Что не неделя — новая история слияний и поглощений в мире fashion. Только поговорили о Yoox и Net-a-Porter, и вот девятого декабря выпускается пресс-релиз о покупке итальянской инвестиционной компанией Investindustrial обувщика Sergio Rossi, который с 1999 г. входил в состав Kering (в то время — Gucci Group). Примечательно, что Sergio Rossi — первая с 2009 г. продажа Kering, успех которого в последнее время стал буквально притчей во языцех, поэтому за переходом Sergio Rossi в новые руки сейчас пристально следит весь мир. Для меня Sergio Rossi — это моя подруга Саша, на которой в далеком 2008-м я увидела босоножки этого бренда — метр семьдесят восемь Саши плюс одиннадцать сантиметров босоножек, в которых она порхала, словно в балетках (утверждала, что очень удобно). Sergio Rossi — это ноги красных дорожек и отец моего любимого обувщика Gianvito Rossi, чей успех, думаю, был бы невозможен без опыта работы под крылом отца (самостоятельной единицей Джанвито стал лишь в 2006 г.). Что означает продажа Sergio Rossi для модного мира, и считается ли это сигналом понижения градуса успеха сугубо аксессуарных брендов?

Sergio Rossi

Начнем из истории, тем более, речь идет о компании с шестидесятилетней историей (Серджио Росси производил туфли тогда, когда Кристиан Лубутен еще даже не родился). По факту Sergio Rossi — один из наиболее известных итальянских люксовых обувных брендов, который отличается высоким качеством продукта. ДНК бренда (как это модно сейчас выделять) — это ручная работа и креативность дизайна. История Sergio Rossi отсылает нас в пятидесятые, когда Серджио Росси (1935 г.р.) унаследовал от отца-обувщика инструменты и знания, и решил заняться собственным обувным делом в маленьком итальянском городе. Понимая, что для развития нужно масштабирование, которое, в свою очередь, на ровном месте не делается, Серджио уезжает на обучение обувному делу в Милан.

С 1966 г. обувь Sergio Rossi начинает продаваться в бутиках Болоньи и магазинах Римини. Особенно знаковой для марки является модель Opanca, придуманная в шестидесятые — высокий каблук, кожаная основа и сплетенные шнурки — эта обувь отлично смотрелась на девушках в курортных городах, где Серджио Росси открывал магазины. С 1968 г. на обуви, которая выходит из мастерской, появляется логотип Sergio Rossi.

Sergio Rossi

С семидесятых годов Sergio Rossi начинают тесно сотрудничать с Gianni Versace (сам Джанни до этого был хорошим знакомым Серджио) — так, обувь Sergio Rossi появлялась на миланских показах Versace (примечательно, что Джанни просил подобрать обувь к каждому образу, что стимулировало развитие Sergio Rossi, а также, ввиду загруженности обувной компании, иногда приводило к отказам от других клиентов). Именно коллаборация с Versace расширила аудиторию, которой интересна обувная марка.

Восьмидесятые для Sergio Rossi — десятилетие активного роста. Так, один за одним открываются фирменные магазины бренда в Италии, Бельгии, Великобритании и США (в среднем, ежегодно открывалось два фирменных магазина). На сегодняшний день обувь Sergio Rossi продается в восьмидесяти+ магазинах по всему миру, которые открывались как за собственные деньги бренда, так и в результате франчайзинга. С 1989 по 1999 гг. на производственных мощностях Sergio Rossi производили обувь для других fashion-компаний — например, для Dolce & Gabbana и Azzedine Alaia. Красивая обувь всегда была фетишем, но, как говорят, Серджио Росси создал новую философию — воспринимать обувь не как самостоятельный аксессуар, а в качестве продолжения тела женщины. В девяностых рекламу Sergio Rossi снимал знаменитый Хельмут Ньютон — мастер чувственных черно-белых фотографий и слогана «sex sells».

обувной бренд

Как уже упоминалось ранее, в 1999 г. 70% доли в Sergio Rossi покупает Gucci Group за $96 млн. В результате сделки две руководящие должности — CEO и CFO — заняли представители Gucci Group. Серджио Росси остался директором по дизайну, а члены его семьи заняли высокие должности в отделе маркетинга и креативном отделе. На момент покупки годовая выручка Sergio Rossi составляла около $50 млн., а количество пар, которые выпускались за год — 550 тысяч. В 2005 г. компания PPR (которая до этого была Gucci Group и теперь называется Kering) выкупает оставшиеся 30% доли Sergio Rossi и получает полный контроль над брендом. Sergio Rossi стал единственным обувным брендом в корзине французского модного конгломерата Kering, который, как мы помним, владеет Gucci, Saint Laurent, Balenciaga, Stella McCartney и другими громкими именами.

В отчете за первое полугодие 2015 г. бренд Sergio Rossi показал 10,7 млн. евро убытков. Примечательно, что финансовые проблемы марки — не история одного дня — в прошлом году СЕО Sergio Rossi Кристоф Мелар покинул бренд из-за неутешительных финансовых результатов. В целом, с момента покупки в Sergio Rossi меняли дизайнеров и СЕО несколько раз.

обувной бренд

Информация  о том, что Kering собирается продавать Sergio Rossi, появлялась в прессе еще в феврале этого года, а в июне даже появился список потенциальных покупателей, среди которых кроме Investindustrial фигурировали инвестиционные компании Lion Capital и Emerisque. Примечательно, что британцы Lion Capital — единственные из трех претендентов на покупку, в чьем портфеле находятся fashion-бренды (речь о Jimmy Choo и American Apparel).

Investindustrial — одна из сильнейших европейских инвестиционных групп. Группа создана в 1990 г. с целью предоставления среднеразмерным компаниям (преимущественно из стран южной Европы), которые являются лидерами в отрасли, конкретных управленческих решений, а также капитальных вложений для их развития. Формат Investindustrial — инвестиционный холдинг плюс консалтинговые компании с большим опытом в отраслях, интересных Investindustrial. Всего в инвестиционной группе аккумулировано 2,9 млрд. евро. В портфолио — известные украинцам Aston Martin, Ducati и Port Aventura — парк развлечений в испанском Салоу.

Investindustrial

Согласно условиям соглашения (по крайней мере, тому мизеру, который обнародовали стороны), Investindustrial получают все производственные активы Sergio Rossi, более восьмидесяти фирменных брендовых магазинов, права на использования бренда и каналы сбыта. Также в контракте прописано, что бренд Sergio Rossi в долгосрочной перспективе будет продолжать развиваться (как я понимаю, в позаботились, чтобы бренд с историей не исчез, а новый владелец совершил попытку реанимации финансовой стороны красивой обуви).

Kering

Kering

Интересно, что история с инвестиционными фондами, которые вкладываются в итальянские fashion-активы, в последние пару лет звучит уже не первый раз — в апреле Clessidra купили Roberto Cavalli за 390 млн. евро, в прошлом году Blackstone получили 20% акций Versace, Carlyle инвестировали в пальтовый Moncler, а катарский фонд Mayhoola for Investments вложился в Valentino.

Итак, вопрос в том, где в менеджменте Kering сработали неправильно, что некогда успешный бренд, под эгидой которого выпускается красивая обувь, решил не нести убытки в дальнейшем и продать компанию? Посмотрим на то, что происходит в Kering в последнее время. С одной стороны, у них небывалый спрос на шлепки с мехом от Gucci, которые из fashion-спазма превратились в fashion-оргазм; потом, который сезон активным спросом пользуются лоуферы на танкетке из кожзама от Stella McCartney; та же история с ботинками Balenciaga (которые с вырезами по бокам, помните?). С другой стороны, особняком стоит Sergio Rossi, который кроме обуви и сумок (как по мне, таких себе сумок) не предлагает ничего.

Sergio Rossi

В принципе, в пострецессионный период кроме туфель и — иногда — сумок (которые отделились от туфель до этого) ничего не было нужно. Начиная с 2009 г. сегмент дорогой обуви активно развивался, основываясь на том, что даже покупатели, которые не могут позволить себе дизайнерскую одежду, одеваясь, скажем, в масс-маркете, все равно будут покупать максимально дорогую обувь. В классе десятом мама сказала мне: всегда смотри на обувь мужчины, вот я всегда и смотрю. Fashion-аналитик Ванесса Фридман приводит пример больших универмагов — Macy’s, Harrods и гонконгского Lane Crawford, которые в свое время соревновались в открытии наибольшего по площади обувного этажа. По аналогии с Sergio Rossi у Kering его главный конкурент — LVMH — в 2013 г. покупает себе в портфель британского обувщика Nicholas Kirkwood (у которого всегда ярко и аутентично).

Анализируя деятельность Kering за последние годы можно сделать вывод, что с темпами гонки, в которой участвуют все бренды — Gucci с их новым дизайнером и пересмотром видения бренда (уход в женственность), Saint Laurent с их новым дизайнером и, опять же, пересмотром видения бренда (уход в маскулинность), Alexander McQueen с их новым дизайнером, Balenciaga с их новым дизайнером, Stella McCartney с финансово успешными коллекциями (в том числе, и в коллаборации с Adidas) и четким позиционированием экологичности бренда, Bottega Veneta с их потрясающим умением перерождать классические вещи, Christopher Kane с их молодостью и способностью к созданию потрясающих геометричных и цветочных вещей, которые продаются дорого — согласитесь, все это история больше про комплексную ready-to-wear, нежели про сугубо аксессуары, о чем сейчас Sergio Rossi.

Sergio Rossi

Теперь интересно, является ли Sergio Rossi первой проблемной ласточкой в мире обувных брендов (хотя, пару недель назад Тамара Меллон, которая возглавляла Jimmy Choo, объявила о банкротстве собственного бренда обуви). Будут ли дальше обувщики работать под своим именем или же станут частью громких имен, которые производят одежду? Как вариант, на одних и тех же фабриках будут отшиваться туфли под разными именами. Сложно сказать однозначно, остается лишь надеяться, что полюбившиеся поколениям бренды с историей не прекратят свое существование.

А еще мне кажется, что очень скоро кто-нибудь из гигантов fashion-индустрии купит Gianvito Rossi. Дорого.

Gianvito Rossi

Фото: le21eme.com, sergiorossi.com, marieclaire.com, facebook.com/sergiorossi.official.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии