Знакомо ли вам слово «офорт»? А если речь о веб-дизайне? В наше время мы все чаще сталкиваемся с продуктами графического дизайна, созданного с помощью компьютерных программ, и все реже видим непосредственно станковые работы.

Мария Пляцко

Мария Пляцко

Помимо огромного количества графических дизайнеров и художников-живописцев, существует малая часть тех, кто сегодня создает гравюры. Молодая художница из Львова Мария Пляцко преуспела в создании и популяризации офорта. За плечами у нее уже около десятка выставок в Украине и за рубежом, работы Марии также можно найти в коллекции шведского ценителя. В эпоху массового тиражирования искусства мы совсем позабыли о невероятных примерах графики, для создания которых требуется много времени и усилий, когда в результате, путём травления металла кислотами, получается невероятная вещь, и каждый новый ее отпечаток будет уникальным и не похожим на предыдущий. Этот вид искусства берет свое начало в ХVI веке и сохраняет популярность вплоть до ХХ. Что же вдохновляет на возрождение старых приемов графического искусства сегодня?

Мария Пляцко

Мария ПляцкоМария Пляцко

Мария еще с детства знала, что будет художницей. Сначала окончила Львовский государственный колледж декоративного и прикладного искусства им. Ивана Труша, изучая там керамику, а затем Украинскую академию печати по специальности «графика». Уже на третьем курсе она поняла, что керамика — не ее любимое занятие, а скорее универсальный факультет, после которого люди становятся специалистами во многих отраслях искусства, поскольку обучение было всеохватывающее. Выбирая вектор действий в одном из направлений изобразительного искусства, художник обязан не только быть мастером по специальности, но и обязательно уметь рисовать. После обучения Мария начала упорно совершенствоваться, делала наброски на улицах, работала над штрихами и тоном. Последний диплом стал плавным переходом от керамики к графике и объединял в себе оба вида искусства. Среди родственников у девушки не было никого причастного к искусству, но родители не перечили ее деятельности. Параллельно с рисованием, Мария долгое время увлекалась музыкой: окончила музыкальную школу по классу фортепиано и даже играла в духовом оркестре на валторне. Но музыка осталась на втором плане.

Мария Пляцко

Мария Пляцко

В основном художница работает в технике офорта, хотя пробовала себя в линорите, туш-перо. Офорт требует осознания, но произведениям не присуще богатое символическое значение. Марию больше интересует линия, хороший штрих, психологическая нагрузка, чем переизбыток символов. Например, работы Олега Денисенко впечатляют зрителей информативностью, которая зашифрована с помощью знаков-символов. Во многом на творчество девушки повлиял гуру-преподаватель Сергей Иванов, который стимулировал больше работать, пока есть возможность, условия и вдохновение. Очень здорово, когда в таком возрасте есть желание практиковаться и совершенствоваться, например, выстраивая композицию вокруг случайного пятна. Для достижения «свежести» в работах, «свободной» линии, тона, случайных штрихов и пятен необходимо много экспериментировать. У Марии есть полностью спонтанные работы, а есть и с проработанными эскизами – они полярны, но объединены одной стилистикой.

Мария Пляцко

Мария Пляцко

Художница говорит, что размышления о том, что вдохновляет, желание понять, откуда берутся образы, бессмысленны, поскольку они приходят отовсюду. Вдохновляют литература, особенно любимая научная фантастика, ее психологическая нагрузка, люди, погода, кляксы на старой мебели. Запоминая красивые образы, цвета, запахи, позже воспроизводишь их случайно. Любимые произведения – новеллы О. Генри, они легко читаются и приносят удовольствие. Спектр вдохновляющих художников у молодой девушки очень велик: от Северного Возрождения до современности. Фрэнсис Бэкон и Отто Дикс своими «чернушными» работами вызывают большое эмоциональное потрясение, чем всегда привлекали Марию. С помощью графических и цветовых методов они создают впечатляющую картину. Босх, Ван Эйк, Дюрер – их многозначные сцены всегда заставляют задуматься.

Мария Пляцко

Мария Пляцко

Еще один очень популярный сегодня аспект – коллаборации, ведь это всегда интересно. В команде или изолированно — результат будет новым и «свежим». Мария занималась оформлением внешнего вида продукта средства по уходу для мужчин «Parade». Там ей была дана значительная свобода, главное – вместиться в заданные формы. Это была первая коллаборация, поэтому подготовительный этап был довольно долгим. Работая над эскизами, Мария неоднократно сталкивалась с самоцитированием или повторением винтажных усатых красавчиков, которые ассоциируются с бриолином или воском для усов. В результате, она вернулась к цветам и фактурам, присущим станковой печати — из печатных фактур были собраны коллажи. С помощью аппликации можно было дорисовать, доклеить, создать интересный силуэт. Эти фактурные композиции стали финальными изображениями.

Мария Пляцко

Сейчас у Марии наконец-то появилась возможность много путешествовать: Польша, Франция, Италия, Германия, Бельгия и Венгрия – страны, в которых удалось побывать для культурного развития и собственного удовольствия. Но на этом девушка не планирует останавливаться.

Автор статьи: Юлия Мельник

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии