В конце 60-х — начале 70-х студенческие кампусы штата Калифорния стали настоящими горячими точками, очагами зарождения нового массового движения, субкультуры с правом называть Сан-Франциско собственной столицей. Там, где еще звучали отголоски богемного битничества, на свет появились хиппи.

хиппи

Нонконформизм, анти-истеблишмент и бунтарский дух

Хиппи не нужны были материальные излишки и пластиковые, душные ценности религии «капитализм», вульгарной, варварской догмы, заслуживающей разве что презрения, но точно не внимания. «Это не я, это не я, я не сын войны». Субкультура оппозиционеров, выступающих против ядерного оружия и войны во Вьетнаме, не искала аргументов, чтобы доказать собственную правоту, она просто призывала любить. «Make love not war» — мотто с неоспоримой узнаваемостью стало первой и единственной заповедью хиппи, а способом самовыражения были избраны мирные, практически ритуальные манифестации и фестивали. Например, 4 июля 1972 года тысяча молодых людей поднялась на Столовую гору в штате Колорадо и, вязавшись за руки, простояли там в полном молчании целый час. Так на свет появилась традиция хиппи — «собрание Радуги». Интерес к обычаям коренных американцев, в частности к истории племени копи, и поиск гармонии с природой приводят хиппи к выводу, что добиваться мира нужно не забастовками, а медитацией и молчанием. Прозвав себя «воинами Радуги», они стали собираться в экокоммуны, вновь возражая запыленный капиталистами образ жизни — без насилия и в единстве с Матерью-Землей.

хиппи

хиппи

хиппи

Люди как цветы

Цветы стали главным атрибутом хиппи, ведь не напрасно второе название субкультуры — «дети цветов». Они вплетали их в волосы, дарили прохожим, расписывали цветочными узорами свои дома и микроавтобусы (к слову, компания «Volkswagen» в те годы неплохо заработала на хиппи). Во время мирных манифестаций девушки-хиппи дарили цветочные венки и букеты сопровождающим полицейским. «Flower power» — уникальная возможность высказаться без лишних слов. Цветы восхищают своей  красотой и недолговечностью, они такие же нежные и нестойкие, «хрупкие», как все то, что создает человек. По мнению хиппи, только философия бережности, уважения и безграничной любови способна помочь этому миру сохранить равновесие и свободу.

хиппи

хиппи

хиппи

хиппи

Be in. Вселенная есть в каждом из нас

«Сбор племён» такое название получил первый массовый слёт хиппи. Подобно стаям птиц, летящим на юг, 14-го января 1967 хиппи со всех штатов собрались под небом Сан-Франциско, чтобы послушать «Powerful speech» Аллена Гинзберга и Тимоти Лири о жизни, любви, мире и просветлении. Местные рок-группы развлекали 50-ти тысячную толпу, а диггеры раздавали бесплатно еду, часть которой была с «главным витамином 70-х» — ЛСД. Участники события до сих пор вспоминают, как калифорнийский воздух разжигала эйфория близости и единства. Фестиваль «Be In» стал точкой отсчёта в развитии «open-air» культуры. Далекие от коммерции хиппи подарили бизнесменам потрясающую идею — организовывать концерты под открытым небом, на больших площадках, где без труда могла бы разместиться аудитория в сто тысяч человек, и то это лишь условный придел. Чтобы вознаградить щедрых хиппи за столь великодушный презент и протестировать схему в действии был организован следующий слет — фестиваль «Монтерей». Музыка, любовь, цветы и 200 тыс. человек. На якобы некоммерческий концерт организаторы фестиваля по совету Пола Маккартни позвали рокера Джими Хендрикса и лондонских The Who. Это был крупнейший рок-перфоманс того времени. Он оказался прелюдией к тем большим рок-фестивалям, которые стали появляться позже. Посетители были отлично приняты, шоу было великолепно организовано. На входе раздавали гавайские орхидеи, обслуживающий персонал указывал посетителям их места, здесь же можно было достать пакетики с пурпурной кислотой. К психоделическому ощущению фестиваля было добавлено типичное для Сан-Франциско световое шоу. Из Джими Хендрикса «Монтерей» сделал настоящего миссию Америки 70-х. Слушая его игру на гитаре, каждый присутствовавший осознавал, такую музыку невозможно повторить. Мастерство и раскалённые струны гитары, его экспрессия не нуждалась в спецэффектах, она поражала своим искусством, она — «bold as love», она — чистая магия.

хиппи

культура хиппи

джими хендрикс

джими хендрикс

джими хендрикс

Кульминацией калифорнийской истории хиппи стал фестиваль «Лето любви». В июне 1967-го года в сан-франциском парке Хэйт было провозглашено начало эры Аквариума. Свободная любовь, наркотики, психоделическая музыка и новая мода, — хиппи стали самыми масштабными трендсеттерами XX века. Чтобы посмотреть на их жизнь, организовывались специальные автобусные экскурсии. Люди пялились на счастливые лица хиппи, изумленно рассматривая цветасто-космический зоопарк субкультуры. Масло в огонь подлили ещё и СМИ. 7-го июля в продажу поступил спецвыпуск «Time Magazine» — «Хиппи: философия субкультуры». Издание разлетелось за считанные часы. Американские подростки из северных штатов, изумленные раскрепощённостью и самодостаточностью детей цветов, хлынули в Калифорнию, как вода из прорвавшейся дамбы. The Beatles выпустили сингл «All you need is love», а альбом Джими Хендрикса «Are you experienced?» раскрошил все возможные чарты. Тем летом неведомая космическая сила хиппи совершила настоящую революцию в моде, музыки, искусстве и образе жизни.

хиппи

джими хендрикс

The Beatles

Но чтобы о хиппи заговорили даже за пределами Атлантики, они покинули родные пенаты и отправились в Нью-Йорк. 14-го августа 69-го года диктор Арло Гатри вышел в эфир нью-йоркского авторадио со словами: «Хайвеи штата Нью-Йорк перекрыты, дружище. И это замечательно!». Ровно через два дня после этого сообщения на ферме Макса Ясгура, в Безеле состоялся фестиваль «Вудсток» — три дня мира и любви, завтрак в постель под открытым небом, в котором участвовали 500 тыс. человек. Никакие погодные условия не смогли погасить энтузиазм детей цветов. Кто-то преодолел пешком путь в 20 миль, кому-то не хватило еды и питья. Но люди делились друг с другом всем. Они кайфовали друг от друга, они растворялись в лучшей музыке и попадали в космос, их одежда становилась иконической, их способ жизни — историческим феноменом. Хиппи перевернули мир вверх тормашками и были абсолютно счастливы.

Вудсток

Вудсток

2016-02-05-Feb-IAmFashion-Hippi-Styleinsider-52

Модная индустрия не смогла сдержаться  и поддалась искушению. Хиппизм — имя её религии на стыке 60-х и 70-х. Магазины перестали соблазнять шиком и лоском, а стали больше походить на склады Армии Спасения. Рваные джинсы с платами, недорогая потертая кожанка, бандана и много, ну очень много феничек — предметы базового гардероба любого хиппи. Рамок нет, и не будет, ведь главный тренд – клёш — был применим ко всему. Не важно, кожаные, джинсовые или смешанные брюки, с низкой посадкой, обнажающей пупок или высокая талия, клёш, клёш и чем шире, тем лучше. Верхняя часть варьировалась от рубашек негру до ярко-африканских дашики и средневосточных кафтанов, тай-дай и шелковых мужских рубашек с оборками. Девушки носили индийские сари и саронги с Бали и Явы. Бархат, кожа, батик, джинса, индийский хлопок и шелк украшали элементы поп-арта и фрактальные образы. Крестьянские мотивы и купальные платья аристократов прошлого века перемешались между собой, превратившись в макси-платья и юбки со складками. Вышивка заменила именитые лейблы, а к одежде было выдвинуто одно единственное требование — ближе к телу, ближе к природе. Экофешн, разве не этим удивлял публику во время последней презентации коллекции Chanel от кутюр Карл Лагерфельд? Вопрос точно риторический, как и то, что все новое —  это хорошо забытое старое.

мода

мода

После Мари Куант сексуальную революцию было не остановить, и тут девушки-хиппи перепрыгнули своих лондонских коллег. Прозрачные шифоновые блузы на голую грудь — как вообще можно было думать о войне во Вьетнаме, когда хотелось заниматься только любовью. Все-таки вашингтонским сенаторам и конгрессменам чаще надо было выбираться в Нью-Йорк, а в выходные летать в Калифорнию. Ив Сен-Лоран вот, например, в Калифорнию не ездил, зато поездки на Маракеш и общая осведомлённость о том, что творится, по ту строну океана, заставили всю модную индустрию застыть в ошеломляющем восторге от  коллекций дизайнера.

мода

Не оставили вне игры хиппи и аксессуары. Хоть их образ жизни не был прибыльным и не концентрировался на материальных наживках, но все-таки ювелирные украшения из мексиканского, индийского и марокканского серебра были очень популярны. Кольца, сережки, колечки для носа, браслеты на руки и щиколотки, пацифистские значки, ин-янь и другие символы восточной эзотерики: да — любым миксам, да — любым творческим решениям. Утверждение, которое легко применимо и к головным уборам: шляпы, широкополые и нет, с перьями, фенечками. Что не говори, а творческий беспорядок на голове Джека Воробья точно пришёлся бы по вкусу хиппи.

хиппи

хиппи

«В долгом пути я заплету в волосы ленты». Короткие, аккуратные стрижки — что за чушь, а вот длинные волосы — то, что надо. Приводить пример группы Битлз или сами все поймёте?

Парфюмерная индустрия тоже не стояла на месте, все-таки надо было как-то маскировать запах марихуанны. Благовония наполняли воздух, запахи розы, лаванды, гардении тянулись за хиппи шлейфами. Пачулли, индийский лавр, сандал и кориандр — секретная четвёрка, котороя заметала все следы шалостей, в 1977 году получила мировое признание. Именно в этот год в Париже состоялась презентация унисекс парфюма Ив Сен-Лорана «Opium».

джими хендрикс

Популяризация нудизма и естественной красоты спровоцировала переворот и в косметической индустрии. Макияж в стиле «nude» заставил девушек выбросить подводки и яркие помады, как бы задорого они не были куплены. А после премьеры бродвейского мьюзикла «Волосы», количество нудистских пляжах на курортах мира изрядно возросло. Долой пуританские ценности и стеснения. Песок в волосах и ровный загар, разве для сексуальности нужно что-то ещё?

хиппи

О дивный новый мир. Эра психоделики

Кен Кизи, автор бестселлера «Пролетая, над гнездом кукушки», был на передовой психоделического движения. Именно он начал эксперимент под названием «кислотные тесты», благодаря которому пакетики с ЛСД пересекли  не только границы штатов, но и континентов. Расширяющие сознание, психотропные препараты стали частью культуры хиппи. А как ещё можно было отгородиться от вездесущего консьюмеризма. Пара таблеток ЛСД, постер с изображением творчества Сальвадора Дали или Обри Бредсли и заветная дверь в параллельную реальность открыта. Цвета становились ярче, формы пластичней и обтекаемей, ткани фактурней. Кислота и неон завоевывали рынок. Во время очередного наркотрипа индийский узор «пейсли» (индийский огурец) ворвался в модную индустрию. Смешно, что производители турецких халатов, штурмовавшие рынок постсоветского пространства, часто использовали этот принт, и тем самым, не поверите, увеличивали объемы продаж в десятки раз. Кто бы мог подумать, как тонко продуман их маркетинг.

мода

хиппи

Если простейшие слои населения не устояли перед психоделическим прикормом, то, как могли противостоять этому дизайнеры. Кислотные цвета и пластмассовая бижутерия появились в коллекциях Джованни Версаче и Франко Москино, и не надо оправдываться — это же был успех. В 80-е все девушки теряли голову. Кстати, бренд Moschino не перестаёт играть в психоделические игры разума и сейчас. Только вот если хиппи бежали от консюмеризма, то Джеремми Скотт его только приветствует.

мода

2016-02-05-Feb-IAmFashion-Hippi-Styleinsider-44

vogue

Новейшую историю моды тоже сложно представить без психоделической эстетики. Отголоски «Лета Любви» встречаются в коллекциях дуэта Proenza Schouler, дизайнеров Александра Вонга и Дриса Ван Нотена, модного дома Maison Bohemique. Психомаркет успешно освоен брендами Fred Perry, Vans, Adidas Neo и Opening Ceremony. Раздвоение личности случилось с моделями в рекламных кампаниях круизных коллекций Miu Miu и Emilio Pucci.

miu miu

мода

мода

мода

мода

Автор статьи: Лида Ветчинова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии