Для любого проката всегда характерно обилие фильмов ужасов. Еще бы: малозатратные картины с неизвестными актерами, снятые в одной локации, не предполагают космических бюджетов и высоких требований, но продолжают собирать полные залы любопытствующих. Сочные трейлеры дают зрителю ложную надежду, а после просмотра публика жалеет о времени, потраченном впустую. Изучив проблему изнутри, арт-журналист Роксана Рублевская предлагает вашему вниманию 6 художественных особенностей качественного хоррора, зная которые, вы научитесь отличать шлак от леденящих душу, шедевров этого жанра.

хоррор

Жанровое смешение

Эпоха постмодернизма характеризируется богатой жанровой палитрой, возникшей из-за стертых границ  между кинематографическими направлениями. Взаимопроникновение художественных элементов, метасюжетов, поиски новой формы, заимствование принципов воздействия на зрителя из других видов искусства – всё это преобразовывает хоррор в целый сплав из тем и средств выразительности. Сегодня качественный фильм ужасов – это синтез нуара, детектива, триллера, драмы, мистики, философской притчи. Главенствующим в такой цепочке, разумеется, является триллер. Именно он помогает вызвать у зрителя чувство томительного ожидания, тревожного восприятия действительности, заставить проникнуться судьбой и страхами экранных персонажей, вооружившись собственной фантазией. Акценты расставляются авторами на внутреннем сопротивлении, душевных переживаниях, уязвимости и беспомощности перед обстоятельствами. А также на библейских пороках, как-то: ревность, зависть, сексуальная одержимость, религиозный фанатизм, мстительность, жадность, трусость. Благотворно на хоррор также действует жанр детектива, где сюжет построен в форме расследования и часто начинается с конца, предоставляя зрителю возможность самостоятельно разгадать загадку, задуманную сценаристами.

хоррор

Традиция немецкого экспрессионизма

Многим современный хоррор обязан визуальным традициям немецкого экспрессионизма — направлению в кинематографе, зародившемуся около 100 лет назад. Именно благодаря экспрессионистам в ужасах большое внимание уделяется мрачности интерьера (замок, старинный особняк, заброшенный отель) и контрасту света и тени. Порой, зловещие тени на стенах – первое знакомство зрителя с монстром, и оно всегда впечатляюще. Особое внимание авторами сегодняшних страшилок со смыслом обращается на демонстрацию мыслей и чувств героев в момент их зарождения. Постоянное противопоставление своих интересов незавидным реалиям, а также попытка постижения истинной сути вещей через внимание к деталям. Еще одним важным художественным элементом, заимствованным у экспрессионистов, перекочевавшим в сегодняшний хоррор, является символ. Достаточно вспомнить картины в жанре мистики, где каждое понятие, образ животного, птица имеет устоявшееся значение, отсылает к религиозным или оккультным писаниям и нередко является сюжетной подсказкой.

хоррор

Саспенс

Следующий важнейший принцип шедеврального хоррора напрямую связан с именем режиссера Альфреда Хичкока. Это, как вы уже догадались, — саспенс. Состояние напряженного ожидания развязки, хроническое беспокойство, подозрительность, обусловленная изнуряющей боязнью возможных последствий и сопереживанием персонажам. Средство сюжетной выразительности, позволяющее подчинить себе чувства зрителя. Несмотря на то, что саспенс – основа для построения фабулы триллера, многие из современных режиссеров намерено игнорируют его значение в кинополотне, заменяя проработанную кульминацию обилием спецэффектов и бессюжетными сценами жестокости.

Саспенс

Эстетика отвратительного

Эстетическая категория «безобразного», прямо противопоставляемая прекрасному, в фильмах ужасов занимает ведущую роль. Хоррор – это всегда обращение к низменному, плоти, смертности, сексу, телесности и, как следствие, к распаду и разрушению (в прямом или переносном смысле). Именно поэтому авторы всегда концентрируют внимание на расчленении, увечьях, смертельных травмах, маниакальном любовании антагониста плодами своего «безобразия». Качественный фильм ужасов, в отличие от хитов-мясорубок, исключает обилие подобных сцен и предает «отвратительному»  особую художественность, по атмосфере созвучную с поэзией Бодлера.

хоррор

Пространство и раскрытие персонажа

Для того чтобы персонаж перестал быть схематичным и раскрылся наиболее полно, его необходимо поместить в условия, невыносимые для бесконфликтного существования. Основа трансформации персонажа, отправная точка начала метаморфоз – нахождение во враждебном пространстве и попытка оттуда выбраться. Обыкновенная жизнь, знакомая протагонисту ранее, его заслуги и предпочтения оказываются совершенно неважными перед лицом зла. Страшилки, созданные по лекалу, не отличаются безупречной работой над локацией, характерами и внешним видом антагониста (монстра), заменяя все необходимое обилием раздражающих шумов, спецэффектов, быстрым монтажом и большим количеством центральных действующих лиц (к примеру, студенческая компания, съемочная группа, чтобы рассеять внимание зрителя).

хоррор

Съемка

Использование «найденных пленок», просмотры старых видеоматериалов, стилизация под «любительскую» съемку, сделанную жертвой, пострадавшей от рук демонических сил, длинные планы —  положительно влияют на состояние растущего напряжения публики. Механизм создания чего-то жуткого достаточно примитивен. Он достигается либо эффектом неожиданности, либо эффектом «нераскрытых карт», когда за авторов всю черную работу выполняет собственное искушенное воображение. Считается, что качественное кино в жанре хоррор не должно пугать заранее заготовленным трафаретным монстром, напротив, оно мотивирует публику пробудить в сознании собственных чудовищ, которые не сравняться ни с одним нарисованным.

хоррор

Автор статьи: Роксана Рублевская

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии