Саша Андрусик и Евгений Шимальский реализовали свою идею музыкального агентства всего три года назад. За это время им удалось осуществить колоссальный прорыв в украинской музыкальной среде.

Идеи концертного агентства “Ухо” поражают своей простотой и гениальностью. Концерты академической и импровизационной музыки оживают в не привычных для слушателя локациях: будь то концерт в бассейне “Олимп”, Киевском планетарии, прогулка по городу с хором либо a cappella в ночном субтропическом лесу. Команда популяризует как украинскую, так и зарубежную музыку, которую редко можно найти в афишах столичных концертных площадок. Музыка становится близкой современному человеку, вырвавшись из стен концертных залов, ведёт диалог с каждым, кому хватит смелости ей открыться. Саша рассказала Style Insider о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, секретах взаимодействия пространства и музыки, а также назвала имена современных композиторов, на которых стоит обратить внимание.

ухо концерт

SI: Какой была ваша цель при создании агентства, это был внутренний интерес или толчок извне?

Саша: Мы хотели слушать любимую музыку – не вдвоем из домашних колонок, а вживую и вместе с другими людьми, которым колонок мало. Таких людей почти сразу оказалось больше, чем мы предполагали, и они очень нам поверили – поэтому пришлось отложить другие дела и по совету классика “лупати сю скалу”.

SI: Какую роль вы отводите себе в современной украинской культуре?

Саша: Похоже, что мы ее слуховой аппарат.

SI: С какими трудностями вам приходилось сталкиваться на начальном этапе, как изменился ваш подход к организации концертов?

Саша: Проблемы первого года: кто будет сидеть в зале, если друзья по каким-то причинам не придут? Проблемы второго: как не умереть от ужаса, когда контракт со звездами подписан, но потенциальные спонсоры молчат, а почку продавать не хочется? Проблемы третьего: что делать, если желающих попасть в оранжерею в два раза больше, чем мест на дорожках и под пальмами?

На четвертом году следим за героическим ремонтом своего зала в Центре Довженко, воюем с расстроенными львовскими роялями и советскими шторами, а также пытаемся из Страсбурга выписать срочную замену маримбисту на декабрьский концерт.

ухо концерт

ухо концерт

SI: Предлагали ли вам сотрудничество, к примеру, Филармония либо Оперный театр? Появился ли интерес со стороны государства?

Саша: Не предлагали, но 25 мая Ухо-ансамбль сыграет в филармонии – закроет таким образом свой сезон. Что касается государства, то на его помощь или интерес мы никогда не рассчитывали: со своей скромной нивой и сами справимся. Но вот музыкальным школам, училищам, консерваториям, объединениям композиторов, а также разнообразным оркестрам и ансамблям помощь бы пригодилась.

SI: Идея цикличности пришла вам сразу?

Саша: Да, только циклы могут быть разными – сжатыми до одной-двух фестивальных недель, растянутыми во времени на несколько месяцев или сезон. Любой продолжительный разговор со слушателем требует системности. Отдельные, не связанные между собой концерты мы делаем только по большим праздникам – или когда нужно Кронос-квартет привезти.

SI: В чём секрет эффективного взаимодействия пространства и музыки?

Саша: Достаточно хорошо знать пространство и музыку. Нехитрый секрет.

SI: Расскажите о том, как происходит процесс создания программы, вы перенимали опыт иностранных коллег или действовали согласно украинским реалиям?

Саша: Ни то, ни другое. Возможность составлять программу – из основных профессиональных удовольствий. Агентство просуществует столько, сколько нам будет интересно продумывать свои серии. Обычно отталкиваемся от какой-то темы и вокруг нее выстраиваем материал, а когда его не хватает – советуемся с друзьями-музыкантами/кураторами: за три года у нас набралось довольно много европейских (и не только) скаутов.

SI: Расскажите об Ukho-ensemble, чего нам ожидать от этого проекта в ближайшее время?

Саша: Ждите многого. Ансамбль размером с камерный оркестр, играющий очень сложную современную музыку на таком уровне – огромная редкость и огромная гордость одновременно. После первого концерта было ощущение, что вышло на кухне построить ракету. В этом сезоне – еще пять концертов в Киеве, все они многого требуют и от музыкантов, и от слушателей. Чтобы облегчить задачу первым – покупаем ноты за три-четыре месяца; чтобы помочь вторым – организовываем открытые репетиции, на которых дирижер Луиджи Гаджеро комментириует все происходящее.

концерт

SI: Какие ощущения в вас вызвала работа с украинскими композиторами?

Саша: Разные – как и работа с любыми другими композиторами. Важнее, пожалуй, не ощущения, а результаты закончившегося в июне проекта “New music: Ukraine” – по-настоящему их стало видно только к осени. Во-первых, кроме 9 украинских композиторов в нем участвовало более 80 исполнителей новой музыки – и это чуть ли не впервые кворум, число, достаточное для существования и развития новой сцены. Многие раззнакомились, появилось сразу несколько интересных, независимых от нас проектов и коллабораций. Созданный для серии оркестр Armonia Ludus сегодня нарасхват, его дирижер Михеил Менабде – тоже.

Во-вторых, удалось заинтересовать аудиторию современными украинскими авторами. Еще пару лет и их фамилии здесь образованные люди будут называть сходу, как называют фамилии писателей или художников. А если повезет, то будут и музыку вспоминать, не только фамилии.

SI: Работают ли украинские композиторы на других площадках, где их можно услышать?

Саша: Конечно. Их можно услышать на концертах в филармонии, консерватории, союзе композиторов (Пушкинская, 32), по пятницам в «Мастер Классе», на фестивалях «Гольфстрим», «ДонКульт», в академической программе Гогольфеста. Электроакустику иногда играют в Контрапункте, импровизационную музыку – в Эфире. А еще есть львовские  «Контрасты» и одесские «Два дня/две ночи».

концерт

ухо

SI: Задумывались ли вы о создании лейбла украинской музыки?

Саша: Нам пока интереснее продвигать украинцев через авторитетные европейские лейблы. Хотя и они часто совсем камерные – недавно выяснилось, например, что легендарную Sub Rosa делают всего два человека. Тоже «лупають скалу».

SI: Украинская музыка интересна зарубежному слушателю?

Саша: О ней еще почти не знают, но сейчас хороший момент, чтобы рассказывать: нас впервые за долгое время стараются услышать. Иногда это работает нелинейно. Например: ребята из ДахиБрахи наделали столько шуму в Швеции, что украинской сценой там заинтересовались даже редакторы больших журналов о современной классической музыке.

SI: Как вам удалось изначально нишевый продукт превратить в популярный среди широкого круга людей? Высоки ли риски проведения такого рода концертов?

Саша: Мы транслируем идеи, не только музыку. А еще к нам в руки пришел классический “недооценненный” продукт: как только его перестали представлять люди в накрахмаленных воротниках, он заговорил сам, убедительно. Тут и оказалось, что ниша на самом деле очень подвижна.

ухо концерт

SI: С точки зрения исполнителя классической музыки, что может оттолкнуть от исполнения современной музыки?

Саша: Что может оттолкнуть адепта академической живописи от современного искусства? Чаще всего – незнание контекста или неумение/нежелание его прочитать. Бывает, что привычка отталкивает, бывает, что вкус, но и то, и другое – не ригидно.

SI: На каких современных композиторов стоит обратить внимание?

Саша: Имен много, так что выбор крайне субъективный и часто меняется. Старшее поколение – Дьердь Куртаг, Кайя Саариахо, Тосио Хосокава, Дэвид Лэнг. Младше – Борис Филановский, Стефано Джервазони, Лоис Ви Вьерк. Совсем молодые – Кристиан Мейсон, Анна Корсун.

SI: Как грамотно подходить к прослушиванию современной музыки, что вы посоветуете?

Саша: Как говорил Кейдж: «Если сочинение звучит невероятно скучно 5 минут, послушайте его 20 минут и возможно скука обернется чем-то еще». А вообще, кроме усидчивости поможет желание стучаться в разные двери – входов много, нужно просто не стесняться искать свой. Возможно, им окажется “Музыка для 18 музыкантов” Стива Райха, или “Алина” Арво Пярта, или “Лунный Пьеро” Шенберга, или даже нойз-рок 80-х – в этом путешествии нет никакой конечной точки.

ухо, концерт

SI: Есть ли похожие по духу проекты заграницей, посоветуйте, что можно посетить в ближайшее время?

Саша: Фестивальные – берлинский Maerz Musik и разбросанный по всей Бельгии Ars Musica (оба в марте), Milano Musica (октябрь-ноябрь), Венецианская музыкальная биенналe (октябрь). Из круглогодичных программ – берлинский календарь Echtzeitmuzik (так и гуглить), репертуар Café Oto в Лондоне, концерты в нью-йоркских Cornelia Street Café, Barbes и зорновском Stone.

SI: Ваша идея концерта “на ходу” стала удивительным экспериментом с музыкой и движением, какие эксперименты нам ожидать в будущем?

Саша: Сейчас у нас по расписанию зимняя спячка с короткими перерывами на концерты Ухо-ансамбля, но к весне плотнее займемся аутсайдерами – музыкой, которую сложно категоризировать. Хочется принципиально другого аудиоопыта, а для этого придется сделать небольшой шаг в сторону от классики.

ухо

Автор статьи: Алина Глотова

Фотограф: Ольга Иванова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии