За последние несколько лет украинское игровое кино совершило огромный прорыв. Заявив о себе на международных киноплощадках, отечественные режиссеры становятся известны западным коллегам. Они представляют работы на фестивалях, участвуют в питчингах и соглашаются на создание фильмов совместного производства. Но, несмотря на внушительные успехи, наш кинематограф по-прежнему «пасет задних» в рядах европейских и американских картин. Styleinsider и арт-журналист Роксана Рублевская попытались сформулировать часто допускаемые ошибки, избежав которых украинское киноискусство станет чуточку совершеннее.

#1

Первой и главной оплошностью украинского кинематографа является нарочитая национальность. Трансляция приемов поэтического кино 60-х, когда единственным выходом сохранения уникальности в жерновах Союза было снимать «оду вышиванке». Но сегодня складывается впечатление, что отечественный фильм невозможен без народных гуляний, показа традиций и отсылок к героическому прошлому. Нередко иностранцы, заметившие в фестивальной программе украинскую ленту, ассоциируют наших земляков  с выходцами из живописных Карпат, до сих пор поющими гуцульские песни под переливы трембит. Разумеется, историко-культурный контекст позволяет самоидентифицироваться, но если он возведен в фетиш, на мировой площадке наше киносообщество будут и дальше воспринимать как нацию, застывшую в XX веке.

#2

Второй ошибкой можно смело назвать недостающее количество качественных сценариев. Обратите внимание, сколько сценаристов участвует в создании голливудских блокбастеров! А все потому, что у каждого из них своя зона ответственности: персонажи, мизансцены, диалоги, юмор, фабула и др. Всё это пишут разные, специализирующиеся на конкретном направлении, люди. Наши кинодраматурги воспринимают союзников как личное оскорбление и ратуют за монополизацию власти над всем сценарием. Финальный итог – однобокая интерпретация истории, статичные или слишком театральные персонажи, невыразительная кульминация и предсказуемая развязка. Кроме того, нередко отечественные фильмы после просмотра нельзя отнести к конкретному жанру, а «сборная солянка» в голове у зрителя рождает только сумятицу и недовольство.

украинское кино

#3

Существенным минусом, появившимся в украинском кино не так давно, считается неумелый копипаст западной кинопродукции. Или «фильмы по лекалу». Разумеется, ориентироваться на зарубежный кинематограф нужно, стремясь к интересным сюжетам, грамотным PR-кампаниям, но многие отечественные режиссеры понимают фразу «учитесь у Запада» слишком буквально. Они передирают сюжеты культовых фильмов, интерпретируя их настолько нелепо, что не заметить за славянскими именами типажи известных кинолент представляется невозможным. Голливуд продвигает ценности и образ жизни, свойственные жителям США, с их ментальностью и культурой. Когда наши мастера пытаются примерить идеи и убеждения чужой страны, зритель не может не почувствовать фальш.

#4

Лихие 90-е годы оставили неизгладимый след на украинском кино. По сегодняшний день жанр «чернухи» плотно сидит в головах у отечественных мэтров, шепча на ухо: «убей главного героя, расчлени труп, покажи изнасилование крупным планом, а после — пристрели кота прямо в детской комнате мальчика с синдромом Дауна». Порой сдается, что наше кино, будучи не в силах удивить качеством, хочет привлечь зрителя шоковой терапией, от которой, в нынешних условиях, становится невыносимо тошно. Годы китча и вседозволенности в европейском кино сменились созданием захватывающих реальностей. Пора оставить террор над уязвимостью публики и стать на путь созидательного кино, воспитывающего человеческие качества и взывающего к миру.

#5

Так уж вышло, что украинские режиссеры, чтобы достичь зрительского расположения и заслужить доверие часто спекулируют на темах «повышенного риска». Голодомор, гонения, революции, события на Востоке, которые не утихают по сегодняшний день. Все это формирует в головах у публики образ жертвы, которая веками находится в незавидном положении, и, страдая, призывает страдать вместе с ней. Именно поэтому на вопрос о том, любите ли вы украинское кино, многие отвечают отрицательно. Наши фильмы должны взывать к патриотизму, к гордости за нацию, но при этом не делать из жертвенности культа.

украинское кино

#6

Бывая на большинстве украинских премьер, хочется сказать, что восприятию прессы, формирующей образ фильма в СМИ, мешают неумелые речи авторов на презентациях многострадальных кинополотен. Съемочная группа или наперебой спорит о прелестях фильма, глубоком психологизме, концептуальности еще непоказанной работы, или вовсе отмалчивается, пыхтя в микрофон что-то нечленораздельное и далекое от конкретики. Фразы сродни: «я плох в освещении своих фильмов» или «это уникальнейший проект» делают из вас кинолюбителей, снимающих на мыльницу. А если вы и вправду не сильны в разговорном жанре, будьте добры пригласить на подобные мероприятия людей, компетентных в этом вопросе.

#7

Последней в списке, но далеко не последней в жизни украинских киношников, запишем роковую ошибку постоянно жаловаться на отсутствие денег. Равнодушие государства, урезанные бюджеты, затраты, которые пришлось понести из-за плохой погоды, замены актеров, стихийного бедствия, внезапно вспыхнувшей в съемочной группе эпидемии ветряной оспы. Подобные комментарии, имеющие цель показать, как сложно вам работалось, перечёркивают получившийся результат! Каким бы качественным ни был фильм, создание шлейфа тяжбы, которая пришлась на долю авторов, просто ставит под сомнения ваш профессионализм и качество режиссуры.

Автор статьи: Роксана Рублевская

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии