Пока весь мир гадает, получит ли Лео в этом году свой долгожданный «Оскар», состоялось ещё одно важное награждение. Это выбор обладателя архитектурного «Оскара» — Притцкеровской премии. История возникновения самой престижной награды в сфере архитектуры очень интересна. Дело в том, что семья Прицкеров (владельцы сети отелей Hyatt по всему миру) посчитала несправедливым тот факт, что Нобелевской премии по архитектуре не существует, и в 1979 году учредила собственную. Таким образом она на полвека моложе своей кино-коллеги (премия «Оскар» была задумана в 1929 году). Но это не мешает ей также быть непредсказуемой и социально значимой. Так, в 2004 году в список именитых номинантов-мужчин удалось пробиться первой женщине-архитектору  — Захе Хадид. И до сих пор её подвиг остается непревзойденным. В этом году номинант также сумел удивить архитектурное сообщество. Из рук представителя династии Прицкеров приз получит архитектор, который помог тысяче чилийских семей обрести крышу над головой.

Алехандро Аравена

Социальное жилье в Чили. Квинта Монро

Подход архитектора Алехандро Аравены к проектированию социального жилья действительно впечатляет. Он не стал мыслить исключительно с прикладной архитектурной позиции, как обеспечить человека нужным количеством квадратных метров. А посмотрел на проблему в разрезе самой жизни человека, развития его семьи и взаимодействия с обществом. Понимая, что отселение семей на задворки города не сулит им ничего хорошего, Аравена создал нестандартный принцип, по которому построил уже не один социальный квартал, как в родном Чили, так и в других странах. На небольшие средства, выделенные государством, была осуществлена покупка земли в центрах городов и построены «половины» домов.

Алехандро Аравена

Социальное жилье в Чили. Квинта Монро

То есть архитектор не мог на полученные средства построить полноценные дома в 80 квадратных метров. Поэтому Алехандро соорудил основные помещения на 40 квадратных метрах, оставив ещё примерно столько же между домами, чтобы их обитатели в будущем могли расширить свою жилплощадь. Его расчет оказался настолько верным, что жильцы, которые благодаря размещению квартала в центре получили возможности доступа к лучшим рабочим местам, сами достроили оставшуюся половину в течении нескольких недель. Как утверждает автор, вся проблема архитекторов, проектирующих социальное жилье, в том, что они теряют энтузиазм, сталкиваясь с маленьким финансированием. Для Аравены же такие ограничения наоборот открывают поиск новых нестандартных решений.

Алехандро Аравена

архитектура

Социальное жилье в Чили. Вилла Верде

Но это не единственное оригинальное решение в проектировании Алехандро Аравены и его архитектурного бюро «Elemental». Собственно, весь смысл и философия работы архитектора заключается в названии бюро – «наипростейший». Этот фантастический человек, который внешне чем-то напоминает киноактера (многие находят сходство даже с Росомахой из «Люди Х»), решает все градостроительные задачи наипростейшим образом. Он сам видит наибольшую сложность в своей работе – вместо поиска правильного ответа на неправильный ответ, найти правильный вопрос. Чтобы быть уверенным в верности запроса от общества, который ему предлагают решить, он всегда апеллирует к голосу общественности. И установление точной коммуникации всегда здорово помогает.

архитектура

архитектура

Центр инноваций католического университета в Чили

Даже в современном подходе к проектированию больших бизнес-центров архитектор видит проблему – отсутствие коммуникации между работниками в здании. Действительно, его центр инноваций никак не соотносится с привычными глазу стеклянными высотками. Но узнав побольше о его устройстве, понимаешь насколько правильно архитектор улавливает суть, происходящих в здании и жизни сотрудников, процессах. В центре находится большой атриум, таким образом, работники могут видеть друг друга и понимать, что происходит в разных отделах. А делиться информацией они могут на открытых площадках, которые созданы на подобии общественных пространств.

архитектура

Здание фондовой биржи в Тегеране

Притцкеровская премия

Национальный центр современного искусства в Москве

Кроме непосредственно архитектурной деятельности, а также глубоких решений урбанистических задач, Алехандро Аравена также занимается преподавательской деятельностью. В 2000-2005 годах он преподавал в Гарвардской школе дизайна. Архитектор старается активно доносить свои идеи широкому кругу людей и это у него отлично получается. В этом году его выбрали куратором 15-й Венецианской архитектурной биеннале. За плечами Аравены уже есть опыт участия в этом грандиозном мероприятии. В 2012 году он создал свою инсталляцию с говорящим названием «Магнит и бомба», которая была посвящена решению острых социальных проблем. А несколькими годами ранее, в 2008 году, Алехандро Аравена получил в награду «Серебряного льва» Венецианской архитектурной биеннале за проект социального жилья.

Венецианская архитектурная биеннале

Венецианская архитектурная биеннале

Венецианская архитектурная биеннале, 2012 год

Энергии архитектора Алехандро Аравены можно позавидовать. Он настолько увлечен своими идеями, что даже в кафе находит время изобразить свои их графически. Его энтузиазм помогает находить новые творческие решения непростых задач, смотреть на решение проблем под разными углами и строить коммуникации с самыми разными людьми, чтобы не упустить ни одной детали. И судя по высокой оценке его деятельности, ему все удается.

Автор статьи: Елизавета Фещенко

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии