А помните, как лет десять назад самым желанным подарком была косметика и парфюмерия в заветном пакетике из duty free — во-первых, там был Выбор (именно Выбор, потому что, помню как сейчас, в 2006-м году, например, блеск для губ Christian Dior в минимальном ассортименте и с сомнительным сроком годности продавался в городе Сумы в единственном магазине), во-вторых, вероятность наткнуться на контрафакт в магазинах беспошлинной торговли приближалась к нулю и в-третьих, это действительно было дешевле. Мне кажется, сейчас косметика из duty free превратилась в аленький цветочек — (1) никогда не будет лишней, (2) можно купить что-то из брендов, которые в Украине найти сложнее, однако (3) ничего страшного, если не купишь, потому что цена duty free часто совпадает с дисконтной ценой в отечественных ритейлерах, поэтому если и покупать — то что-то действительно нужное (лишние блески для губ имеют свойства высыхать).

Это прелюдия. По факту, так называемый luxury shopping в аэропортах, то есть, покупка товаров из премиум-сегмента (куда, безусловно, входят дорогие косметика и парфюмерия), на сегодняшний день составляет 6% от всех продаж люкса в мире (условно, каждая семнадцатая покупка производится в аэропорту). Это достаточно много, плюс, согласно Bain & Company, за последний год суммы покупок в аэропорту выросли на 18%, что дало возможность роста данного сегмента в общих luxury-продажах с 4% до 6%. Оговорюсь, что продажи конфет и алкоголя к luxury-продажам не относятся.

Если рассматривать ассортимент магазинов duty free, то, в среднем, 32,1% — это модные аксессуары, 29,2% — косметика и парфюмерия и 38,7% — все остальное (алкогольные и табачные изделия, сладости и т. д.).

duty free

В 2013 г. 21,5% (а это пятая с хвостиком часть) продаж компании L’Oreal (которая выпускает по лицензии продукцию Armani Beauty, YSL Beauty и т. д.) совершалась в магазинах duty free. Косметика и парфюмерия всегда продаются хорошо, потому что — объективно — не считая еды, это самое дешевое, что можно купить в duty free.

Рынок travel-ритейла на 60% состоит из магазинов в аэропортах, кроме того, сюда входят магазины на круизных лайнерах и в самолетах (обычно у каждой авиакомпании свои каталоги), а также магазины duty free и tax free. Магазины в аэропортах выгодны не только собственникам и клиентам, но и самим аэропортам (которые принадлежат государству) — согласно сложившейся в данной отрасли традиции, стоимость аренды торговой площадки в аэропорту вычисляется как процент от продаж магазина, определенным образом скорректированный в зависимости от влияющих факторов.

Согласно отчету Technavio, который основан на статистике отчетов крупнейших операторов duty free торговли — DFS, Dufry, Lotte, Lagardere и The Nuance Group, к 2019 г. объем мирового сектора duty free составит $98 млрд., а продажи продукции премиум-класса в аэропортах, соответственно, тоже вырастут. Чтобы понимать порядок цифр, скажу, что в 2014 г. сумма продаж люксовых одежды и аксессуаров в аэропортах составила около $21 млрд.

duty free

Одним из основных push-факторов являются валютные колебания, которые делают привлекательными покупки в той или иной стране. Например, китайцы (которые по-прежнему тратят на люкс больше всех) сейчас активно отовариваются в Японии, а также в странах Восточной Европы и Австралии (это связано с ослаблением местных валют). Также стоит понимать, что количество представителей среднего класса, которые путешествуют «при грошах» тоже растет, а это значит, что они тратят больше.

Мир меняется — я не устану этого повторять. А рост авиационных лоукостеров, стирание границ между странами и банальное желание потребителей тратить деньги не могут не повлиять на формат торговли. LVMH — единственный из крупнейших игроков fashion-рынка, который имеет в своем портфеле операторов travel-ритейла. Во-первых, им принадлежит DFS — сеть магазинов duty free, которые работают в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Число брендов, которые продаются в DFS, превышает 700, а объем продаж в сети — 13,1% от общих продаж во всех duty free мира. Во-вторых, в холдинг входит косметический вездесущий гигант Sephora. В 2014 г. DFS и Sephora сгенерировали продаж на 9,5 млрд. евро и прибыль в 882 млн. евро.

duty free

Согласно исследованию Луки Солка, Salvatore Ferragamo — самый продаваемый в duty free бренд (не в контексте объема продаж, а исходя из количества магазинов, в которых продается продукция бренда — по всему миру их 138). У Hermes 60 точек продаж в duty free (и четвертая часть магазинов — солидные монобренды), у Bulgari — 51, у Gucci — 31, у Burberry — 22, у Prada — 9. Интересно, что Louis Vuitton продается только в двух «дьютиках».

шопинг

Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов фактор подлинности товара. Далеко ходить не нужно — буквально на днях на румынской таможне задержали груз из Китая, в котором была контрафактная продукция Chanel, Michael Kors, Louis Vuitton и т. д. Кстати, мне попадалась статистика касательно «самых подделываемых» брендов мира, и Louis Vuitton занимал в рейтинге пятое или шестое место.

шопинг

Будем честны: для многих людей duty free — это едва ли не последний шанс по-гусарски слить остатки отпускного бюджета, особо не задумываясь над целевым назначением. Собственно, «гулять — так гулять» — одна из наших любимых схем, которая волшебным образом может применяться чуть ли не в каждой сфере жизни. Мне вспоминается моя школьная автобусная поездка в Польшу и Чехию и мальчик Дима, который волею судеб оказался с нами в одном автобусе. Перед поездкой родители выделили Диме энную сумму евро на карманные, так сказать, расходы. В каждом городе, где мы останавливались, Диме всегда было, что купить — уличная еда, чашки, туфли, кошельки, магнитики, футболки, сувенирные тарелки и т. д. Однако, ближе к концу путешествия Дима понял, что у него все равно остаются нерастраченные деньги, которые родители могут конфисковать по приезду, поэтому в одном из польских городов Дима купил вазу размером с пол-Димы. То есть, практически метровую. Он очень заботливо таскал эту вазу за собой, но где-то на подъезде к родному городу (если я ничего не путаю) ваза не то грохнула с полки, не то разбилась при столкновении с другими Димиными покупками. Должна сказать, это было очень кинематографично.

Возвращаясь от Димы к практике торговли в аэропортах, стоит заметить, что продажи в аэропортах в частности и заграничные покупки в целом зависят от ряда факторов, среди которых не только уже упоминавшиеся валютные курсы (точнее, та или иная их комбинация), но и внешние «раздражители» — терроризм, международный финансовый кризис, который априори негативно влияет на продажи и т. д.

шопинг

Буквально полгода назад те же Chanel начали выравнивать цены во всех регионах — получалось, что при сильном долларе американцам было выгодно покупать товары не в США, а китайцы зачастую скупали продукцию в Европе и перепродавали ее в Китае, зарабатывая маржу. Насколько я знаю, в Китае такая несанкционированная торговля очень не поощряется (однако ею все равно грешат, потому что в Китае высокие налоги, благодаря которым вещи стоят на 30-40% дороже, чем везде, поэтому шансом купить дешевле мало кто не воспользуется). Все это привело к тому, что магазины брендов из группы тяжелого люкса по всему миру опустошались не равномерно, что влияло как на общую выручку, так и на логистику (нужно не только правильно отшить коллекцию, но и правильном образом распределить ее по магазинам во всем мире).

шопинг

К чему все это: похоже, что при желании в аэропортах скоро можно будет пожениться и развестись (практически, как в чайна-тауне на выходе из ст.м. Позняки). Если серьезно, то рынку стоит принимать во внимание увеличение мирового потока туристов, особенно если это касается авиаперевозок. В этом плане время препровождения в аэропорту будет на вес золота — ведь согласитесь, что забеги по duty free позволяют отлично убить время перед посадкой (особенно это актуально для рейсов, которые задерживаются). Говоря на языке маркетинга, клиент будет если не горячим, то точно теплым. Я думаю, в будущем аэропорты все больше будут походить на шопинг-моллы, в которых, благодаря достаточно высокой цене входа, будут продаваться только качественные избранные продукты, best of the best. К тому же, следует учитывать ограниченность помещений, то есть, концентрация люкса на квадратный метр будет выше, чем «в городе». Наконец, главный вопрос по теме: что помешает клиенту выбирать отдаленные стыковочные рейсы, чтобы с комфортом потратить деньги в аэропорту вместо того, чтобы гулять по ряду магазинов пусть даже в центре города? И нужны ли будут в этом случае трехэтажные флагманские бутики с космической арендной платой?

Фото: facebook.com/DFSOfficial, thenuancegroup.com, worldshop.eu, mondanite.net.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии