Маша Рева — украинский дизайнер и художник, чьи коллекции можно встретить по всему миру. Она училась в Central Saint Martins, стажировалась в Нью-Йорке у дизайнера Такуна Паничгула и в Антверпене у Вальтера ван БейрендонкаВ интервью для Styleinsider Маша рассказала о разнице между подходами к построению бренда американских и европейских дизайнеров, умении «зажечь» команду самой сумасшедшей идеей, о лени и дедлайнах, семье, авантюризме и, конечно же, о родной Одессе.

маша рева

SI: Ваш отец – скульптор, а мама изучала дизайн одежды. Как семья повлияла на ваш выбор профессии?

Маша: До пяти лет меня воспитывала бабушка. Я страшно скучала пока родители учились, и когда они приезжали на каникулы из Санкт-Петербурга, мама привозила свои эскизы, а папа летом захватывал дачную веранду и превращал ее в свою мастерскую. Конечно я за всем этим наблюдала и повторяла как могла. Думаю, выбор профессии произошёл естественно, я понимала, что в любом случае она будет связана с искусством или модой, а лучше, если и с тем, и с другим сразу.

Решение заниматься дизайном одежды было принято спонтанно после трехмесячной поездки в Лондон, мне было 17 и это казалось весёлой идеей. Наверное, самое сильное желание все-таки было научиться подделывать что-то, чего у меня не было, и хотелось делать это качественно.

SI: Посещали ли вы художественную школу?

Маша: Папа был категорически против художки, ему казалось, что меня там могут испортить. Я не сильно спорила, потому что до 17 лет вообще не понимала чем буду заниматься в жизни, мне больше нравилось лазить по крышам и пить там вино. Так или иначе, когда нужно было готовиться к вступительным экзаменам в КНУТД, пришлось научиться хоть как-то владеть академическим рисунком. Позже мне очень повезло встретить таких классных преподавателей как Татьяна Кугай и Надежда Кудрявцева, которые меня очень поддерживали и направляли, а уже на втором курсе в мою власть был отдан этаж кафедры рисунка и живописи для персональной выставки набросков. Как и раньше рисовать могу без остановки, это моя медитация.

SI: Когда мы брали интервью у Фёдора Возианова, он рассказывал о том, как вы делали фотосеты для его бренда. В каких профессиях, связанных с модой, вы уже успели себя попробовать?

Маша: Федя — друг нашей семьи, знает меня с детства, именно с ним мы выбирали в какой университет мне поступить, он постоянно давал мне советы, где купить ткани, а я рассматривала одежду в его мастерской. В то время я снимала на пленку, не помню, как мы решили поработать, и вот я уже снимаю для него лукбук, потом еще один. Это мне и нравится в Феде — он не боится рисковать, я многому у него научилась.

Обожаю это время, когда я только переехала в Киев из Одессы, постоянно пыталась пробовать что-то новое: в какой-то момент работала костюмером в театре или разрабатывала костюмы для спектакля, снимала на камеру, помогала друзьям-режиссерам рисовать декорации для их студенческих работ или лепить мультик из пластилина, потом пару раз работала над сценическими костюмами, рисовала эскизы на заказ, работала над инсталляциями для витрин магазинов, делала сет-дизайн для кампейнов собственных коллекций, работала с брендами как дизайнер текстиля, в этом году участвовала в разработке инсталляции для выставки в Лондоне и нарисовала рисунок для витражного потолка в Одессе.

Вообще, самый главный навык, который я вынесла из всех этих приключений — уметь собрать вокруг себя нужных людей, хорошую команду, постараться всех зажечь любой странной идеей.

маша рева

SI: Разделяете ли вы для себя творчество: дизайн одежды, иллюстрация?

Маша: Моя работа — это размышления о проблемах, которые меня волнуют, они могут быть очень личные, социальные или просто наблюдения за средой, в которой я нахожусь. Я – человек, который работает над визуальным продуктом, и он может принимать разные формы: от рисунка или принта на ткани, до концепции и подачи коллекции одежды. Мой дедушка, капитан дальнего плавания, учил отвечать на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?», просто — «Человеком».

SI: Есть ли план, по которому вы уделяете определённое время развитию в той или иной области?

Маша: Мой план – это отсутствие плана. Он состоит на 60% из лени, а на 40% из желания быть открытой любым странным, спонтанным предложениям и идеям.

SI: Какие привычки, навыки вы переняли у педагогов за время обучения в Central Saint Martins?

Маша: Если моя природная лень портит жизнь во всем, что касается дедлайнов, то я смело могу сказать, что делать ресерч я могу быстро и почти так же хорошо, как и рисовать эскизы. В CSM меня научили оформлять все хаотичные поиски в историю, которая может выглядеть логично.

Почти всё свободное время я проводила в библиотеке, после этого особенно режут глаз «новые» идеи очередных коллекций известных модных домов. Меня научили мыслить глубже, копаться в идее и не быть поверхностной в своих действиях, жалко только не научили все успевать и быстро делать выбор. Особенно ценно было поучиться у Луиз Вилсон, есть вещи, которые я до сих пор анализирую относительно нашего контакта. Когда встречаешь такого преподавателя, потом всю жизнь уже не можешь расслабиться.

masha reva

SI: Какой самый важный совет вам давали в жизни?

Маша: Я думаю, самый важный совет мне дал папа, я то и дело слышу от него: « Мысли масштабно».

SI: Вы уже ознакомлены с американским и европейским подходом к построению собственного бренда. Какой из них вам ближе: коммерция и максимальные тиражи, или же вы бы хотели оставаться более нишевым брендом?

Маша: Должен быть баланс, потому что так или иначе работа должна наполнять душу, хитрость в том, чтобы продавать мечту и получать удовольствие от ее изготовления. Мечта может выходить большим тиражом, не вижу в этом ничего плохого.

SI: Помогает ли вам кто-то выдерживать баланс между сумасшедшими идеями и коммерческой составляющей коллекций?

Маша: Мой парень Витя в курсе всех дел, мы часто обсуждаем идеи вместе, я доверяю его критике, стараюсь найти баланс. Мне всегда нужен взгляд со стороны. А если Витя не в настроении, я очень ценю мнение Юли Пелипас и моей подружки Лили, которая работает в Celine.

SI: Вы говорили о том, что когда плохо владели английским, оставляли записки с рисунками. Вам, как человеку творческому, легче выражать свои мысли рисунками или текстом?

Маша: Мне проще передать, что я чувствую в визуальной форме. Сколько себя помню, всегда попадая в новый коллектив, рисую кому-нибудь рисунок и так мы становимся друзьями. Мне вообще сложно объяснять, что я хотела сказать своей работой, если она удачная — говорит сама за себя.

SI: Кто сейчас входит в вашу команду?

Маша: Прямо сейчас я не произвожу сезонные коллекции. Когда работаю над новыми проектами, набираю временную команду и работаю с агентом в Париже. Возможно скоро изменю свой подход, хотя обычно любовь к свободе портит все планы.

22-march-2016-reva-si-14

SI: Ваша одежда продаётся в Европе, Азии, Америке и Австралии. Насколько разнится подход байеров к закупкам коллекций в этих регионах?

Маша: В целом, конечно, отличается менталитет, у каждой страны есть свои любимые и нелюбимые особенности, которые байеры хотят видеть или нет. На момент, когда я выпустила последнюю коллекцию с брендом Syndicate, моя основная аудитория была в США и Азии. Я не целилась, это вышло само собой.

SI: Вы говорили, что хотели бы поработать на модный дом. Кто в списке ваших фаворитов?

Маша: Я бы точно не отказалась разработать принты или инсталляцию для Comme Des Garcons и сотрудничать с Dover Street Market. Остальные варианты — дело случая.

SI: В какой атмосфере вам нравится творить?

Маша: В моей студии в Киеве. Всё дело в контрасте, иногда мне нужна тишина, чтобы максимально сконцентрироваться или наоборот громкая музыка и я начинаю ужасно петь (но только если уверена, что никто не слышит, потому что это еще то испытание для чужих ушей).

Обожаю работать по ночам, кажется, я опережаю всех, кто спит, и пусть это ерунда, но все равно приятно.

SI: Вы — организованный человек?

Маша: Только если вижу четкую цель, кажется, я могу уговорить кого угодно, спасибо моему одесскому воспитанию.

SI: Помогают ли вам в работе дедлайны или вы предпочитаете творить без привязки к срокам?

Маша: Недавно был момент, когда я взялась за три заказа, все очень интересные, но одновременно. Было тяжело, с чем-то опоздала, с чем-то в срок, но по опыту все самое интересное я делаю первым и никакие дедлайны меня не испугают. Люблю, когда есть не очень много времени для раздумий, так сразу аккумулируются все силы и ненужные идеи жестко отсеиваются.

SI: Можно ли вас назвать авантюристкой?

Маша: Вообще да, еще люблю впутывать в авантюры своих друзей, иначе я бы не сделала всего, что сделала. Моя работа — это часто результат команды, главное — заразить идеей.

маша рева

SI: Как вы относитесь к критике?

Маша: Мне ближе диалог с критикой. Обычно мне нужно рассказывать об идеи кому-то, в обсуждении рождаются новые решения проблем, обожаю это делать с близкими друзьями, чей вкус я очень ценю. Чаще всего это люди, с которыми я на одной волне, это как пинг-понг. Мечтаю найти себе специального напарника в работе для споров.

SI: Если бы вас попросили в 10 словах описать Одессу, какие бы слова вы подобрали?

Маша: Семья, воздух, море, Бугаз, дача, еда, еда, еда, еда, еда.

SI: Расскажите о проекте, который вы создали совместно с Йовой Ягер для Бара мидий «Котелок»?

Маша: Для меня этот проект был однозначно в кайф. Во-первых, задача совмещала в себе все, что я очень люблю: рисовать, Одесса и еда. Для того, чтобы придумать персонажей для рисунка на витражном потолке, я ездила на велосипеде по городу и делала наброски жителей, ходила по рыбному отделу Привоза и тайно фотографировала продавцов, их товар и котов, шикарно проводящих время возле прилавков.

Так как «Котелок» — это ресторан мидий, идея рисунка на потолке была простой – показать путешествие мидии из моря в тарелку посетителя, сюжет развивается по часовой стрелке.

Для создания рисунка размером 28 м. кв. было нарисовано более 300 рисунков. Была бы моя воля — делала бы этот заказ вечно, конечно, в основном из-за того, что у меня была полная свобода, отважные заказчики доверились мне по полной программе.

Фото: Аня Гариенчик

SI: Умеете ли вы готовить и какое ваше коронное блюдо?

Маша: Вообще нет, то есть я теоретически могу, но зачем готовить, если есть специальные люди, которые могут меня накормить?

SI: Что для вас является лучшим отдыхом?

Маша: Всё, где есть море или океан, самая лучшая комбинация — это наша дача на Бугазе.

SI: Что вы сейчас читаете?

Маша: Как бы это не было смешно, все никак не дочитаю небольшую книжку под названием «Искусство прокрастинации», постоянно отвлекаюсь на журналы, которые покупаю в путешествиях, например «032C», «System», «Industry» или «1Granary».

SI: Какую книгу вы можете перечитывать бесконечно, какой фильм пересматривать сотни раз?

Маша: Я не тот человек, который что-то перечитывает или пересматривает. Я постоянно нахожусь в поисках чего-то нового.

маша рева

Автор статьи: Катерина Капцова

Фотограф: Виталий Мельников

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии