Правда такова: мода рождается не только в творческих мастерских талантливых дизайнеров. Чаще всего ее создают низы, мятежные сердца с необычными, а порой радикальным вкусом. О том, как повлияли субкультуры на развитие модной индустрии в образовательном спецпроекте Styleinsider «I Am Fashion». В первой части возвращаемся в 60-е, легендарное десятилетие, период торжественного шествия британских модов и американских битников.

We are The Mods

Опрятные британские хулиганы

Лондон, 50-60-ые

«Модернизм. Космополитизм. Cool’n’pop». Если и существует «три звучних слова», чтобы описать британскую молодежную субкультуру конца 50-х, то, пожалуй, это они. Независимые, стремящиеся к новизне, высмеивающие английскую чопорность и приверженность традициям, денди рабочего класса с пропиской в Лондоне, районе Уэст-Энд, прокладывают путь новой потребительской культуре. Они устали от постоянных правил, обязательств и общественных осуждений. Цель их жизни — максимум удовольствий, а любого рода предрассудки мешают её достижению. Им так хотелось вырваться из лап вездесущего консерватизма и навсегда вычеркнуть из истории въедливое сочетание «Old fashioned», а, как известно, желания все-таки имеют свойство осуществляться. Моды воплотили заветное в реальность. Расовые и социальные границы были стёрты. Нет — старой доброй Англии, да — свободе и любви.

британские моды

британские моды

британские моды

Экзистенциализм, индивидуальность, чертовски хороший и дерзкий джаз. Одетые с иголочки, идеально разбирающие в бибопе, молодые люди скрупулезно следят за новинками в моде и музыке, а всё заработанное, без зазрения совести, готовы потратить на новый костюм. Новаторам нравится экспериментировать, соединять и смешивать, оставляя сомнения за чертогами разума. Их девиз — бесстрашие и одержимость. Балансируя между ненормальностью и благополучием, они оставляют место для индивидуальности. В итоге рождается образ опрятного хулигана. Его basic – кашемировый свитер с высоким горлом и облегающий костюм, рубашки и поло, узкие галстуки, лоферы и мотороллер Vespa — лучший друг и соратник. В случае непогоды – парка. Только не скучная серая телогрейка, а настоящий предмет самовыражения – с эмблемами, нашивками, аппликациями. Притягательный и утончений плохой парень — тайная мечта даже самой праведной домохозяйки и верной жены из респектабельного Найтс Бридж. Щегольской внешний вид естественно требовал определенных капиталовложений, зачастую немалых, и отнюдь не все могли себе это позволить. Многие носили то, что доступно: джинсы Levi’s, футболки и ботинки deserts boots. Главное — обзавестись пиджаком, а лучше парой-тройкой, один из которых будет непременно парадным, соответствующим всем канонам brit chic. Нескучный, с необычным геометрическим принтом. Например, британский флаг. Пока в кулуарах парламента негодующие лорды и сэры взбудоражено обсуждали пропащую молодежь, на улицах Сохо разгуливали яркие парни, уверенно прокладывая дорожку культуре street style.

британская мода 60-х

британская мода 60-х

британская мода

британская мода 60-х

Не отставали от парней и девушки. Их выбор — андрогинный стиль с уклоном на элегантность. Брюки, юбки-карандаши и туфли на плоской подошве – тенденции женской моды 60-х, такое было у каждой. Да, «хлеб на масло, моду в массы». Но коммерциализация и унитарность никак не уживались с фантазией модисток. Им нужна была революция, громкая, запоминающаяся, оставляющая последствия. Свершилось — на свет появилась мини-юбка. Британский дизайнер Мэри Куант придумала символ сексуального раскрепощения и объект желания миллионов девушек. «Хороший вкус — это смерть. Вульгарность — жизнь». Шум не утихал: парни свистели каждой походке от бедра, а мамаши прикрывали ребятишкам глаза.

британская мода 60-х

британская мода

британская мода 60-х

британская мода 60-х

В сфере моды Британия становится ведущим экспортером. Уже привычные кежуал и унисекс подрывает новый тренд — color-blocking. Как это правильно произносить, и что с чем сочетать рассказывает октябрьский номер британского Vogue, 1967. На обложке — «королева Модов», топ-модель Твигги. Триумф! Заинтересованность в клиентах из числа модов растет и приводит к бурному развитию бутиков на Карнаби-стрит. Молодежь больше не нуждается в одежде от итальянских производителей, британские им ничуть не уступают. Новоиспеченные бренды Ben Sherman, Carnaby Designs, Clarks Original, Fred Perry, Lambretta, Merc и Tucano Urbano задают тон, лихорадя Европу. Глянцевые редакторы готовы на любые сделки, лишь бы получить снимки Джин Шримптон и Твигги, а тем временем на экраны кинотеатров выходит «Фотоувеличение» — первый англоязычный фильм Микеланджело Антониони. Эстетика модов, в главных ролях британки Ванесса Редгрейв и Сара Майлз, «Золотая пальмовая ветвь» — праздник продолжается!

Твигги

британская мода 60-х

The Who

Громкие вечеринки — еще одна категория, в которой моды точно претендуют на звание профи. Кофе-бары, ритм-энд-блюз, клубы и амфетамины. Красивая жизнь, в которой нет места для скучных будней и бытовых проблем: о работе в порту и съемной развалюхе на задворках города уж лучше помолчать. Все деньги только и созданы для того, чтобы спускать их на развлечения. «Если ты пьёшь ямайский ром, значит твой парень точно афроамериканец». Лондоном правит молодость, любовь и потасовки. Алкоголь разливается рекой, коктейльные карты растут с невероятной скоростью, в клубы стоит очередь. Коллекционеры хвастаются свежими пластинками американских исполнителей — Сэма Кука, Джеки Уилсона и Джеймса Брауна, а молодёжь оставляет последние силы на танцполе под хиты британских коллективов поколения «The»: WHO, Kinks и Beatles. Туманный Альбион становится центром clubing-культуры. Легендарный танцевальный бар «The Flamingo» принимает у себя звёзд первой величины — Эллу Фитджеральд и Стиви Вандера, а в клубе «The Marquee» выступают молодой Дэвид Боуи и отец британского блюза Алексис Корнер. Через собранную им в 1961-м году группу Blues Incorporated пройдут выдающиеся музыканты из Rolling Stones. «The Marquee» — бар, где готовились планы «Британского вторжения», где на сцене на уши всех ставил извивающийся Мик Джагер. Революции создают гении, а воплощают в жизнь фанатики». Культурная и сексуальная 60-х — это Лондон, это свинг. Ищите ответственных за ту и другую? Спросите модов.

британская мода 60-х

британская мода 60-х

британская мода 60-х

британская мода 60-х

Высокая популярность субкультуры способствовала росту консьюмеризма, все карты сложились в коммерческий флеш-роял, но вместе с тем, внимание к модам со стороны общественности показало, что молодёжь с её потребностями и интересами начинает играть значительную роль в консервативном обществе Великобритании. Хотя в определенный момент и наступило перенасыщение, но это не значит, что моды вымерли, испарились или отказались от собственных ценностей. Они просто трансформировались в нечто иное, может быть менее беззаботное и более сродное с английским прилагательным «sophisticated». Подсказка: обратите внимание на современных it-girls.

it-girls

it-girls

it-girls

В 97-м британский флаг, он же Юнион Джек, снова становится ньюсмейкером номер один. Джерри Холливел — участница группы «Spice Girls»  появляется на музыкальной премии Brit Awards в платье с гигантским принтом флага. Даже в эпоху отсутствия социальных СМИ наряд певицы еще до конца церемонии обретает статус легендарного. Копии платья заполнили улицы всего мира, а оригинал отпускается на аукционе за баснословные деньги – более 41-й тысячи фунтов стерлингов. В мире моды таким успехом пользовались только два платья – маленькое черное Коко Шанель и белое плиссированное Мэрилин Монро. В 2013 британский триколор интерпретирует в коллекции клатчей модный дом Alexander MсQueen.

Джерри Холливел

британские моды

британские моды

британские моды

Вдохновленный утонченной эстетикой модов, Эди Слиман, в должности креативного директора Dior Homme, возвращает на подиум приталенный силуэт, фаворит 2000-х: узкие брюки и джинсы с низкой посадкой, белые рубашки, приталенные пиджаки и кожаные куртки. Андрогинность и унисекс его коллекции настолько притягательны, что даже Кейт Мосс и Николь Кидман просят дизайнера выпустить пиджаки маленького размера. В 2003-м модным камбэком отметилась модовская парка в коллекции Рафа Симонса «Closer». Иконическая мини-юбка демонстрирует магические способности сочетания практически со всем в коллекциях Николя Гескьера для Louis Vuitton и Миуччи Прады для Miu Miu. Свинг и динамика английских 60-х воскресают в коллекции SS13 Марка Джейкобса для Louis Vuitton. Эклектизм, индивидуальность и разнообразие субкультуры продолжают жить, экспериментируя, примеряя новые амплуа и размывая границы. Заметно, претенциозно, динамично. So British, so Chic!

Louis Vuitton

британская мода

британский стиль

The Beat Generation

Битники, рождённые Керуаком

Америка 50-60-е

Пока Лондоном правили моды, по ту сторону Атлантики обороты набирала несколько иная субкультура — битничечтво. Идеология битников начала формироваться в послевоенные годы. Страны-победители активно развивали собственную экономику, повышая уровень жизни населения и взращивая новое поколение потребителей. По этому поводу в США зарождается практически новая религия – «Американская мечта». Престижная работа, машина, собственный дом с садом и идеально ухоженным газоном, образцово-показательная жена и желательно двое детишек, которые непременно поступят в университет Лиги плюща и обеспечат родителям достойную старость. Идеальную картинку американских устоев 50-х демонстрирует сериал «Мастера Секса» телеканала Showtime. Но нашлись те, кому потребительская мораль не пришлась по душе. Они назвали себя битниками и стали открыто протестовать против буржуазных ценностей и лицемерия. Мечты не продаются, не ведитесь, «американская» — всего лишь полуфабрикат.

Американские битники

Американские битники

Американские битники

«Мы битники, приятель. Битник — значит блаженный, это значит, что у тебя бьется сердце, это что-нибудь, да значит. Это изобрел я». У истоков культуры битников стоят три фигуры. Это писатели Джек Керуак, Ален Гинсберг, Уильям Берроуз. В своих произведениях они распространяли идеи жизни вне навязчивых стереотипов. Свобода, притягательность асоциальности и бунтарский дух были гораздо интереснее многим молодым людям, жаждущим впечатлений, чем пластиковая приторно-сладкая жизнь рядового американца.

Американские битники

Американские битники

Керуак

Особенно чутко идеи битничества восприняла артистическая молодежь. Игнорируя банальное «работай и тебе воздастся», ей было ближе желание в первую очередь думать о сиюминутных потребностях, жить сегодняшним днем, в полной мере ощущать свою избранность и богемность. Эмигранты, художники, поэты и музыканты в буквальном смысле стали пропагандистами практически нищебродского образа жизни: затертые кафешки, засаленные бары и подвальные клубы, звуки бонго и запах старого доброго винила. Их способом жизни стало кочевничество.  Отделяя себя от общества, которое их высмеивало, они прибегали к походам с рюкзаками по бескрайним просторам Америки, экспериментам с наркотиками (марихуана и ЛСД) и алкоголем.

битники

битники

битники

Внешне битники тоже были вне системы. Распространенный образ — это темная фигура в темных, непроницаемых очках с беретом на голове, своего рода среднее арифметическое между приглашенным учителем английского и бродягой из лосанджельского даунтауна. Под табу попали опрятность и буйство красок. Черный — вне конкуренции. Гардероб парней-битников состоял из черных прямых брюк, черных свитеров, футболок без рисунков и эмблем. Все внимание на личность, без отвлечение на одежду. Единственный принт, который позволяли себе представители субкультуры — горизонтальная полоска, просто и лаконично. Выбор девушек был более изысканным. Темные леггинсы, свитера, нарочно на пару размеров больше, впоследствии сформировавшие тенденцию «oversize», трико, юбки макси-длины и капри. В макияже девушки-битники стали настоящими плеймейкарами: дымчатые тени с эффектом «smokey eyes» или высокие скулы и помада винного оттенка. Обувались «разбитые» в сандалии, кеды, кожаные сапоги. Важно сказать, что компания «Converse» как минимум должна выразить словесную благодарность ребятам за популяризацию бренда.

битники

битники

битники

Асоциальные, причудливые парни и девушки, не осознавая того, оказали существенное влияние на западную культуру — литературу, музыку, политику и философию. Сексуальный либерализм, демократизация цензуры, эволюция ритм-н-блюза и рождение музыкальной звезды по имени Боб Дилан — это только та заметная часть подвигов американских анархистов. Битники становятся первой  субкультурой, создавшей собственный сленг, который мы до сих пор используем. Например, слово «cool» или лозунг «Party or die». Творчество «разбитых» играет важную роль в развитии «слэм-поэзии» и музыкального фристайла. Их бунтарский дух просачивается даже в кинематограф. Любимица американцев Одри Хепберн в фильме «Забавная мордашка» становится одной из них, примеряя на себя традиционные атрибуты бит-культуры. В 2010 26-й ежегодный кинофестиваль «Sundance» открывает картина «Вопль», посвящённая судебному процессу по делу одноимённой поэмы Гинзберга. Роль молодого поэта исполнил актёр Джеймс Франко. Не остались незамеченными модные ноу-хау битников и дизайнерами. К образам «The Beat Generation» обращается Ив Cен-Лоран, а в 2008-м, вдохновленные ранними «разбитыми», Марк Джейкобс создаёт осеннее-зимнюю коллекцию мужской и женской одежды собственного бренда.

Боб Дилан

Одри Хэпберн

мода

В 1967-м  настоящие битники собрались на фестивале «Лето любви», полностью перевернувшем их сознание. Субкультура нелюдимых исчезла как династия Майя, а в мире появилась новая социальная группа — хиппи. You’re my habit, rabbit или главное, что революция продолжается!

Боб Дилан

Одри Хэпберн

Одри Хэпберн

Автор статьи: Лида Ветчинова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии