В тот момент, когда человек открывает для себя зарубежную секонд-хэнд культуру, его мир переворачивается раз и навсегда. В Украине этот сектор, к сожалению, до сих пор слабо развит: за исключением нескольких небольших магазинов с не совсем секонд-хэндовскими ценами на одежду, продажа вещей второго употребления у нас представлена в виде огромных ангаров, которые плохо пахнут, еще хуже обслуживаются, где в роли примерочной выступает отгороженный занавеской угол, в котором тебе предлагают встать на заботливо постеленное полотенце. Порой предлагаемая на этих рынках продукция не дезинфицируется и наводит на размышления о том, с кого и в какой ситуации была снята понравившаяся тебе кофточка. Поэтому сегодня мы решили подробно изучить: как секонд-хэнд стал полноценным модным сегментом, почему не стоит путать магазины секонд-хэнда с благотворительными организациями и как продвинутые модники покупают вещи, которые до них кто-то носил, не только во имя хэштега second hand chic, но и потому, что хотят спасти нашу планету?

секонд-хэнд

Исторически, секон-хэнд был одной из главных форм одежды. Если в период с XIV века до 80-хх годов ХХ ваши родственники не принадлежали к королевским и придворным семьям, они наверняка хотя бы раз в жизни обладали вещью с чужого плеча. Чем, вероятно, гордились: в эпоху, когда практически любая одежда была сшита вручную и под заказ, ношенные сюртуки, жилеты, юбки были хорошим подарком, передавались в наследство, распродавались в качестве имущества умерших или должников. Хорошо сшитый костюм был инвестицией и капиталом, а учитывая жесткий социальный фейс-контроль – пропуском или, наоборот, волчьим билетом в определенные слои общества. Только с процессом индустриализации, появлением первых дизайнеров, брендов и масс-маркета человечество получило возможность одеваться в исключительно новые вещи – впрочем, здесь под «человечеством» подразумевается западный мир. Тогда же, в начале ХХ века, внезапно нагрянувшая свобода покупать себе одежду ready-to-wear стала причиной резкой смены общественных настроений и психологического отторжения чего-либо, ношеного прежде. В то время секон-хэнд воспринимался исключительно в качестве благотворительной помощи: организации вроде Salvation Army, Goodwill и Oxfam до сих пор остаются главными скупщиками вещей второго употребления, а страны субсахарной Африки – их главными потребителями. К слову, такие страны как Индия и Пакистан ввоз секон-хэнда на свою территорию  запретили в рамках защиты интересов собственной текстильной промышленности.

винтаж

секонд-хэнд

Интерес к секонд-хэнду и возможность на нем зарабатывать вернулись лишь в 1980-хх годах, с появлением моды на воссоздание образов прошлых десятилетий. Раньше об этом просто никто не задумывался: человеку из 20-х годов прошлого века и в голову не пришло бы одеваться так, как его предки 30 лет назад. Чего не скажешь о нас: имея в арсенале разнообразие стилей и силуэтов вроде нью-лук, рокабилли или «детей цветов», глупо и точно не модно сосредотачивать внимание исключительно на современных трендах. Менялось и общественное сознание: вещь, унаследованная от прабабушки или, купленная на винтажном рынке, больше не считается признаком бедности. Более того: выделился целый подвид секонд-хэнд вещей под названием «винтаж». Для того чтобы вещь стала винтажной, она должна тем или иным образом воплощать главные тренды своей эпохи, а так же просуществовать минимум 10-15 лет с момента создания – тогда юбка вашей мамы или папина куртка обретают «вторую жизнь» и даже растут в цене. Секонд-хенд воплощает в себе мировоззрение и культуру определенного времени, хранит историю. К слову, сохраняет и природные ресурсы: многие поддерживают концепцию «вещей второго употребления» именно в силу их вторичности, как карандаши из переработанных CD-дисков или полностью разлагающиеся бумажные пакеты. На западе популярным стал тренд «жизни без покупок новых вещей»: для многих секонд-хэнд (и не только в плане предметов одежды) стал целой жизненной философией, которая помогает избежать лишних покупок, навязываемых нам современной культурой потребления.

секонд-хэнд

секонд-хэнд

Впрочем, даже если вам далека позиция eco-friendly fashion, секонд-хэнд все равно остается удивительным сочетанием: модным и демократичным одновременно. Крупные ритейлеры секонд-хэнда зарабатывают тысячи, позиционируя ношеные вещи как неотъемлемую часть культуры streetwear. Авторитетные блоггеры и it-girls, в свою очередь, соревнуются в умении сочетать сумки Chanel с платьями с барахолок, распродающимися по цене за килограмм. Наше время, перенасыщенное рекламой и периодом оверпотребления ХХ века, ищет выход из сложившейся ситуации, и заключается он именно в бережном отношении к истории и смеси старого и нового, которое не в последнюю очередь находит свое выражение в моде.

секонд-хэнд

Автор статьи: Александра Даруга

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии