За последние несколько дней только ленивый не написал о том, что Эди Слиман покинул Saint Laurent, и что на его место назначен Энтони Ваккарелло, который до этого занимался дизайном Versus в Versace (предлагаю ввести еженедельную рубрику о миграции дизайнеров в fashion-мире, я думаю, пустовать такая точно не будет). Слиман молчит, Донателла печалится, СЕО Saint Laurent возлагает на нового дизайнера большие надежды, а весь оставшийся модный мир судачит, чем же займется теперь Эди Слиман, и что будет с обновленным Saint Laurent. Прямо-таки интрига-интрига.

Я не ленивая, разобрать Saint Laurent по кусочкам мне хотелось давно, тем более, учитывая длительную историю с убыточностью бренда, поэтому предлагаю не ограничиваться фразами «Слиман покинул Saint Lauren», «Ваккарелло занял пост Слимана» и «Ив Сен-Лоран одел женщин, как мужчин». Поехали.

Ив Сен-Лоран

Об истории дома Yves Saint Laurent было много сказано и — в последнее время — многое снято. Если о хрометраже, то дом появился в 1961 г. благодаря союзу предпринимателя Пьера Берже и талантливого модельера Ива Сен-Лорана. В 1966 г. была запущена линия готовой одежды Yves Saint Laurent Rive Gauche. Кроме одежды они выпускали духи (сначала — на производственных мощностях другого предприятия, которое потом было выкуплено в восьмидесятых), аксессуары, одежда же была в формате кутюра и pret-a-porter согласно общепринятой в модном мире сезонности. Иву Сен-Лорану принадлежат такие знаковые изобретения, как Le Smoking (Ив захотел надеть на женщину брючную двойку, которая бы не сковывала ее движений, но позволяла оставаться сексуальной), куртка-сафари (также он стал первым дизайнером, который начал приглашать африканских и азиатских моделей для участия в своих показах), платье «Мондриан» и многое другое. В 1999 г. Yves Saint Laurent была продана Gucci Group (которая теперь Kering). В 2002 г. Ив Сен-Лоран показал свою последнюю коллекцию и закрыл линию кутюр (которую буквально недавно возродил Эди Слиман).

Ив Сен-Лоран

Энтони Ваккарелло — шестой по счету дизайнер в (Yves) Saint Laurent. Как уже было сказано, до 2002 г. брендом занимался Ив Сен-Лоран, затем эстафетная палочка перешла к Альберу Эльбазу, Тому Форду, Стефано Пилати, Эди Слиману и, теперь уже, к Энтони Ваккарелло.

Сегодня Saint Laurent — лакомый кусочек, потому что бренд генерирует Kering 12% выручки в люксовом сегменте (львиную долю дает Gucci) и 8% от продаж холдинга в принципе (напомню, что у них есть еще Puma и кое-что другое). По состоянию на 2015 г. Kering самостоятельно управлял 142-мя магазинами Saint Laurent по всему миру (для сравнения: магазинов было 64 в 2007 г.).

Saint Laurent

Если смотреть на товарные группы, то 49% выручки дает кожгалантерея (вкусные Sac de Jour, придуманные Слиманом, которые, похоже, окажутся вне времени, умеют приносить прибыль), 17% — обувь, 23% — одежда ready-to-wear и 11% — все остальное. Основной покупатель (39%) находится в Западной Европе, 24% — в Северной Америке, 22% — в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 8% — в Японии.

Saint Laurent

Прежде чем говорить о Слимане как о самом главном (после Ива) дизайнере Saint Laurent на текущий момент, следует понять, каким был бренд на момент прихода Эди в модный дом. Я специально начала с цифр, потому что на сегодняшний день Saint Laurent (тот Saint Laurent, который сейчас находится в руках Ваккарелло) — самый быстроразвивающийся бренд (из ряда премиум) во всем мире. В прошлом году выручка Saint Laurent превысила $1 млрд. Начиная с 2012 г., когда Слиман занял свою должность, и вплоть до 2014 г. выручка ежегодно росла в среднем на 20%, что превышает показатели любых других брендов из премиум-сегмента. Для сравнения, в 2007 г. выручка Yves Saint Laurent составляла 221 млн. евро, при этом финансовым результатом был убыток в 32 млн. евро. В 2009 г. убыток был в 10 млн. евро, и так вплоть до появления на горизонте Слимана со своими реформами. Gucci Group, которые в свое время выкупили Yves Saint Laurent, и которые потом назывались PPR и теперь называются Kering, постоянно датировали бренд — у него было имя, у него была история, которая при правильном маркетинге хорошо продает, у него была легенда, которую нельзя просто зачеркнуть. Менялись дизайнеры: Том Форд хотел сделать «погорячее», Альбер Эльбаз добавлял женственности, а Стефано Пилати и вовсе «размазал» образ — мы не говорим о том, что было некрасиво — как раз, было очень красиво, однако денег это владельцам не приносило.

Итак, во время своего второго пришествия в бренд (о первом скажу чуть позже), которое продлилось четыре года, Эди Слиман провел полное реформирование знаменитого дома моды. Условием его назначения была полная свобода действий (в финансовом плане ситуация была настолько плачевной, что терять PPR уже было нечего). Должность Слимана в Saint Laurent называлась «creative and image director», то есть, он отвечал не только за коллекции, которые клиенты видели на выходе, но изначально придумывал концепцию бренда, на которую бы накладывалась коллекция, и что в итоге приносило бы прибыль. Именно Слиман, как мы помним, предложил смену логотипа и отрезал «Yves» в названии ready-to-wear версии бренда. Также Эди Слиман изъял все старые коллекции из магазинов, чтобы ничто не отвлекало клиентов от нового старого бренда. Дизайн бутиков Saint Laurent тоже изменился — черно-белый монохром сменил красные интерьеры.

Saint Laurent

Изменилась и реклама. Во-первых, ее стало много, в разы больше, чем это было раньше. Во-вторых, изменилась и визуальная сторона рекламы — кампании снимал сам Слиман (который еще и фотограф), они были черно-белыми, а героями стали звезды инди-рока.

Эди Слиман

Эди Слиман

После того, что Эди Слиман сделал в Yves Saint Laurent, реформирование Gucci Алессандро Микеле после Фриды Джаннини (это когда шик бабушкиного сундука сменил дерзость коротких полупрозрачных платьев) кажется детской шалостью. Любят в Kering изменения.

Biker jacket, skinny jeans, Paris shoes, Janis shoes, Sac de Jour — это теперь новые синонимы Saint Lairent — финансово успешного современного немного гранжевого бренда.

Saint Laurent

Эди Слиман родился в Париже в 1968 г. в семье итальянки и тунисца. С 11 лет он начал серьезно заниматься фотографией, а с 16 заинтересовался модой и созданием одежды под собственным именем. Слиман учился истории искусств в Ecole de Louvre. Стоит сказать, что сам Ив Сен-Лоран хотел видеть на своем месте Эди Слимана. В девяностых (если нужно точнее, то в 1997 г.), еще при Иве, Слиман работал в компании и быстро продвинулся от ассистента в отделе fashion-маркетинга до дизайнера (он вывел линию Rive Gauche Homme на новый этап развития). После случился Dior Homme с узкими штанишками, которые либо любили, либо ругали, но всегда — носили. Говорят, у Слимана с Сен-Лораном было много общего: с разницей во времени их обвиняли в пошлости, они оба обожали искусство и стремились предложить клиентам ультрасовременный гардероб. Кстати, «бросив» Yves Saint Laurent Rive Gauche ради Dior Homme, Эди Слиман в свое время также отказался возглавить Jil Sander.

Saint Laurent

С 2000 по 2007 гг., отвечая за Dior Homme, Слиман также стал первым мужчиной-дизайнером, который получил премию CFDA именно за то, что он делал в Dior Homme (помните эти приталенные силуэты?).

Во время креативного директорства в Saint Laurent Слиман перевез дизайн-цех из Парижа в Лос-Анджелес, где он активно занимался своей любимой фотографией. Он сложный, где-то — капризный (хотя, считаются ли капризами действия, которые приносят деньги?), но невероятно талантливый.

Для меня Эди Слиман очень цельный. Я даже не знаю, с кем его можно было бы сравнить, почему-то первым на ум приходит разве что император модного мира Карл Лагерфельд — несколько брендов сразу, однако концепции даже не позиционирования, а существования каждого продуманы настолько детально, что через пару минут уже не знаешь, как было «до». Эди Слимана ведь очень ругали за новое название, за новый логотип, за несвойственную YSL концентрацию дерзости. Помните байкерские ботинки Saint Laurent, которые «ничего святого» и «кто такое наденет?» и которые оказались потом в тотальном солд-ауте — получите и распишитесь.

Saint Laurent

Мое ощущение, что сегодня Эди Слиман для Kering — дорогое удовольствие. Официально компания и Слиман не продлили контракт из-за «невозможности согласовать условия». Говорят, они не сошлись в цене гонорара. Моя любимая Ванесса Фридман по этому поводу написала, что дизайнеры сейчас с опаской подписывают долгоиграющие контракты, потому что в случае финансового успеха того продукта, который они создают, они логично захотят прибавки, поэтому для них выгоднее пересматривать условия. Теперь можно попробовать поставить себя на место Эди Слимана, который пришел в попахивающий нафталином убыточный бренд и за четыре года вывел его из чистого убытка в чистую прибыль в 169 млн. евро. Вполне вероятно, что он захотел прибавки, на которую руководство холдинга не согласилось. Действительно, зачем платить больше, если ты и так знаешь, в каком направлении работать (гранж, заклепочки, черно-белое, кожа и т. д.). Дорогу молодым.

Энтони Ваккарелло

Справедливости ради скажу, что Энтони Ваккарелло действительно талантлив и у него наверняка получится продолжать созданное Эди Слиманом. Ваккарелло — это комбинация яркой женственности и острой маскулинности. Для сравнения: Донателла Версаче — это просто яркая женственность, Эди Слиман — острая маскулинность женских силуэтов с особой любовью к черному цвету. Ваккарелло действительно очень хорошо подходил Versace — ему удалось снять с бренда клеймо «шальной императрицы», облагородить их, что ли, оставив сексуальность. Правда, пока никто не знает, получится ли у Ваккарелло создавать такое количество маст-хэвов, как это делал Слиман, нам остается только ждать новой коллекции, которую увидим через несколько месяцев.

Saint Laurent

В общем, ситуация на сегодняшний день следующая: Saint Laurent лишился реформатора. Может, это и хорошо, потому что главные реформы уже сделаны и теперь их задача — следовать намеченному курсу. Факт того, что Эди Слиман ушел, подтверждает, что дизайнер знает себе цену. А еще он знает, как создавать что-то очень крутое и очень продаваемое. Интересно, сможет ли какой-нибудь бренд из высшего эшелона нанять Слимана на дизайнерский пост.

Будет очень весело, если это сделает Донателла Версаче.

Saint Laurent

Фото: hedislimane.com, facebook.com/ysl, ysl.com, vogue.com, telegraph.co.uk.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии