Казалось, только притихли обсуждения последней рекламной кампании «My America» знаменитого шутника Марка Джейкобса, в которой кроме моделей он снял разных (в том числе, разновозрастных и разнокомплектных) людей из разных сфер жизни Америки — музыки, кино, стенд-апа и так далее. Пожалуй, растягивать презентационное удовольствие на несколько недель (а рекламные фотографии публиковались в Instagram аккурат раз в неделю) может позволить себе не каждый дизайнер. Тем интереснее: мы можем посмаковать Марка и то, что он делает, не боясь оказаться попсовыми. Сама весенне-летняя коллекция получилась действительно американской — цветовое решение, ставшая национальная комбинация «звезды-полосы» в принтах, сороковые и общее настроение вещей, словно сошедших с кадров мультфильма «Моряк Папай» (тоже, кстати, американского).

Марк Джейкобс

Вообще, наверное, все заметили, как в последние несколько лет в моде нарастила свое присутствие «несерьезочка» — казалось, что только вчера сумки Braccialini (пусть даже этот бренд не играет в высшей лиге) казались высшей степенью баловства и авангардизма, которые может себе позволить приличная девочка, а уже сегодня все спокойно относятся к смайликам Anya Hindmarch, пайеточному безумию за большие деньги от Ashish и филиалу детского сада от Moschino в руках Джереми Скотта (кстати, у них там не все хорошо с продажами). В Marc Jacobs же было весело всегда — пожалуй, даже веселее, чем у остальных. Наверное, это потому что он был первым. Ну, Эльза Скиапарелли и он.

Марк Джейкобс

Марк Джейкобс

Марк Джейкобс — это человек-бренд, а человек-бренд — это, в свою очередь, каждодневная работа. Марк говорит о том, что бренд — это продукт, который продается. То есть, пока часть дизайнеров пытаются убедить себя и нас что их коллекции — это сначала произведение искусства, а лишь потом — способ зарабатывания денег, Марк говорит правду: мода как искусство действительно вторична. Он родился в Нью-Йорке в 1963 г., в 1981 г. он поступил в легендарную школу Parsons, где его неоднократно хвалили, а в 1984 г. с помощью Роберта Даффи, который стал его партнером, уже основал собственный бренд. Еще через три года Марк Джейкобс стал самым молодым дизайнером, которого когда-либо награждал CFDA. Повсеместно о Марке заговорили в 1993 г. по поводу его гранжевой коллекции из дорогого принтованного шелка, выглядящего, как фланель, которую он тогда делал в качестве дизайнера женской одежды в Perry Ellis (спустя двадцать три года можно надеть практически любую вещь с подиума и не выглядеть неуместно, и да, по подиуму шагают Кейт, Наоми, Кристи, Хелена и Карла). По иронии судьбы, за эту же коллекцию его уволили из Perry Ellis. В этом же году Jacobs Duffy Designs Inc. (состоявшей из Марка Джейкобса и Роберта Даффи) организовали новую компанию — Marc Jacobs International Company, L.P.

Марк Джейкобс

Марк Джейкобс

Через пять лет он уже стал креативным директором Louis Vuitton, превращая нафталиновые чемоданы во что-то действительно модное. Марк Джейкобс проработал креативным директором Louis Vuitton шестнадцать лет. Так и хочется сказать: «шестнадцать, Карл!». По правде говоря, только Карл так и умеет.

Марк Джейкобс

А помните, что Марк сделал с Louis Vuitton? Для меня первые кадры «Марка в LV» — это знаменитый показ, где модели выезжали на эскалаторе по две (кажется, до этого моделей на подиум попарно не выпускали) и, конечно, ставший легендарным раскрас graffity. А еще — денежно успешные коллаборации со знаменитыми художниками, например, горошковая коллекция Яёи Кусама в 2012 г. помогла сгенерировать Louis Vuitton продаж на $300 млн. Это много.

Marc Jacobs

Решение покинуть дом Louis Vuitton объяснялось желанием сосредоточиться на развитии собственного именного бренда (кажется, эту же историю рассказывал Вэнг после Balenciaga). Однако уже не первый год бренд говорит об IPO, к которому они усиленно готовятся.

Стоит сказать, что горшки с LVMH Марк вовсе не побил — Marc Jacobs входит в холдинг, а в 2014 г. и вовсе LVMH нарастили свою долю в Marc Jacobs до 80% (в отчетах говорится о том, что в последние годы продажи бренда показывают стабильный рост). Да и плохого у Бернара Арно, как мы знаем, не водится.

Marc Jacobs

Marc Jacobs

Сегодня Marc Jacobs — это женская и мужская линии одежды, обуви, сумок, аксессуаров, часов, ювелирных украшений, детская линия Little Marc Jacobs, косметическая и парфюмерные линии, а также сеть книжных магазинов Bookmarc.

Marc Jacobs

Бюджетная вторая линейка Marc by Marc Jacobs в прошлом году прекратила свое существование после четырнадцатилетней истории. В то время, когда другие бренды стараются искусственно «обюджетить» свой бизнес в результате рецессии мировой экономики, в Marc Jacobs решили стирать грани между ценниками, поэтому теперь представленный брендом ассортимент объединяет вещи из разных ценовых категорий. Например, самое дешевое платье на сегодняшний момент стоит $375 (и поверьте, что оно ничем не примечательно), тогда как самое дорогое — $7000 (оно действительно крутое и нарядное, а пайеток на нем пришито в лучших традициях Ashish). Кстати, если верить сайту Marc Jacobs, возле самых дорогих платьев стоит «only 1 left» — то есть, или их мало произвели, или много купили, я — за первый вариант. Уникальность Marc Jacobs в том, что дизайнер умело балансирует на грани бабушкиного сундука и свежего ветра в fashion-индустрии. Наверное, поэтому вещи от Марка хорошо продаются.

Marc Jacobs

Marc Jacobs

После того, как вторая линия Marc by Marc Jacobs перестала существовать, все гадали, выпадет ли Marc Jacobs из процесса «бюджетизации fashion» (потому что одеваться в Marc Jacobs, прямо скажем, всегда было дорого). И вот буквально неделю назад WWD — самое главное издание по fashion-аналитике — выпустило статью о том, что 70% аксессуаров из текущего весенне-летнего сезона будут стоить до $500, в эту же категорию попадут и некоторые сумки. СЕО Marc Jacobs Себастьян Суль заявил о том, что аксессуары — это условная «дойная корова» по матрице БКГ для Marc Jacobs, они рассчитывают, что 70% дохода бренда будут генерировать аксессуары и еще 15% — обувь (получается, что на одежду и парфюмерию останется всего 15%). По мнению аналитиков, при текущей конъюнктуре рынка модные дома не зарабатывают на одежде так, как они зарабатывают на сумках, это и понятно — по статистике, первой дорогой модной покупкой здравомыслящего человека является сумка (какой смысл покупать топ или платье, которое через год станет out of season и которое не наденешь каждый день, если за эти же деньги можно купить сумку, которая и через десять лет останется добротной брендовой сумкой).

Marc Jacobs

Marc Jacobs

Конечно, fashion-бизнес очень удивителен с той точки зрения, что дизайнеры месяцами создают потрясающие коллекции, отшивают их из дорогих материалов, устраивают показы, привлекая высокооплачиванных моделей, однако зарабатывают на обычных сумках, которых — условно — у них в арсенале пять моделей в шести цветах. В то же время, именно шумиха с показами, рекламными страницами в журналах Conde Nast, знаменитостями, появляющихся в нарядах бренда на красных дорожках и так далее повышает рейтинги бренда и стимулируют условную Варю из условного города Сумы на покупку вполне неусловной сумки за $550 (во-первых, #СрочноНадо, во-вторых, #НеОченьИдорого).

Хочется остановиться на косметической линии Marc Jacobs, которая возникла спонтанно, продавалась эксклюзивно в Sephora и имела большой успех. Кстати, Sephora тоже входит в концерн LVMH — и с точки зрения бизнеса Бернара Арно такая семейственность внутри портфеля брендов — классная штука, потому что дельту не надо ни с кем делить. К слову, история с косметическими линиями у классических «вещевых» брендов — это тоже сегодняшний день. Помимо классических Chanel, Christian Dior и YSL (которые не всегда контролируются материнской компанией, а чаще выпускаются лицензиатами) хочется упомянуть недавно возникшие Tom Ford, Dolce & Gabbana и Christian Louboutin.

Marc Jacobs

Marc Jacobs

По традиции: чему учит нас Марк Джейкобс? Во-первых, если ты действительно крутой, у тебя обязательно все получится. Гранжевая коллекция 1993 г. стоила ему должности дизайнера в чужом бренде, зато сделала знаменитым его собственное имя, бонусом даря контракт с таким мамонтом, как Louis Vuitton. Во-вторых, быть непохожим и по-хорошему дерзким — это здорово. Чего только стоят платьица и костюмчики «в ягодку», которые пару сезонов назад покорили всех модниц мира. В-третьих, нужно уметь правильно монетизировать свой талант. В-четвертых, нужно не бояться менять концепцию и эволюционировать. Подозреваю, закрытие успешной второй линии после четырнадцати лет функционирования — это болезненный этап, однако теперь у нас есть возможность покупать сумки из первой линии по цене второй. Тем более, они сами этого хотят. В-пятых и в-последних, пусть ты сто раз молодец, нужно идти в ногу со временем. Последняя рекламная кампания в Instagram (венец ныне функционирующих социальных медиа) — это исключительно дань тенденциям сегодняшнего поколения.

Marc Jacobs

Марк Джейкобс — пример нового взгляда, незаурядного таланта и большого трудолюбия. Он не оставляет равнодушным, даже если вы с ходу скажете, что никогда не купили бы его вещи. Для меня он идеален.

м

Фото: facebook.com/marcjacobsintl, establishednyc.com, vitringez.com.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии