Являясь одним из видов декоративного модифицирования тела, татуировка помогает людям «читать» и понимать других с помощью графических образов. Ранее татуировка существовала как один из способов общения, когда мысль нельзя было выразить другими средствами коммуникации. Она была опознавательным знаком, который привлекал к себе внимание, выделял на фоне других, украшал. В некой мере, искусство полностью покрывать свое тело рисунками взяло на себя свойства одежды. Оно так же здорово привлекает внимание, только защитная функция из практической трансформировалась в символическую.

История первых рисунков на теле уходит своими корнями еще в древние века, когда люди с помощью рисованных знаков могли отличить принадлежность  к определенному племени. Важным моментом являлось то, что для белой кожи характерным было нанесение знаков в виде орнаментов и цветов, для темной – скарификация (шрамирование). Древние полинезийские и индонезийские аборигены сохранили обычай наносить рельефные узоры на тело до наших дней и передают его из поколения в поколение. Поэтому, можно сказать, что татуировка является как социально-культурным, так и генетическим признаком.

татуировка

Родовые знаки-татуировки наделялись магическими свойствами и свидетельствовали об особых событиях в жизни. Сегодня люди так же решаются сделать рисунок на теле после определенных происшествий в жизни, либо в их честь. Древние покрывали свое тело узорами на протяжении всей жизни, а последняя делалась уже непосредственно после смерти и служила проводником в загробный мир. Аналогичное явление мы можем наблюдать и сегодня, когда люди с годами постепенно превращают свою кожу в холст с неисчисляемыми рисунками и орнаментами. Традиция прикрывать шрамы и другие повреждения на теле с помощью татуировок также сохранилась и в наши дни.

Культура женской татуировки в разные времена и у разных народов была тесно связана с замужеством. Узоры на теле также носили характер талисманов, а с эстетической точки зрения – делали владелицу более привлекательной.

женская татуировка

В Японии татуировка была способом наказания. За первое преступление злоумышленникам наносили через лоб горизонтальную линию, за следующее — дугообразную, потом — еще одну. В Древнем Китае так же одним из наиболее распространенных наказаний была татуировка на лице. Таким образом метили военнопленных и рабов, усложняя побег и упрощая их опознание. Стоит заметить, что и римляне, и греки применяли татуировки для аналогичных целей. Позднее испанские конкистадоры продолжили эту традицию в Никарагуа и Мексике.

В истории татуировки ключевым стал 1891 год, когда американец О’Рейли изобрел татуировочную электрическую машинку, сумевшую заменить разнообразные самодельные приспособления и инструменты. Всю первую половину XX столетия и Америка, и Европа ходили со стандартным набором примитивных картинок. И лишь мощный всплеск молодежной культуры 60-х годов привел к появлению нового поколения татуировщиков с большими творческими амбициями и желанием идти на смелые эксперименты, благодаря чему наколки возвели в ранг искусства.

татуировка

В ХХ веке татуировка несколько раз оказывалась на пике моды. Новая эра началась в 50-60-е годы, когда Восточные образы объединились с Западной традицией и мастерством художников-экспериментаторов, — появились новые стили, школы и направления. В 60-х годах стало модным украшать себя среди представителей рок-культуры и других неформальных сообществ.

В конце XX — начале XXI века широко распространилось такое понятие, как художественная татуировка. Она делается исключительно как украшение и, как правило, не несет никакой строго определенной нагрузки. Люди, которые первыми шагнули в направлении художественных тату, столкнулись с непониманием в обществе. Окружающие считали, что татуировка должна нести определенный смысл, к тому же они просто не привыкли к новому виду украшений. Особенно тяжело пришлось жителям стран бывшего СССР, молодое поколение встретилось с несогласием Советского консервативного воспитания, где тату считалось непременно атрибутом преступного мира.

татуировка

Люди по-прежнему хотят быть немного бунтарями. И действительно, когда узоры на теле разошлись в широкие массы, для многих они утратили свой шарм. В истории татуировки уже был период, когда она переходила из массовой категории в элитарную, и обратно. Была сакральным символом, закодированной информацией, знаком отличия и социальной принадлежности. Время десакрализации продолжается и сегодня, по крайней мере, в западном мире.

Татуировки всегда, переходя из эпохи в эпоху, были культурным определением принадлежностей: к племени, касте, полису, цеху, позже имели стойкие ассоциации с маргинально-криминальными кругами, сейчас эта практика все менее актуальна. И если еще в прошлом веке были определенные стереотипы по отношению к татуированным людям, то сегодня, из-за массовой популяризации этого явления, границы идентификации почти исчезли. Благодаря популярности в современных медиа фотографий работ известных тату-мастеров, которые все чаще выкладывают снимки в инстаграме, рисунки на теле стали одним из главных трендов в арт-мире 2016 года. Исследования показали, что за прошлый год американцы потратили более $1,65 млрд. на татуировки.

женская татуировка

Мода на татуировки стала настолько актуальной  в том числе из-за общей доступности этого вида искусства, уже не так сложно найти себе эскиз и мастера по вкусу, и  можно не бояться осуждения окружающих и определения к особому социальному виду. Татуировка –  это ручная работа, момент взаимодействия художника с объектом (холстом) – другим человеком — очень важен. Это уже новый уровень искусства, более приближенный, который создается при непосредственном взаимодействии двух людей.

Дискуссии о взаимосвязи татуировки с граффити культурой, её влиянии на моду, функционировании в качестве нового направления в выставочной деятельности музеев бесконечны. Приобретение татуировок сегодня приравнивается к покупке известных живописных работ. Многие профессиональные художники и дизайнеры всё чаще начинают набивать татуировки, что еще теснее соотносит этот жанр с искусством в классическом понимании. Современная популярность татуировки дошла до того, что люди продают  собственную забитую кожу, пересаживая себе «чистую», либо завещают ее кому-нибудь после смерти.

татуировка

В связи с увеличением популярности татуировок и растущим интересом к их творческому применению, мы все чаще можем наблюдать связанные с ними художественные интерпретации.

В 2000 году в Нью-Йорке молодой художник из Китая Чжан Хуань сделал перформанс под названием «Family Tree», где 3 каллиграфа писали тексты на его лице, раз за разом закрашивая его. Этим художник хотел показать, как постепенно исчезает его личность.

Family Tree

Британский фотограф Алан Паудрилл запечатлел в своем фотопроекте «Covered» людей, чье тело полностью покрывают рисунки. Идея заключалась в том, чтобы показать разницу человека в одежде и без нее.

Алан Паудрилл

Алан Паудрилл

Алан Паудрилл

Алан Паудрилл

Алан Паудрилл

Алан Паудрилл

Алан Паудрилл

Алан Паудрилл

Пара художников из Португалии — Оскар и Гаспар — разработали технологию, которая приводит в движение татуировки. Используя видеоаппаратуру, они проектируют движущиеся рисунки на тело человека в  проекте «Ink Mapping». Впервые он был представлен в рамках фестиваля боди-арта, проходившем в прошлом году в Лиссабоне.

Художник Николас Амиард в своем проекте с помощью цифровой обработки известнейших в мире живописных работ объединил два периода времени, чтобы найти провокационное сочетание между шедевром и современной тату-культурой. В результате получились совсем новые образы популярных картин.

Николас Амиард

Николас Амиард

Николас Амиард

Николас Амиард

Николас Амиард

Вим Дельвуа известен как «провокатор» современного искусства, создавший проект «Art Farm» и шокирующие инсталляции в его рамках. Фламандский художник начал татуировать кожи мертвых свиней еще в начале 1990-х годов. В 2004 году он купил ферму в маленькой деревушке недалеко от Пекина, где систематически разрабатывал новую концепцию своего искусства из популярных символов, таких как: сердце, череп, диснеевские принцессы, знаки Louis Vuitton, монограммы и религиозные образы, размещая их на свиной кожи в проекте «Farm». Постепенно, с ростом свиней и по мере изменений их формы, татуировки становились все больше. Это заставило людей чувствовать себя некомфортно, публика была шокирована. В своём проекте художник обращается к различным современным проблемам, таким как глобализация мясной промышленности, погоня за прибылью и превращение животных в товары народного потребления.

Вим Дельвуа

Вим Дельвуа

Вим Дельвуа

Таким образом, от первых ритуальных рисунков и до наших дней произошла постепенная интеграция, трансформация и популяризация татуировок в обществе. Стоит отметить, что сегодня узоры на коже являются не только символическим украшением тела, модным атрибутом, а все чаще музейным экспонатом. То есть, объектом массовой культуры.

татуировка

Автор статьи: Юлия Мельник

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии