Баухауз — артистическое движение-вспышка начала ХХ века, сломившее стереотипы, к чему прилагаем гриф «дизайн», снова у руля. Совместный проект «Vitra Design Museum» и «Bonn Bundesskunsthalle» при поддержке модного концерна Hugo Boss и фонда «IKEA Stiftung» сталкивает знаковые творения художественного объединения и современную digital-эру. Хэштеги, комментарии последователей и наследие высшей школы строительства и конструирования в проекте «Bauhaus. #allesistdesign».

Bauhaus. #allesistdesign

«Идеи Баухасуза были по-настоящему революционны, такими же они остались и сегодня. Как и вчера, так и сейчас, каждый ищущий нового восприятия, намерено или бессознательно обращается к творению Вальтера Гропиуса, к его единому целому искусства, архитектуры, дизайна и ремесленничества». Эва Айслер, архитектор и дизайнер.

Тогда, в 1919-м, основатель Баухауза, Вальтер Гропиус поставил перед собой четкую цель — взрастить новое поколение дизайнеров, ремесленников, способных думать и создавать творчески, следующих законам эргономики, манипулирующих процессами восприятия и чувствующих точку пересечения потребности клиента и функциональности продукта. В понимании Гропиуса, дизайнер не только придумывает каждодневно используемый объект, своим творением он видоизменяет среду, упрощает жизнь, соединяя искусство с комфортом. Идея, одновременно спровоцировавшая импульс к развитию тенденции «Social Design» и разжегшая споры среди мирового арт-сообщества, стала настоящей аксиомой для современного дизайна. Плечом к плечу, преодолевая разные жизненно-временные рамки, с ключевыми фигурами движения Марианне Брандт, Лионелем Фэйнингером, Василием Кандинским и Паулем Клее стоят современные художники, дизайнеры и архитекторы — Николай Олаф, Эдриан Зауер, Энзо Мази, Лорд Норман Форстер, Альберто Меда, Марсель Вандерс и Unfold.

Баухауз

Баухауз

Баухауз

#create_context

«Я не чувствую себя дизайнером, спровоцированным Баухаузом, я чувствую себе дизайнером, вдохновленным Баухаузом». Арик Леви, дизайнер.

Для всех творящих под знаком «Bauhaus» дизайн воспринимался как способ мышления, существенный противовес стайлингу. Процесс создания новых объектов не ограничивался лишь улучшением визуальных характеристик существующих предметов, а наоборот был направлен на поиски инновационных решений, работу с формой и структурой, упрощение материалов и улучшение параметров. Студенты Баухауза верили, что прошлое, преломленное через призму новых знаний, умений и навыков, рождает совершенно новое, усовершенствованное будущее. Реинкарнация с иголочки — разве не этой тактики придерживаются сейчас современные дизайнеры и архитекторы? На этот более, чем риторический вопрос, ответ все-таки склоняется больше в сторону знака «+». Раф Симонс и его пост-диоровская отдушина — совместная с датской текстильной компанией «Kvadrat» мебельная капсула . «Sophisticated, playful», трубила западная пресса во время берлинской презентации, но главное, что исключительно удачно подобранные цвета, фактуры и материалы делают коллекцию абсолютно органичной во множестве вообразимых интерьеров, подчеркивая, что функциональность и красота способны сосуществовать в рамках одного пространства.

Баухауз

Баухауз

#vs_factor

«Баухауз — катализатор. Без его участия в реакции, вряд ли бы мы знали современный дизайн, таким, каков он сейчас. Это как-будто индустриальная производная и артистическая составляющая, сшитые с друг другом без единого шва. Это средство демократизации дизайна». Карим Рашид, дизайнер.

За пару лет до возникновения Баухауза, Европа пестрила революциями, империи падали одна за другой, воздух был тяжелым одновременно от свалившихся на плечи граждан, казалось бы, долгожданных свобод и обманутых надежд. Как реакция на столь существенные изменения, дизайнеры Веймарской республики решились найти новое определение уже существующих констант пространства — формы, цвета, движения, ориентации.

В сравнении с началом ХХ века давление на сегодняшнее общество увеличилось на порядок. Военных конфликтов не меньше, и число стран, втянутых в них косвенно или прямо все также велико, диджитал глобосфера с каждой секундой наращивает новые гигабайты информации, продуктивности работают на полную мощность, но при этом всевозможные всемирные организации глаголют об устойчивом развитии и тотальной экологизации процессов. Столетие прошло, но те вопросы, которые исследовали в своих лабораториях, ученики школы Баухауза не потеряли своей актуальности: человек vs. машины, индивидуум vs. общества, авторство vs. коллективного разума. «Zeitgeist» Баухауза — это критичность и ирония в работе, два инструмента, связующие первопроходцев революционного дизайна и их последователей, компоненты, без которых творить и жить в этом мире в любое время задание практически невозможное.

Баухауз

Баухауз

Баухауз

#learning_by_doing

«Bauhaus is more than attitude. Their way of thinking, their way of doing». Бенедетта Теглибью.

В процессе обучения в школе Баухауса, каждый ученик должен был усвоить одно простое правило — все, что создается в лабораториях и классах может быть интегрировано в повседневную жизнь прямо с учебной скамьи — от единичного экземпляра до серийного производства.

Баухауз

Баухауз

#think_about_space

«Пространство как мембрана». Баухауз, издание 43-е.

Становление Баухауза как арт-института проходило в одно из самых смутных времен прошлого века. Истощенная Первой Мировой Войной, разрушенная Европа первоочередно нуждалась в реконструкции. Но еще острее по срочности вопроса была потребность населения в новом жилье. Для оптимизации ситуации ученики Баухауза предложили концепцию «функционального жилья», компактного пространства, внутри которого давление на физическое и эмоциональное состояние человека было бы минимально. Воспринятая, как полный авангард, идея на практике подтвердила свою безупречную социальную репутацию, доказав, что для комфорта важна правильная подача и удобства, а количеств квадратных метров скорее лишь повод для хвастовства. С течением времени концепция трансформируется и сейчас ее легко разглядеть под грифом «Sharing Communities» или же «Со-Housing». У каждого жильца собственное пространство, позволяющее ему сохранять финансовую независимость, а личное оставлять личным, но при этом доля бытовой взаимовключенности значительна. Совместные блага, вроде детской площадки, сауны и просторной комнаты общего пользования для приема гостей — это не только попытка рационально использовать пространство, это возможность не оставаться одиноким в мультимилионном городе, слышать детский смех во дворе, собираться с соседями на гриль, проводить воскресную совместную физразминку. Параллельно с ко-хаузингом над мебельными трансформациями работали дизайнеры Ван бо Ле-Ментцель и Энзо Мари. Последний в 74-ом презентовал концепцию «auttoprogettazione» — такая себе вариация мебельного конструктора. Из элементов одного набора можно своими руками собрать несколько вариаций кресла, столешницы или же кровати. Самосбор, в понимании Мари, демократизирует дизайн, оставляя даже в серийном производстве масс-маркета место для импровизации. Немного фантазии, умения правильно читать инструкцию по сбору и потребитель уже сам себе режиссер.

Баухауз

#colour_trend

«Баухауз был одним из самых радикальных, изменяющих сознание, эстетических концептов». Тобиас Рейбергер, художник.

Клише — Баухауз ввел тенденцию на белые стены. Напротив цвету арт-движение уделяло значительную роль, не ограничивая его функции лишь декоративным значением, а наоборот используя его в качестве модератора пространства, подчеркивая, что колористика — это эффективный инструмент влияние на физическую и психическую составляющую здорового самочувствия человека.

Баухауз

Баухауз

Баухауз

#communicate

«Мы не должны себя ограничивать стилистикой, присущей Баухаузу. Но Баухауз должен быть нашим мышлением».

Баухауз обратил на себя внимание общественности благодаря открытости собственного движения. Дизайнеры как будто заглянули на минутку в будущее, открыв для себя преимущества «social media sharing». Манифесты и программы, собственные печатные издания, новый взгляд на полиграфию, выставки, наружная реклама и кооперация с прессой, все в совокупности обеспечило широкую известность движения на мировой артистической сцене. Можно смело утверждать, что Баухауз обладал собственной корпоративной идентичностью, присущей на то время лишь консервативным бизнес-структурам, не знакомым с подходом «creative thinking». Иногда кажется, что некоторые факты об высшей школы строительства и конструирования приобрели статус мифов, на столько это движение легендарно. Наследие Баухауза находится в процессе постоянного редизайна. C легкой руки Рафа Симонса с палитрами и цветовыми теориями играл бренд Jil Sander. Карл Лагерфельд проштудировал немалую долю полиграфического наследия Веймарских ремесленников, чтобы найти идеальный шрифт для принтов одной из капсул одноименного собственного бренда. Но самая тесная дружба с Баухаузом пожалуй у Джейсона Ву. Креативный директор, выстраивает новую архитектуру женской линии модного концерна, опираюсь на точность, беспримесность и эстетический минимализм арт-движения. Все — от кроя, принта, фактуры до визуального оформления витрин флагманских магазинов и дизайна HQ компании, буквально озвучивает главный принцип арт-института: #все_дизайн.

Баухауз

Баухауз

Баухауз

Автор статьи: Лида Ветчинова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии