировать — то это собирательный образ от Хрысти Фриланд  до Кейт Бланшетт.

SI: Планируете ли вы коллаборации? 

ODA: Мы уже работаем с рядом художников. Это Алла Любимова, которая создала орнамент для рубашки с вышивкой, арт-дуэт братьев близнецов Василия и Ивана Костенко – Braty, которые не только работали над графическим оформлением марки, но и рядом принтов. Лилит Саркисян сейчас создает для нас сразу несколько эскизов.

SI: Что чаще всего вас вдохновляет?

ODA: Личности. Люди – это основной источник моего вдохновения. Например, прошлую коллекцию я создала, вдохновившись моим редактором, а сейчас подругой, известным политическим журналистом Татьяной Николаенко, пережившей рак. Она не только победила болезнь, но и очень многое изменила в себе. От внешнего до внутреннего. Я наблюдала за Таней больше года и была восхищена ее силой воли.

Очень люблю современное искусство, могу часами стоять возле картины, скульптуры, которую хотела увидеть, потом вдохновившись,  создаю эскизы или пишу.

Путешествия также вдохновляют, но не сам выезд за пределы страны, а именно знакомство с культурой, обычаями, людьми. Мы с мужем были во многих странах, обычно это выглядит так: два рюкзака, два билета, немного информации о городах, все. Никаких пятизвездочных отелей, отдыха у бассейна, пребывания только на туристической территории. Потом следует много приключений, знакомств, эмоций и по приезду — новых идей.

SI: Опишите идеальную атмосферу для творчества?

ODA: Мой кабинет, сейчас там ремонт и мне очень сложно работать в другом месте.

SI: Каким вы видите бренд ODA через 5 лет?

ODA: Через 5 лет я хочу видеть изменения в себе, в первую очередь. Мне очень не хватает профессиональных знаний и навыков. Конечно, я пытаюсь это исправить — буквально учусь держать иголку в руках.

В следующем году, благодаря поддержке семьи я еду учиться в школу дизайна в Лондоне. Это необходимо не для громких регалий, а всего лишь потому, что именно там много профессионалов готовых учить и делиться опытом.

Я мало думаю о показах, огромных витринах собственных шоурумов… Это логичный этап развития любого дизайнера. Скорее, уже сейчас я задумываюсь о том, как выйти за пределы Украины и как для этого надо работать. Через 5 лет мне бы хотелось быть узнаваемым  конкурентоспособным брендом во многих странах.

ODA

Автор статьи: Катерина Капцова

Фотограф: Ольга Иванова

Макияж: Анна Нилогова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии