Онлайн-платформа Farfetch и деривативы — отличный пример того, как можно зарабатывать деньги практически из воздуха. Шутка. Просто пару недель назад Farfetch запустили в Украине, и я думаю, что это отличный повод обратить на них внимание, если вы еще не. Тем более, модель поведения, которую они используют, обязательно попадет в книги по fashion-ритейлу — зачем ждать книги, если можно порадоваться за них уже сегодня.

History first. Компания Farfetch была основана в 2007 г. в Великобритании Жозе Невешем (который сейчас занимает должность СЕО), а вебсайт фактически заработал в 2008 г. Напомню, что на момент основания Farfetch другой британец (и первопроходец модного онлайн-бизнеса) — Net-a-Porter — уже работал семь лет. Впрочем, о конкурентах Жозе Невеш отзывается как о не-конкурентах — по его мнению, пересечение ассортимента Farfetch и Net-a-Porter — всего 4%, остальные 96% на Farfetch — эксклюзив. Но это лирика.

Farfetch

Биография основателя заслуживает внимания. Жозе Невеш — португальский бизнесмен, который со средины девяностых в той или иной степени занимался fashion-стартапами. Кроме того, в свое время его деду принадлежала обувная фабрика. В 1994 г. Невеш, на тот момент студент экономического факультета, открыл компанию Grey Matter, которая занималась разработкой компьютерных программ для производителей одежды. В 1996 г. Жозе переехал в Лондон и открыл магазин Swear, а после и сам занялся производством обуви в рамках бренда B Store. Во время недели моды в Париже в 2007 г. (так гласит история) у него появилась идея создания некого виртуального пространства, которое бы давало возможность небольшим модным бутикам (у которых есть вкус, чтобы делать классные закупки, но нет опыта ведения бизнеса в интернет) продаваться онлайн. На практике получается, что локальные модные магазины зачастую имеют свою устойчивую клиентуру, которая «делает» им львиную долю выручки. Довольствуясь этим, они редко выходят в онлайн, упуская потенциальное увеличение прибыли. Farfetch берет онлайн на себя, наращивая доходы как магазинам, так и себе.

Штаб-квартира Farfetch находится в Лондоне, однако «местные» офисы расположены в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Гимарайнше, Порто, Сан-Паулу, Шанхае и Токио. Вкратце модель работы платформы можно описать следующим образом: на сайте представлена продукция из четыреста магазинов по всему миру (так бывает, что на одни и те же, например, кеды предлагается разная цена в зависимости от бутика, из которого будет осуществляться доставка). Важно понимать, что Farfetch не занимается закупками — это виртуальный магазин, который аккумулирует существующие предложения. В случае успешного совершения транзакции (то есть, покупки этих самых или других кедов) Farfetch забирает себе комиссию в размере 25% от чека. Сайт платформы мультилингвален — есть вариант общения на английском, французском, японском, китайском, португальском, корейском, немецком, русском и, собственно, родном для Невеша испанском.

Farfetch

Farfetch доставляет товары из партнерских магазинов в более чем 170 стран мира. Количество брендов, представленных на платформе, уже перевалило за две тысячи, а это означает, что едва найдется другой онлайн-магазин, в котором можно было бы купить все редкое сразу. Farfetch разделяет бренды на люксовые и так называемый «lab», который объединяет все новое и очень экспериментальное. Впрочем, самую большую прибыль Farfetch все равно получает благодаря продажи таких брендов, как Valentino, Givenchy, Saint Laurent и Comme des Garsons.

Farfetch

Успех Farfetch — это люди, которые там работают. Кроме Невеша, который съел собаку на стартапах и моде, в совете директоров сидят профессионалы. Так, например, на посту директора по бренду и стратегии (на русском звучит странно, в оригинале эта должность сформулирована, как brand and strategy director) работает Сюзанна-Тайд Фрейтер, которая до этого была креативным директором в британских универмагах Harrods и Selfridges, а сейчас параллельно работает fashion-директором в Victoria Beckham. Вице-президент по технологиям в Farfetch — Дэвид Линдси — проработал главным по технологиям в Net-a-Porter целых пять лет. За маркетинг в совете директоров отвечает Стефани Хортон, у которой в трудовой числятся американский онлайн-гигант Shopbop на аналогичной должности, а также журнал Vogue. Финансами руководит Эллиот Джордан, который до Farfetch занимался финансовыми вопросами в масс-маркетовском Asos.

Farfetch

Farfetch

Farfetch — пожалуй единственный единорог в fashion. В мире финансов «единорогами» («unicorn») называют стартапы, стоимость которых переваливает за $1 млрд. Согласно VentureBeat, по состоянию на январь 2016 г. в мире насчитывалось 229 компаний-единорогов, самыми крупными из которых являются Uber, Xiaomi, Airbnb, Palantir, Snapchat, Dropbox и Pinterest. В The Unicorn List, который ежегодно составляет Fortune, компания Farfetch, стоимостью в $1 млрд., занимает 137-е место.

Farfetch

Я не очень разбираюсь в стартапах, но мне кажется, что они постоянно находятся в стадии привлечения инвестиций. Эта же история случилась с Farfetch. Не знаю, как вы, но время от времени я постоянно натыкалась в новостях на информацию о дополнительных инвестициях, которые компания получила от тех или иных инвесторов. Инвесторы Farfetch — известные венчурные фонды, которым интересны технологии — Advent Venture Partners, Index Venture, e.ventures, а также Conde Nast, который выпускает Vogue — самый известный модный журнал в мире. В целом, за последние годы они привлекли инвестиций на порядка $305 млн. Из последнего: буквально неделю назад они получили еще $110 млн.  от китайского IDG Capital Partners, сингапурского Temasek и Eurazeo. Интерес азиатских фондов логичен: четверть доходов Farfetch генерируется именно в этом регионе. Впрочем, в прошлом году много говорили о том, что инвесторы из Силиконовой долины с опаской отзываются о лондонских технологичных стартапах, среди которых и Farfetch, Asos и Boohoo, которые якобы не дотягивают по прибыли. Farfetch пока вне зоны риска по «отдаче» — в 2014 г. их продажи достигли $300 млн. (в 2015 г. — порядка $500 млн. — но это только слухи, потому что компания отказывается показывать отчетность), а число клиентов — 450000.

Учитывая факт того, что Conde Nast инвестировали $20 млн. в стартап, можно предположить, что они будущая онлайн-платформа, на которой Conde Nast будут продавать модные товары, будет связана с Farfetch или с их технологическими решениями (это самые крупные инвестиции издательского дома за последние годы).

Farfetch

Плюсы Farfetch в том, что в списке постоянных издержек не фигурирует содержание магазинов, складов и закупок со всеми вытекающими. Поскольку объем сделок действительно огромен, компания может рассчитывать на снижение затрат на логистику благодаря договорам с перевозчиками. Учитывая факт того, что сеть магазинов, которые объединяет Farfetch, действительно огромна, было создано приложение для смартфонов, особо полезное для путешествующих — вы можете «просканировать» местность на предмет наличия магазина Farfetch, также у них были планы по облегчению процессов обмена и возврата внутри сети (я этим пока не пользовалась, поэтому сказать ничего не могу).

Редко какой магазин может позволить себе (да и рационально ли это) закупить коллекцию от и до — обычно локальные бутики отбирают вещи, основываясь на предпочтениях местной целевой аудитории. Поскольку Farfetch объединяет множество магазинов по всему земному шару, шанс найти что-то нужное, но не попавшее под руку местных байеров, увеличивается. Также платформа активно ратует за омниканальность fashion-продаж — то есть, сначала вы ищите нужную вещь в онлайне, а потом имеете возможность примерить ее и купить в оффлайне. Именно для улучшения омниканальности, а также для тестирования всяких фишечек в прошлом году Farfetch купили известный лондонский бутик Browns.

Farfetch

О них можно много говорить (собственно, пресса так и пестрит заголовками об успехе Невеша в привлечении инвестиций). Однако, нам о Farfetch в первую очередь нужно знать то, как ловко компания придумала зарабатывать деньги. По сути, все инвестиции, которые они привлекают, направляются на выход на новые рынки. Я даже боюсь начинать говорить об их программистах и о движках, которые работают в Farfetch. Кроме того, у них гениальный маркетинг и, как я подозреваю, сумасшедшие бюджеты на него — зайдя однажды на их сайт, гиперссылка на просмотренную вещь будет вас преследовать еще очень долго.

Farfetch — это продавец, чья задача продавать. Их абсолютно не волнуют вопросы складских запасов, остатков и правильности закупок, однако отпустив вопросы продвижения платформы на минутку на самотек, можно запросто недополучить планируемую выручку.

Farfetch

Жозе Невеш и его единорог учат нас тому, что идеи для бизнеса на миллиард летают в воздухе. Кто-то отшивает новые коллекции каждые две недели, чтобы одеть весь мир, а кто-то придумывает, как продавать кроссовки Valentino и винтажные жакеты Chanel, физически к ним не прикасаясь. Потому что все, абсолютно все зависит от того, как далеко мы можем шагнуть в своем воображении. Это ли не прекрасно?

Жозе Невеш

Фото: farfetch.com, nytimes.com, brownsfashion.com.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии