Творения испанского архитектора и скульптора Сантьяго Калатравы (Santiago Calatrava) всегда привлекают внимание. Благодаря четко выраженной конструкции зданий и сооружений, они напоминают скелеты ископаемых динозавров. Этот эффект усиливает белоснежный цвет. Соединение плавных бионических форм с четким каркасом сформировало определение эстетики стиля архитектора. Направление его работы называют «био-тек» или бионикой. Это достаточно молодое направление «нео-органической» архитектуры, которое отличается от традиционных направлений тем, что плавные формы зданий и сооружений архитекторы подсматривают у природы. Они твёрдо убеждены, что геометрия природных форм благотворнее влияет на человека, нежели прямоугольная структура привычных зданий.

Сантьяго Калатрава

Сантьяго Калатрава

Сантьяго Калатрава

Одно из первых крупных сооружений архитектора. Мост Аламильо, Севилья, Испания, 1992

Сам архитектор объясняет плавность форм своих проектов наличием скульптурного образования. Он рассматривает архитектуру как скульптуры, которые можно посетить изнутри. И впечатление действительно неповторимое. Часто мастер сначала ваяет, а уже после, вдохновленный, развивает идеи в полноценные сооружения. Так, например, сначала возникла скульптура «Вращающийся торс», а уже после архитектор увидел в ней будущий одноименный небоскреб.

архитектор

скульптура Сантьяго Калатравы

Скульптуры архитектора Сантьяго Калатравы

Очень интересно, что у архитектора Сантьяго Калатравы есть ещё и инженерное образование, которое помогло ему наполнить скульптурный романтизм техническим рационализмом. Благодаря такому сочетанию все его здания не только красивы, но и надежны. Можно бесконечно перечислять самые известные сооружения архитектора, но мы напомним лишь о нескольких самых ярких. Уже много лет поклонники его творчества восхищаются небоскребом «Вращающийся торс», о котором мы уже упоминали, невероятным «Городом искусств и наук», а также потрясающими «струнными» мостами, названными так из-за схожести вантовых конструкций со струнами.

Вращающийся Торс

Вращающийся Торс

Небоскреб Turning Torso (Вращающийся Торс), Мальме, 2005

Город искусств и наук

Город искусств и наук

Город искусств и наук

Архитектурный комплекс «Город искусств и наук», Валенсия, Испания, 1998

Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе

Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе

Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе

Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе, Остров Санта-Круз-Де-Тенерифе, 2003

А с начала этого года всё внимание мировой общественности привлек новый проект Сантьяго Калатравы в Рио-де-Жанейро – Музей Amanhã или Музей Будущего/Завтрашнего дня. Очень яркое название подразумевает лишь то, что музей станет инновационным культурно-научным пространством, в котором будут исследовать вопросы будущего нашей планеты и тренды развития на ближайшие 50 лет. Такое важное смысловое наполнение музея потребовало определенного подхода к созданию внешнего облика здания. Как всегда, архитектору удалось справиться с этой непростой задачей. Автор подсмотрел местные современные тенденции, а также использовал свой традиционный микс техничности современного города с мягкостью природной среды.

Музей Будущего, Рио-де-Жанейро

Сантьяго Калатрава

Сантьяго Калатрава

Музей Будущего, Рио-де-Жанейро

Здание очень интересно разместилось в портовом районе Рио-де-Жанейро. Оно как бы врезается в бухту, за что и получило второе название «плавающий музей». Вода выполняет не только эстетическую роль красивого фона, это ещё и важное звено в функционировании музея. Дело в том, что архитектор предусмотрел использование воды из залива для обновления запасов в бассейнах на территории вокруг музея, а также в системе кондиционирования. Вода проходит через инженерные системы здания и возвращается обратно, таким образом, сооружение становится единым с природой, практически живым организмом. Кроме водного баланса, здание музея использует ресурсы солнечной энергии. Солнечные батареи на здании мобильны. Поворачиваясь, они следуют за солнцем.

Музей Будущего, Рио-де-Жанейро

Музей Будущего, Рио-де-Жанейро

Музей Будущего, Рио-де-Жанейро

Сантьяго Калатрава

Сантьяго Калатрава

Сантьяго Калатрава

Музей Будущего, Рио-де-Жанейро

Такая интеграция здания в природную среду демонстрирует нам стойкую тенденцию в современной архитектуре. Стоит отметить, что все природные ресурсы используются очень бережно. Не нанося вреда сложившейся экосистеме залива. Такое же бережное отношение прослеживается не только по отношению к природе, но к окружающей застройке. Чтобы сохранить вид на монастырь Сан-Бенту, было принято решение ограничить высоту здания музея до 18 метров. Это наводит на мысль, что подход к архитектуре Музея будущего сам по себе отражает главный лейтмотив исследований будущего нашей планеты. Давайте относится к нашей планете бережно и с уважением, и она ответит нам тем же.

Автор статьи: Елизавета Фещенко

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии