Безделье – неотъемлемая часть уикенда, и как бы оно не осуждалось в трудовые будни, рождественские выходные полностью оправдывают любую лень, особенно в хорошей компании. Но порой бездействие может быть отражением внутреннего протеста, экзистенциального, творческого, нравственного кризиса или хронической усталости от несовершенного мироустройства. Styleinsider и арт-журналист Роксана Рублевская публикуют подборку из 5 картин о праздности, герои которых, в отличие от будущих зрителей, затянули с отдыхом, а его результат превзошел все ожидания.

«На дороге», Вальтер Саллес

Намереваясь написать любопытную и коммерчески успешную книгу, молодой литератор Сэл Парадайз (Сэм Райли) знакомится с супружеской парой — Дином и Мэри Лу, которые являются представителями бит-поколения. Сблизившись, ребята решают отправиться в долгое путешествие по Америке в поиске себя, новых впечатлений и истинных целей. Экранизация популярного романа Джека Керуака – пример тому, насколько созидательным может быть осознанное безделье юных интеллектуалов. Занятно, что все персонажи (аполитичные пьяницы, ораторы-анархисты, философы-экзистенциалисты, представители плодовитой богемы) в совершенстве владеют искусством праздности, в то же время, производя на свет пласт культурного наследия 50-х. Есть чему поучиться.

«На дороге», Вальтер Саллес

«Уитнэйл и Я», Брюс Робинсон

История об актерах-отшельниках, чьи «звездные» роли еще не были сыграны. Безработные артисты знают толк в тунеядстве, они прожигают жизнь в съемной лондонской конуре, не выходя из алкогольного и наркотического опьянения. Оказавшись на пороге бедности и изрядно утомившись от былых утех, двое приятелей отправляются в загородное имение своего дяди, где намериваются отдохнуть и хорошенько обдумать дальнейшие планы. Природа безделья главных героев в данном случае граничит с саморазрушением, через которое приходит ясность, познание себя и собственных возможностей. Эксцентричные декаденты, страдающие от паранойи и ряда других расстройств личности, не найдя работы на сцене, воплощают спектакль в жизнь, финал которого покажется весьма неожиданным.

«Уитнэйл и Я», Брюс Робинсон

«Несколько дней из жизни И.И. Обломова», Никита Михалков

Пожалуй, не найдется человека, чью лень не сравнивали с жизненным кредо классического персонажа Гончарова — Ильи Обломова. Экранизация Михалкова – демонстрация апофеоза безделья, которое иронично критикуется автором. В картине главный герой представлен невыносимым мыслителем, который, позабыв вкус жизни, придаётся философским рассуждениям о поиске высшей цели. Здесь «праздность» показана однобоко: зритель видит Человека Слова, практикующегося в единственном умении в ущерб собственному благополучию.

«Несколько дней из жизни И.И. Обломова», Никита Михалков

«Джефф, живущий дома», Марк и Джей Дюпласс

Один день из жизни двух братьев, чьи жизненные взгляды являются полными противоположностями. Главный герой Джефф — неудачник и домосед, с виду безбожно бездействует. Его родственник Пэт — внешне куда успешнее собственного брата, напротив, живет стандартными ценностями обывателя, главная из которых – сытое беззаботное существование. Безделье в картине Дюпласс вполне оправдано, ведь несмотря на отсутствие видимых побед, Джефф хочет отыскать свое место под солнцем, тайное предназначение, данное каждому от рождения. Фильм сложно назвать комедией, скорее чувственной кинопритчей о поиске ответов на главный вопрос.

«Джефф, живущий дома», Марк и Джей Дюпласс

«Катцельмахер», Райнер Вернер Фассбиндер

Артхаусное кинополотно немецкого классика Райнера Вернера Фассбиндера, повествующее о юных баварцах, чьи жизни наполнены праздношатанием и имитацией веселья. Главные их развлечения – секс, алкоголь и война за авторитет. Колоритный киноочерк о молодом поколении 60-х, безнравственном и духовно обнищавшем. «Безделье» Фассбиндера имеет природу неудовлетворенности собственной жизнью, отсутствием целей и задач. Пассивная жизненная позиция героев – результат окончания войны, разрушенных надежд, нежелания укрощать детскую агрессию, переросшую своих обладателей. Катализатором «трактирных межусобиц» становится появление чужака, мириться с которым хозяева жизни ничуть не намерены.

«Катцельмахер», Райнер Вернер Фассбиндер

Автор статьи: Роксана Рублевская

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии