Маша Бех не планировала быть дизайнером, её специальность была связана с менеджментом, но страсть стала призванием. Сегодня девушка одна из ярких и перспективных представительниц модной украинской индустрии, а её коллекции представлены на европейском, американском, арабском и азиатском рынках. В интервью для Styleinsider дизайнер рассказала о трёх городах, в которых ей довелось обучаться, двух линиях одежды бренда BEKh, сегодня производимых в разных точках земного шара, любви к фотографии, а также об Италии, которая навсегда влюбила Машу в себя.

SI: Расскажите о вашем образовании. Когда вы решили связать свою жизнь с модой?

Маша: В Украине я окончила факультет «Международный бизнес» в КИМО и затем уехала на магистратуру в Лондон. Мода всегда была для меня больше, чем увлечением. У моей семьи был магазин датской одежды, и я с 14 лет ездила на различные выставки в Данию, где мне было не просто интересно посмотреть вещи, но именно познакомиться с fashion-индустрией, узнать как создаются коллекции, кто за этим стоит, как строятся бренды. И так как «международный бизнес» — понятие очень обобщённое, выбирая специальность для магистратуры, я уже точно знала, что она будет связана с модой. Я не планировала становиться дизайнером, поэтому первую магистратуру я получила в Marangoni по «Fashion Business & Brand Management», но меня затянуло… Так как окончание учёбы совпало с началом финансового кризиса, начинать свой бизнес не имело смысла и у меня появился ещё один свободный год. Родители позволили мне выбрать то, чем я этот год буду заниматься и были уверены, что я выберу фотожурналистику, которой очень увлекалась, но я уже была полностью погружена в дизайн.

Маша Бех

SI: Каково было уйти в более творческую сферу и на какой ВУЗ пал ваш выбор?

Маша: Это, действительно, стало шагом в сторону от профессии управленца, но я с детства была творческой личностью, любила рисовать, а бизнес-специальность выбрала, по сути, из-за её финансовых перспектив. Образовавшийся свободный год я решила провести в Париже. Я могла остаться в Лондоне, но этот город больше подходит для тусовок и для меня он был очень «русским». Тогда мне казалось что «мода» и «Париж» — это синонимы, к тому же, я неплохо знала французский, всегда любила этот город и хотела погрузиться в эту волшебную культуру. Я выбрала в Marangoni курс «1 year course in Fashion Design» и думала, что он будет достаточно обобщённый, но в первый же день поняла, что попала в ад. Все мои одногруппники уже имели за плечами 3-4 года fashion-дизайна и были более чем хорошо подготовлены. На первом же занятии нам дали занятие скроить платье, для меня это был шок. Оказалось, что за год мы должны были освоить трёхлетнюю программу Marangoni. У нас было всего 3 предмета: кройка и шитьё, создание коллекции (иллюстрация, правила компоновки) и компьютерная графика. Первое время моя жизнь ограничивалась учёбой и домом, где я также усердно трудилась, чтобы получить от курса максимум. И лишь спустя время я начала выбираться в музеи, на выставки и просто прогулки.

Париж – очень красивый город, но он не для жизни иностранца. Возможно, сейчас это изменилось, но раньше ты всегда чувствовал себя там чужим. Париж является большим городом более 500 лет и французы на кончиках пальцев чувствуют, кто свой, а кто чужой, и не важно сколько лет ты уже прожил в нём и насколько хорошо владеешь языком. Этот снобизм читается не везде, но я его всегда ощущала. Поэтому, я улетела на следующий же день после окончания курса, хотя мне по-прежнему нравится Париж как картинка и как город, в котором есть что изучать. Париж дал мне очень многое.

SI: Как вам удалось за год получить необходимый для работы объём знаний?

Маша: Мне пришлось очень интенсивно самостоятельно заниматься и за 2 месяца произошёл резкий скачок от кружочков и палочек до безумных иллюстраций, понимания пропорций и светотени. Как следствие, один из преподавателей предложил мне принять участие в конкурсе, и хотя мне тогда казалось, что я не планирую становиться дизайнером, я согласилась. Конкурс назывался «Shape sensation», длился около 7 месяцев, в полуфинале экспонаты выставлялись в Галерее Лафайет, а победителей выбирали люди. Среди участников были абсолютно разные работы: боди из дерева, аутфит с использованием цветомузыки и прочее. В этом конкурсе я одержала победу и это помогло мне окончательно понять, что стоит посвятить себя дизайну. Так моя страсть превратилась в моё основное занятие.

После окончания курса, мне всё ещё очень хотелось продолжать учёбу, поэтому я подала документы на магистратуру по «Fashion Design» и поступила в Милане на бесплатное обучение. Милан для меня стал всем и даже больше. Я уже понимала систему образования в Marangoni, понимала где я и кто, куда мне стоит двигаться. Для меня было важно и то, что в Marangoni, в отличии от Central Saint Martins, например, дают не только творческие знания, но и знания из сферы бизнеса. Тогда же, параллельно с учёбой, я создала свою первую коллекцию и представила её на Ukrainian Fashion Week.

SI: С кем вам удалось посотрудничать во время учёбы?

Маша: Во время учёбы у нас была возможность попробовать создать джинсовую коллекцию для бренда Frankie Morello. Дизайнеры Frankie Morello поставили моему проекту самую высокую оценку. Скажу больше, спустя год в их коллекции мы увидели многие идеи, представленные тогда студентами.

SI: А какие впечатления у вас оставил Милан?

Маша: Милан настолько впечатлил меня, что я живу в нём до сих пор. После окончания учёбы я уехала в Киев, открыла ателье, наладила его работу и спустя 2 года вернулась в Милан. Для меня этот город раскрылся и в нём я нашла всё, что мне было интересно: развитую fashion-индустрию, а также людей, которые стояли у истоков, работали с самыми крупными модными домами и могут передать много прикладных знаний. Теперь я живу на две страны, в Милане изучаю всё, что может дать современная индустрия моды, а в Киеве воплощаю в жизнь полученные знания через свои коллекции.

Маша Бех

SI: Что вам дал каждый из трёх городов, в котором вы учились?

Маша: Лондон дал мне понимание глобальности бизнеса и индустрии. Париж был самым вдохновляющим и самым изысканным, в моих коллекциях и сейчас есть парижский флёр. Мне нравится строгость, пиджаки, женщины в костюмах, а француженка, которую создал Ив Сен-Лоран, всегда стоит у меня перед глазами. Благодаря Парижу появилось богемное желание миксовать вещи, там я абсолютно перестала пользоваться косметикой и красить волосы, мне нравилось ощущение некой интеллектуальной самобытности, внутренней свободы. Именно оттуда появилась любовь к стилю бобо – буржуазной богемы, который находится на грани интеллекта и трендов. Милан же дал мне ощущение тканей, текстур, ремесленничества. Половина составляющей нашего бренда – ручная работа, мы даже каждую вещь выкраиваем отдельно, делаем вышивку, а выпущенные нитки, на которых я настаиваю, как бы, говорят: «вещь закончена, но не до конца», в ней есть какая-то приятная ошибка человека, она ближе к правде. Я убеждена, что когда вещь идеально вычищена, она смотрится немного искусственно.

SI: Где сейчас находится ваше производство?

Маша: Линия BEKh Atelier шьётся в Украине, трикотажная линия nuBEKh – в Португалии (на фабрике, которая сотрудничает KENZO, Balmain), она другая по ценовой политике и по лайфстайлу. Безусловно, производство в Португалии влияет на цену, но это того стоит, и в плане качества, и в плане возможностей. В Украине я часто слышала: «Мы этого сделать не можем. Никто такое не просит. Зачем вам это?». Но я верю, что индустрия вырастет.

SI: Расскажите о вашей команде. Вы сейчас выполняете  функции и управленца, и дизайнера в своём бренде?

Маша: Недавно я нашла себе партнёра по бизнесу, который будет помогать мне с административными функциями, но пока не могу до конца делегировать всё, чувствую, что должна быть на контроле каждого этапа. Последний человек пришёл в нашу команду около двух лет назад, сильной текучки кадров у нас нет. Также недавно поменялся менеджмент и мы, наконец-то, выработали стратегии развития обоих брендов. Не зря говорят «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах», со временем жизнь тебя обтёсывает и направляет. За 5 лет работы мы поняли, что бренд BEKh Atelier — более творческий, он ближе к современному искусству.

SI: Вы часто участвуете в международных выставках, помогает ли это в продажах или является имиджевой рекламой?

Маша: Безусловно, участие в европейских выставках имеет чисто коммерческую основу: ты показываешь коллекции, получаешь заказы и обеспечиваешь себя загрузкой на ближайшие месяцы. Сейчас наш бренд представлен в Канаде, Саудовской Аравии, Америке, Японии. Если же говорить о линии nuBEKh, то даже в одной из названных стран нас продают несколько бутиков. Эта линия более носибельна, понятна и доступна по цене.

SI: Есть ли отличия в предпочтениях байеров из разных регионов?

Маша: Конечно, существуют преференции по цветам и длинам. Азиаты не покупают жёлтое и некоторые оттенки зелёного, для Саудовской Аравии байеры выбирают длину макси, много вечернего, американцам важна практичность и чтобы одежда их стройнила. Все эти нюансы и особенности я, конечно же, учитываю и при разработке коллекции.

SI: А что выбирает клиентка из Украины?

Маша: Наша клиентка в Украине отличается от типичной клиентки этого рынка. Она любит закрытые и строгие вещи, концептуальные платья, не приемлет вульгарности.

SI: Чувствуете ли вы, как за 5 лет вашей работы изменился украинский рынок?

Маша: Fashion-индустрия в целом очень динамична. Если у тебя родилась идея, её нужно было реализовать ещё вчера. Украинский рынок – не исключение. Возвращаясь каждый раз из Милана после нескольких месяцев отсутствия, удивляюсь тому, как много появляется дизайнеров, Instagram-проектов и прочего. От этого тяжело понять реальность происходящего и востребованность этого всего. В Украине все хотят быть дизайнерами, но никто, почему-то, не хочет заниматься принтовальным, покрасочным производством, или поставить масс-маркет на более высокий качественный уровень. Да, у нас отшивают Zara и прочее, но пока качество оставляет желать лучшего, всё это немного местечково.

За последние 5 лет в модной индустрии всё настолько поменялось, что даже у тех, кто работают в ней 20 лет, такое же ощущение белого листа, как и у тех, кто начал недавно. Все начинают всё заново. Тогда не было Facebook, Instagram. Сейчас же картинка — прежде всего, социальные сети становятся важным каналом продаж и с ними даже связаны отдельные профессии.

SI: Планируете ли вы создавать мужские коллекции?

Маша: Раньше мы делали мужские коллекции для показа. Была также идея запускать отдельную трикотажную линию для мужчин, но в связи с кризисом, мы пока её отложили. Тем не менее, в ателье, индивидуально, мы шьём мужское. Вообще, я очень люблю мужскую одежду и классические мужские ткани, думаю, сказывается влияние Италии.

SI: На какой показ вы бы хотели попасть и как видите собственный идеальный показ?

Маша: Безусловно показ Prada. Каждое шоу этого бренда – событие в мире моды. Особенность показ Prada в том, что абсолютно всё работает на одну идею: локация, музыка, свет и даже кастинг моделей. Не перестаю восхищаться тем, как этот бренд подходит к презентации каждой коллекции. Это не просто коммерческая тема, когда девочки вышли и показали одежду, это – настоящее искусство, за которым стоит гениальная команда.

2016-03-02-March-nuBEKh-Styleinsider-02

Если же говорить о моём показе, я бы очень хотела сделать его не в Париже, как большинство дизайнеров, а в Италии. К тому же, я для этого рынка ближе. Что касается концепта, меня давно увлекает бленд между арт-перформансом и модным показом, общие проекты с художниками. Когда-то я делала коллаборацию с Никитой Каданом на Kiev Fashion Days, мы тогда одели моделей в одежду BEKh, они ходили среди посетителей, и у них была задача что-то выстроить. Этим мы хотели показать, что для моделей участие в показе – это работа, так же как и за созданием коллекции стоит колоссальный труд. Я бы хотела сделать несколько перформансов, но уже в других странах. И большим счастьем и успехом для меня бы стало создание перформанса в рамках Биеннале.

SI: Тогда, кто из художников вам близок?

Маша: Я обожаю и восхищаюсь Мариной Абрамович. Она очень сильная и целостная индивидуальность, заставляющая о многом задуматься и включить внимание. Однажды я попала в МоМA на её перфоманс “Artist Is Present”, где каждый желающий мог сесть за стол напротив художницы. Я, честно говоря, постеснялась, так как это очень медитативное состояние, в котором у людей возникают абсолютно разные эмоции. Там же студенты повторяли перформансы Марины Абрамович, один из них заключается в том, что стоит голый мужчина и женщина, а пройти между ними можно только боком. Я заметила, что все женщины проходят лицом к женщине, так как сделать наоборот – стоит больших усилий, все стесняются и чувствуют себя некомфортно. Вообще, современное искусство – это больше загадка, которая заставляет задуматься, длительный внутренний разговор, чем просто красивая картинка.

SI: Вы говорили, что увлекались фотографией, что именно вам нравилось снимать?

Маша: Как ни странно, я никогда не любила снимать fashion, мне он кажется слишком искусственным. Я снимала репортажку. Моя семья очень любит Африку, только в Кении я была три раза. Это совершенно другой мир, где происходит полное обнуление сознания. Африканские деревни, люди. Природа – всё это очень вдохновляет. Хотелось это запечатлеть и рассказать об увиденном другим. Затем я делала мелкие репортажи о том, как создаётся высокая кухня во французском ресторане «Артишок». Сначала было непросто войти в доверие, но уже через несколько месяцев тебя начинают не замечать и тогда рождаются реальные истории.

Сейчас я, к сожалению, не снимаю. Меня полностью поглотила профессия дизайнера и даже на отдыхе я просто ложусь пластом, до фотоаппарата руки обычно не доходят.

SI: А где вы любите отдыхать?

Маша: Для меня лучший отдых – отдых на море, оно успокаивает и приводит в чувство нервную систему. Я обожаю Италию, Средиземное море, Лигурийское побережье, что уже говорить о прекрасной кухне. Даже в Париже, гастрономической столице, родине высокой кухни, через несколько дней я мечтаю об итальянской еде и правильном кофе. Выходит, я тоже немного сноб (смеется).

Маша Бех

Приобрести одежду бренда nuBEKh можно на Styleinsider Store

 Благодарим за помощь в организации съёмки 29 Flowers

Автор статьи: Катерина Капцова

Фотограф: Анна Некрасова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии