Театральная пьеса в гостиной? Литературная дискуссия под тихие звуки фортепиано? Открытое чтение романа любимого автора на даче или арт-перформанс на кухне? Камерное пространство, непринужденное общение, доступность искусства и возможность завязать новые знакомства. В Европе свой Ренессанс переживает салонная культура.

салонная культура

Париж, 20-е годы прошлого столетия, золотые времена для салонной культуры. На устах у всех было имя Гертруды Стайн. В гостиной ее дома за беседой об искусстве и музыке можно было встретить Пабло Пикассо и Анри Матисса, или же распить бутылочку виски и посетовать на жизнь с самим Эрнестом Хемингуэем. Увы, эти дни невозможно вернуть, и как бы не дразнил нас Вуди Аллен своей «Поночью в Париже», но путешествие в прошлое пока еще остается всего лишь призрачной мечтой. Хотя почувствовать себя причастным к разговорам о современном искусстве или же продегустировать коллекцию бургундских вин урожая 2011-го года по-прежнему можно. Время понеслось вперед, прихватив с собой очаровательную спутницу — современную парижскую салонную культуру.

салонная культура

Патрисия Ле Плёнт-Коллинс — парижанка родом из Атланты, уже более 10-ти лет гостеприимно отворяющая двери своего дома, чтобы каждую среду и воскресенье приветствовать старых добрых знакомых и новые лица, а также  погрузиться в увлекательную беседу, насладиться буфетом и поднять бокал игристого за Париж. По средам Патрисия приглашает бизнес-спикеров и практиков. Молодые парижане и гости столицы стекаются в ее уютную гостиную, чтобы завязать новые знакомства и первыми услышать о возрастающих тенденциях в ведении международного бизнеса. В уютной и ненавязчивой атмосфере даже немного стеснительный нынешний аспирант мюнхенского университета раскрепощается и уже через полчаса обсуждает рынок мобильных приложений со старшим менеджером по продажам “Google“. Непринужденно, в формате «smalltalk», зарождается знакомство, которое заставит практиканта поверить в собственный потенциал (а он у него есть), и уже завтра сидеть в кресле стажера вышеупомянутой компании. Воскресенье же хозяйка салона предлагает посвятить беседам об искусстве, литературе, музыке, афроамериканской культуре в Париже или же любой другой тематике. Вольность только приветствуется. Воскресный салон начинается с ужина. На часах полседьмого, из открытого окна апартаментов на Rue de Mulhouse слышны звуки старого CD Малкольма Макларена «Paris», а в дверях своего дома мадам Ле Плёнт приветствует гостей южным гостеприимством и парижским шармом, сервируя настоящий нью-орлеанский «Old Fashion». Из кухни доносится запах карри, а в просторной комнате парочка гостей уже начала знакомство друг с другом. По традиции вечер в салоне начнется с бокала шампанского, а затем Патрисия проведет раунды, своего рода короткий приветственный тет-а-тет для каждого гостя по отдельности. Американцы, британцы, французы, марокканцы и румыне, здесь можно встретить кого угодно — от оператора, работавшего с Эмиром Кустурицей над «Время цыган» до журналиста «Time Magazine» и новеллиста Джейка Ламара. Soirée или же салонная вечеринка стартует обычно в семь, и к одинадцати идет на спад. Но за эти короткие пять часов среди винтажной мебели в стиле ар-деко писатель, музыкант, издатель, журналист, психолог, веб-эксперт, воспитатель детского сада и машинист парижского метрополитена обнаруживают столько общего, сколько и представить было сложно. Салонные «сhats» сближают города и культуры, влюбляя в Париж, очаровывая шармом, прививая желание непременно вернуться, чтобы почувствовать себя немножко «Хемингуэем», чуточку «Пикассо» и капельку «Матиссом».

2016-02-26-Feb-SalonCulture-Styleinsider-04

Как и в Париже, в Лондоне салонная культура тоже играет в шарады со временем. В 2008-м начал свою работу Лондонский салон под руководством Джульет Рассел и Хелен Бэгнал. Попасть в атмосферу нью-йоркских поздних 70-х, оказаться на танцполе легендарного клуба «Studio 54» и услышать все холодные и теплые ноты эпохи диско, погрузиться в ретроспективу самых значительных социокультурных событий прошлого века под музыку композитора Марка Боудена, а может разобраться в феноменальном телеуспехе эпопей 80-х «Династия» и «Даллас»? Чтобы не выбрал посетитель Лондонского салона, он точно может быть уверен, что скучать ему не придется. Ужин, неспешная беседа, познавательная часть и погружение в атмосферу — четыре задачи в планах на вечер. И, конечно же, интересные знакомства. Travel-фотограф Кристиан Банфилд, по секрету делится рецептом приготовления идеальной «Маргариты», а куратор королевской галереи расскажет все подробности о последнем аукционе «Sotheby’s». За вечер в такой компании нужно будет заплатить не мало — 60 фунтов. Но хоть раз поддаться соблазну, судя по отзывам, все-таки стоит. «Amazing!» — самое часто встречаемое слово.

И вот на слуху снова Берлин, где салонная культура переживает эпоху Ренессанса, протягивая чистосердечное «Willkommen» абсолютно всем, от мала до велика. Пятничный вечер в районе Берлин-Митте. В темном, маленьком «Z-Bar» к восьми вечера не протолкнуться. На баре много выпивки и разрешено курить. На маленьких столиках стоят вазы со свежими голландскими розами, повсюду расставлены складные стулья, разбросаны пуфы и подушки. Из дальнего угла доносятся звуки старого пианино, а на стенах — игра бликов зажжённых свечей и гирлянд. В «Z-Bar» сегодня не действует фейсконтроль. Вместо этого на входе каждого гостя приветствует Бритта Гансебом, а бар на сегодняшний вечер — это гостиная ее литературного салона. Около 60-ти гостей каждый раз приходят, чтобы подискутировать о новом литературном произведении. Сегодня время встречи с философом Барбарой Штрошайн. Кто-то здесь в первый раз, кто-то уже завсегдатай. Бритта регистрирует каждого гостя и проводит его к месту. На баре бокалы уже наполняются рислингом, а гости начинают знакомиться  друг с другом. Немного тесно, но в случае салонной философии — это вовсе не порок, скорее преимущество, возможность быстрее завести новое знакомство. Автор еще не начала свой диалог с аудиторией, но в зале уже начинаются литературные споры и дискуссии. И для хозяйки салона, Бритты, это самое большое счастье.

Ренессанс европейской салонной культуры

Впервые она провела литературный салон в начале 90-х. Будучи еще студенткой, самое большое удовольствие она получала от общения, разностороннего, непринужденного, наполненного интересом и живостью. В 95-м Бритта открывает двери своей первой литературной гостиной в студии своего друга, художника Манфреда Нипеля. Студенты, госслужащие, актеры, художники, безработные и твердо стоящие на ногах стали одинаково желанными гостями под крышей хозяйки. Вдохновленная историей Рашель Варнхаген, основательницы берлинской салонной культуры, приглашающей в свой дом самую разношерстную публику, чтобы погрузиться в непресную камерную беседу, Бритта реинкарнировала идею предшественницы в новом месте в новое время. Круг интересов и социальный класс стираются в полумраке гостиной, за бокалом вина или чашкой чая, уступают место смеху и трепетному удовольствию знакомства.

Сегодня салону Бритты Гансебом уже 26 лет. Он пару раз переезжал, метался между Западом и Востоком, но в 2003 нашел свой уютный уголок, тот самый «Z-Bar». Менялось многое, но одно осталось неизменным: в зале салона по-прежнему многолюдно, смешано, спорно и богемно.

Ренессанс европейской салонной культуры

Но для тех, кому вечно не хватает времени, но хочется разнообразить досуг, либо же для тех, кому хочется удивить знакомых и друзей, салонная культура объединилась с театральной соратницей — на свет появился «Theater am Tisch». Труппа, которая сыграет пьесу или же расскажет историю в манере беззвучного body language арт-перформанса в любом камерном помещении, была собрана итальянкой Сереной Шмидт. В родной Италии и Испании, где она жила до переезда в Берлин, театр одно из самых дорогих удовольствий. Но разве цена была когда-нибудь помехой. Серена твердо настояла на ответе «нет!» и доказала свою правоту. В четырех стенах, на четырех языках актеры экспериментального театра «с выездом на дом» проведут интимный диалог со зрителем под руководством испанского режиссера Марины Родригес Ллоренте, чья пьеса «Old Building» (нем. «Altbau») проехала всю Европу от Барселоны до Лондона. Все, что нужно творческому ансамблю — двухкомнатная жилищная площадь и отсутствие страха при виде крови в ванной комнате. Естественно, не настоящей, но всё же. Зритель одновременно традиционный наблюдатель, со-актер, работник бекстейджа и главный критик. «Это как будто внезапно начать подглядывать за жизнью других сквозь дырочку в стене», — говорит о пьесе Марина. Во время кухонных сцен актеры готовят по-настоящему на кухне хозяев дома. Ведь настоящий запах и пар — это лучше любых предлагаемых обстоятельств Станиcлавского. В вашей постели актеры ссорятся, а потом страстно наслаждаются друг другом.

По правилам театра три вечера подряд театр играет пьесу, не меняя локацию. Владелец помещения может постоянно находиться в нем, следуя правилам своего «Daily Life» регламента. Его жизнь будет прервана лишь на 3 часа вечером, на 3 часа его участия в спектакле. «Theater am Tisch» не хочет, чтобы публике было удобно. Театр желает заставить ее чувствовать. Остро. Поэтому в ванной кровь. Пусть смех, волнение и съежившиеся чувства сливаются вместе.

2016-02-26-Feb-SalonCulture-Styleinsider-09

Кроме домашних перформансов, театральный ансамбль, можно встретить в баре или кнайпе. В этом случае актеры — спутники вашего вечера, с ними у вас столик, с ним вы дискутируете о гранях разумного, рассуждаете о мечтах и планах на будущее или просто ищите любовь. Самое главное – ваши чувства, это уже признание для салонного театра.

Вслед за европейскими столицами очередь пристраститься к салонной культуре подошла и к модной индустрии. Современное транк-шоу — это не просто побег с подиума, это интерпретация светского парижского салона в контексте презентации коллекции. Демонстрируя собственное виденье будущего сезона, дизайнер позволяет приглашенной публике взаимодействие, легко вписывающее в концепцию «close touch». Байеры, модные редакторы и тренд-аналитики высказывают собственное мнение, ставят оценку и прогнозируют успех продаж. По атмосфере и избирательности приглашенных, формат транк-шоу как раз сохраняет ту самую выдержанную классическую атрибутику салонной культуры. Примечательно, что в списке брендов-практиков числятся не только имена модных гигантов, таких как Chanel, Balmain, Givenchy и Alexander McQueen, а и украинских лейблов, в частности Лилии Пустосвит, Ксении Шнайдер, Анны Октябрь и Анны К.

салон

Автор статьи: Лида Ветчинова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии