Все помнят сериал «Lie to me», который перевернул наше восприятие эмоций, и того, насколько важно суметь их увидеть и верно расшифровать. Идеи профессора Пола Экмана прогремели, как сенсация, а его книги мгновенно стали бестселлерами. Но сериал закончился и, кажется, широкая общественность забыла о важности правильной трактовки эмоций. А вот бизнес-среда не только не забыла, но и начала строить интересные концепции использования информации про эмоции в своей работе. В 1995 году научный журналист подытожил все многолетние теории в своей книге «Эмоциональный интеллект». Что же это такое? Собственно, это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей, и свои собственные, а также умение управлять своими и чужими эмоциями в целях решения практических задач. Конечно, последняя составляющая наиболее интересна. Одно дело распознавать и чувствовать другого человека, но управление эмоциями другого человека  — звучит загадочно.

Lie to me

Само собой, речь не идет о прямых манипуляциях, магии и гипнозе. На деле манипуляция эмоциями — это первичный навык, который мы используем ещё с детства, устанавливая границы родительского дозволенного. Позже, мы применяем его в общении с противоположным полом. Но давайте вернемся к науке. Ещё Чарльз Дарвин обращал свое внимание на важность эмоций у людей и животных (собаки, в вопросе чувствительности к эмоциям, безусловные рекордсмены). Современные ученые актуализировали вопрос, проведя несколько экспериментов. Сначала они пытались измерить успешность людей с помощью обыкновенных текстов на определение уровня интеллекта (проще говоря, тест на iq). Подобные исследования не дали поводов для составления какой-либо статистики. Как оказалось, успешные люди обладают способностью создавать эмоциональные связи и активно управлять собственными эмоциями, что и приводит их к успеху. Тогда учёные взялись за разработку новой теории эмоционального интеллекта и, соответственно, новых текстов, в конечном счете, разрабатывая стратегию, которая помогла бы обычному человеку стать успешнее, как в своих, так и в глазах окружающих.

эмоциональный интеллект

Такое важное исследование не могло пройти и мимо маркетологов. Сейчас уже многие компании осознают важность установления эмоциональной связи продукта с покупателем, поэтому термином «эмоциональный маркетинг» никого не удивить. Нежный хруст чипсов, мягкая пена для ванны и сочная картина мира мобильного оператора вызывают у нас приятные эмоции, мозг запоминает эти моменты, а впоследствии стремится к их повторению. Разрабатывая различные рекламные стратегии, специалисты принимают во внимание тот факт, что люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Такие термины были введены после исследований, доказывающих, что некоторые люди лучше воспринимают на слух, другие на ощупь, а третьим ближе визуальный контакт. У большинства людей преобладающим является визуальное восприятие. Потому мы можем наблюдать яркие зазывающие рекламные изображения повсюду. Думаете, это милые картинки счастливой модной семьи? Нет, это коварная ловушка, которая вызывает у вас нужный эмоциональный отклик. Самый благодатный клиент для таких западней — женщины, поскольку они наиболее открыты и восприимчивы к эмоциям.

эмоциональный интеллект

Но может в таких ловушках и нет ничего страшного? Давайте представим мир без эмоций. Полная тишина и пустота – выглядит пугающе, не так ли? С эмоциями жизнь гораздо интереснее. Мы все хотим быть счастливыми, а эмоции нам в этом способствуют. Возможно, стоит смириться с некоторым манипулированием нашими чувствами, ведь большинство маркетинговых ходов так или иначе заточены на то, чтобы мы почувствовали себя лучше после приобретения продукта. Удивление клиента (приятное, конечно же), игра, подарок, забота и помощь дают возможность стать сердечным бизнесом в глазах клиента и сделать его жизнь счастливее. Иногда, конечно, в магазинах мы можем видеть и явный перебор, когда упаковка сделана с такой любовью и заботой, что в глазах покупателя является более ценной, нежели продукт. Сколько девочек купило средство из-за красивой баночки или тюбика?

эмоциональный интеллект

Социальные исследования показали, что более успешными являются бренды, которые напрямую апеллируют к положительным эмоциям, нежели те, которые предпочитают строить свой бренд на рациональных выгодах и функциональных преимуществах. Как в ситуации с упаковкой, в некоторых случаях, делая покупки, мы действуем иррационально. Тут нет ничего удивительного, так человек поступает на протяжении многих тысяч лет. Как Александра Македонского манили неизведанные земли, хотя рационально распорядиться ими он не мог, так и современного человека манят иллюзорные перспективы, к которым логика не имеет никакого отношения. Это как в «Завтраке у Тиффани», героиня чувствует себя гораздо лучше в магазине или, хотя бы взглянув, на его витрину.

Завтрак у Тиффани

И ещё один интересный факт. Даже чтение этих строк для вас является определенным эмоциональным переживанием. Вот он, секрет успеха поэтов. «Я помню чудное мгновенье…», — и мы уже на эмоциональном крючке. Так если незримо эмоции в любом случае управляют нашей жизнью, лучше взять их на вооружение и использовать в своей жизни и работе. Однако стоит всегда помнить, хоть мы и можем испытать эмоцию счастья или печали, выбор, чувствовать ли её прямо сейчас, всегда остаётся за нами.

Автор статьи: Елизавета Фещенко

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии