Путь к студии Фёдора Возианова напоминает квест, а подходя к зданию, кажется, что ты попал в один из фильмов о Гарри Поттере. Но вот, несколько этажей вниз и ты уже в прекрасном светлом помещении, откуда можно выйти во внутренний двор, напоминающий те, которые мы видели в фильмах, где действия происходят в Нью-Йорке. «Здесь прекрасный свет для чтения» — добавляет Фёдор. Но главное в студии царит одновременно дух творчества и спокойствия, что, несомненно, является заслугой самого дизайнера. Вспоминаю, что я здесь для интервью.

Специально для Styleinsider Фёдор Возианов рассказал о том, как заново начал строить бренд после ухода из марки, о признаках хорошего дизайна, особенностях интернет-продаж и увлечении предметным дизайном.

2016-03-14-March-Vozianov-Styleinsider-08

У меня достаточно неоднозначная история. 3 года назад я ушёл из марки vozianov с журналом подмышкой и на какое-то время потерял бренд.

Мой уход не был связан с нежеланием заниматься дизайном. Просто в какой-то момент, в пределах существовавшей компании, я понял, что не могу работать так, как считаю нужным.

Дизайн — это то, что вы делаете не столько для себя, сколько для других.

Для меня важно, чтобы у каждого в команде были мозги и понимание процесса. Опыт вторичен. Мы готовы обучать человека, если у него есть желание и способности.

Я не имею профильного образования, поэтому имею право сделать вывод, что для работы в сфере дизайна в первую очередь необходимы способности, мозги, увлечённость и практика.

Хорошее образование – это постоянная практика, обсуждение и анализ результатов.

При наличии возможности, я бы порекомендовал обучение зарубежом, если такой возможности нет — постоянную практику и самообразование в Украине, а образование в украинских вузах  поставил бы на третье место.

vozianov

Если бы я сейчас выбирал, какое образование получить, и если бы у меня были соответствующие способности, то остановился бы на радиофизике. Наверное, как и многим творческим людям, мне иногда не хватает рационального взгляда на мир.

Я слежу за тем, что делают выпускники зарубежных fashion-вузов. И честно говоря, ситуация в том же Saint Martins мне кажется не всегда актуальной. Когда коллекции одного года укладывается в тренд — это неправильно, образование должно давать перспективу шире. Когда коллекции выпускников менее походят друг на друга, тогда можно говорить о том, что каждый человек раскрывается.

Для создания качественного дизайна нужно иметь общий кругозор и то, что называется междисциплинарным общением. Любой хороший дизайнер одежды, архитектор или индустриальный дизайнер несостоятелен без понимания того, как обстоят дела в других отраслях и знакомства с ними.

Архитектура вдохновляет сама по себе. Я много хожу пешком, люблю смотреть городские пространства. Пожалуй, даже больше музеев. Города – это те же музеи.

На одну из моих коллекций сильно повлиял Стамбул, причём, его европейская часть и женщины, которых я там встречал. Очень люблю этот город за его визуальное разнообразие. В Стамбуле абсолютно неожиданные вещи прекрасно сочетаются друг с другом.

Мне всегда нравилось путешествовать не просто так, а по необходимости. Замечательно, если меня где-то ждут. Туризм сам по себе мне не очень интересен.

vozianov

Выбирая место проживания, мне важнее не сама квартира или дом, а район, в котором я живу: его архитектура, возможность гулять и наличие приятных мест, где можно покушать. У меня ощущение более широкого места обитания, которое точно не ограничивается квартирой. 

С какого-то момента я понял, что место, в котором люди работают, во многом определяет продукт, который они делают. В тёмном подвале тяжело выпускать по-настоящему классные коллекции, хорошие условия труда – это важно.

Наше творческое пространство – бывшая коммунальная квартира, которую 9 лет назад нашёл и спроектировал мой товарищ Саша Журавлёв.

Создание собственного интернет-магазина кажется мне очень интересным и, что важно, актуальным. Кто-то говорит, что реальный ритейл очень дополняет, занимая около 50 или даже 70% продаж, другие неплохо себя чувствуют, ограничиваясь интернет-продажами. Но если говорить о динамике, интернет-продажи — самый динамичный сектор.

Хороший дизайн заключается в том, чтобы придумать вещи, которые в идеале не имеют такого параметра как «размер», а еще лучше – жесткого фасона. Такие вещи продавать в интернете легко, так как покупателю нужно выбрать лишь цвет. Я, как дизайнер, стараюсь предусматривать нюансы касательно продаж без примерок ещё в момент создания вещи.

Некоторые из созданных мною вещей запатентованы. Я сталкивался с заимствованием собственных разработок, но это никогда не касалось каких-то интересных вещей.

Раньше для меня было важно, чтобы вещи моего бренда узнавали. Сейчас же мне будет приятней, если отметят целостность личности, которая носит одежду от Vozianov.

vozianov

Мне нравится, когда вещи выглядят довольно банально, как, например, юбка в форме круга с молнией по центру. У неё нет размера, а фасон меняется в зависимости от того, как застегнуть молнию. Мне это кажется хорошим дизайном. К тому же, эта юбка легко партнёрствует с разными по вкусам людьми.

Когда из круга или квадрата делаешь платье в три движения – это помогает понять, что есть какие-то очень простые ходы, которые могут привести к нужному результату.

Я считаю, что ограничиваться дизайном одежды – глупо и противоестественно. Мне очень нравится объединять предметный дизайн и одежду. Первое, что я придумал – черепашка, выглядевшая как игрушка, которая могла преврати джемпер с наплечной накладкой.

Что касается предметного дизайна, абсолютно всё я делаю сам — это неплохо организовывает. Я вижу своё развитие в этой области: что-то есть в чертежах, что-то в рабочих моделях, а что-то уже в вещах.

Идеальная обстановка для творчества – это, когда я могу ходить и думать. Удобство нашей студии заключается в том, что мы достаточно быстро можем реализовать идею и посмотреть как выглядит та или иная задумка.

Эскизы я создаю в голове, иногда очень условно рисую. Мне не нравится делать законченные рисунки, это другая область. Часто вещи додумываются в процессе макетирования. Последний раз эскизы у меня попросил итальянский Vogue.  Для себя же я делаю их очень-очень рабочими. Мне важнее проговорить настроение и технологические моменты.

фёдор возианов

Уйдя из марки, я начал делать перформансы, прочитал несколько лекций. Когда ты вынужден писать, а я не очень люблю это,  – приводишь мысли в порядок, а также генерируешь новые идеи и лучше осознаёшь уже проделанную работу.

Первое место, куда я поехал по работе, была мировая выставка в Гонконге. Это было настоящей авантюрой, так как сама выставка оказалась промышленной. Дизайнеры на ней были, в какой-то мере, для красоты. С точки зрения заказов – их не было ни одного. С точки зрения реакции – она была очень хорошая. С точки зрения продаж – они были, у меня многое купили преподаватели сеульского университета дизайна.

Для меня очень интересно общаться с байерами, важно увидеть их реакцию, это помогает точнее оценить себя с точки зрения реакции рынка.

Когда я первый раз завершал коллекцию Черным квадратом на Kiev Fashion Days в Киеве, Look at me написали, что они зевали на показе от скуки. Тогда  меня это задело, а сейчас – просто интересно, почему это показалось им совсем не стоящим внимания. А если им показалось – почему другие, например, после показа в Италии, говорили совсем противоположное.

Долгое время мне было вообще не интересно делать показы, по сути, я их и не делал. Важнее было сделать оригинальный продукт. Но когда я попробовал сделать первый сценарий, мне это показалось отдельным спектаклем и очень понравилось. Сейчас показы мне интересны как отдельный способ презентации. Я стараюсь превратить их в самодостаточный продукт.

После показа мне хочется оставить у зрителя определённое впечатление и отпечаток. Основной посыл – показать одежду, но важно также оставить эмоциональный след. Он вполне может быть и тяжелый, я этого не исключаю. Хотя, с другой стороны, это не та область, где хочется как-то излишне грузить людей.

vozianov

В последнее время я очень много занимаюсь работой и тем, что находится вокруг неё. Это отнимает много времени, внутренних и душевных сил. Хотя я очень люблю общаться, люблю ходить на выставки и в кино.

Мне нравится кино, независимо от жанра. Я могу пойти как на фильмы, основанные на комиксах, так и на артхаус. Одним из последних фильмов, который меня глубоко впечатлил, был «Корпорация «Святые моторы» Леоса Каракса. Я его посмотрел  четыре раза подряд, с неослабевающим удовольствием.

Выбирая между поездкой в горы или к океану, я выберу последнее. Я занимался плаванием и вода мне ближе – когда я плыву, ощущаю эту громадную энергию и чувствую себя её частью.

Когда я творю, не включаю музыку, у меня нет в ней сильной потребности. Мне больше нравится естественный фон, так как музыкальный – немного поэтизирует все и затуманивает взгляд. Это как сахар в кофе: мне больше нравится без, но иногда хочется добавить сладости.

Последние полгода я читаю в основном публицистику в сети. Последнее, что я прочел на бумаге – Нассим Николас Талеб «Антихрупкость».

Я всегда думал, что люблю читать именно печатную литературу, но довольно легко изменил бумаге с цифрой. Возможно, я вернусь к печатным книгам, но оказалось, что запах книги или потребность переворачивать страницу — не самые важные составляющие чтения.

Коллаборации мне кажутся очень полезными. Я несколько раз сотрудничал с Машей Ревой, как с фотографом. Благодаря Маше, у меня есть замечательные лукбуки первых коллекций. У неё великолепный художественный взгляд. Но мне не хотелось бы ограничиваться, например, простым использованием принтов, созданных художниками. Мне ближе способ взаимодействия, как с творчеством Малевича, когда я использовал не принт, а идею символа и сами символы, которые превращал в выкройки платьев.

Я редко хожу на мероприятия. Мне не кажется это полезным, в том числе для бизнеса. Поэтому посещаю только те события, которые мне по-настоящему интересны.

фёдор возианов

Автор статьи: Катерина Капцова

Фотограф: Ola Ivanova

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии