Фамилия Гуггенхайм одна из самых известных в мире искусства. По сегодняшний день фонд, основанный в 1937 году Соломоном Гуггенхаймом, известен своей поддержкой современного искусства, а также его репрезентацией в четырех музеях на разных континентах: в Нью-Йорке, Венеции, Бильбао и Абу-Даби (в разработке, дата окончания – 2017 год).

Каждый из них – повод для рассказа. Также как истории собраний и жизни самих коллекционеров. Однако в этот раз мы остановимся на личности Пегги Гуггенхайм – племянницы Соломона и дочери не менее влиятельного промышленника Бенджамина. Несмотря на своё высокое положение в обществе и понимание, что будущее также будет не менее благополучным, Пегги стремилась идти своим путем. И пошла.

Интерес к современному искусству у Пегги тесно связан с литературой: некоторое время она работала в книжкой лавке и прониклась авангардом, который проявлялся в слоге её современников. А уже с двадцати одного года она начала коллекционировать картины. Важным этапом в жизни Пегги как будущего мецената стало погружение в богемную жизнь Парижа, когда девушка приехала туда с Лоренсом Вейлом – своим мужем, литератором. Вспоминая это время, Пегги в своей автобиографической книге («Out of this century: confessions of an art addict») пишет, что в тот момент она «положила начало двум своим коллекциям: коллекции картин и коллекции мужчин, начав обе с относительно скромных экземпляров и увенчав их шедеврами…».

Пегги Гуггенхайм

Обложка автобиографической книги Пегги Гуггенхайм

Далее судьба занесла будущею галеристку в Лондон, но уже с её вторым мужем, Джоном Холмсом, который также повлиял на становление вкуса Пегги. «Я была рабой Джона пять лет, а после его смерти я была совершенно раздавлена». После трагической гибели Холмса, в 1938 году в том же Лондоне, Пегги создает собственную галерею «Юная Гуггенхайм». С этого момента её деятельность постепенно будет перерастать в меценатскую.

Будучи влюбленной в современные ей художественные веяния – абстракционизм, сюрреализм и кубизм, галеристка выставляет Жана Кокто, Василия Кандинского. В связи с этим был случай, когда на таможне работы таких известных художников, как Арпа, Колдера и Бранкузи хотели декларировать, как отдельные куски материалов, из которых эти объекты были созданы. Пегги была возмущена и подняла информационную волну, после чего все «смирились» с тем, что это предметы искусства. Вероятно, именно потому, что Пегги обратилась к сложному для понимания искусству, который порвал с фигуративностью, первый год работы галереи стал убыточным. «Юную Гуггенхайм» пришлось закрыть, чтобы в дальнейшем в серьёз задуматься о создании музея.

Пегги Гуггенхайм

Жан Арп, Пастух облаков. Венесуэльский университет

При этом Пегги все равно продолжала собирать работы молодых авторов, которые в последствии стали всемирно известными. То есть, изначально, Пегги выбрала сложный путь, когда решила покупать работы малоизвестных художников. При этом, она много советовалась, чтобы окончательно обозначить для себя принцип коллекционирования и методологию выбора художественных произведений. Одним из таких людей, к которым она прислушивалась, был Марсель Дюшан. Однако, разумеется, что большая часть её коллекции – это собрание, сделанное исключительно на её чуткости и интуиции.

Пегги Гуггенхайм

Пегги Гуггенхайм

Началась Вторая мировая война. Пегги, скупив множество работ у художников и коллекционеров, возвращается в Америку и открывает еще одну галерею под названием «Искусство этого века».  Так, «просто переплыв океан и сменив прописку с военной Европы на мирную Америку, картины выросли в цене, став настоящим сокровищем Пегги Гуггенхайм». В 1941 году она выходит замуж за известного немецкого художника Макса Эрнста – представителя, излюбленного ею направления в искусстве, сюрреализма.

В Америке Пегги стала покровительницей абстрактного экспрессионизма и музой главного его представителя – Джексона Поллока, которому выплачивала стипендию, чтобы художник полностью погрузился в творческий процесс.

Пегги Гуггенхайм и Джексон Поллок

Пегги Гуггенхайм и Джексон Поллок

Через несколько лет после войны Пегги вновь едет в Европу, чтобы своей коллекцией представлять США в одном из самых влиятельных мероприятий в системе современного искусства – Венецианской биеннале, которая к 1948 году возобновила свою регулярную деятельность. То есть произошел беспрецедентный случай, когда страна была представлена не группой художников, а коллекцией одного человека. Это было собрание Пегги Гуггенхайм.  Вскоре Пегги подтрунивала, над тем, что в Европе ей удалось «стать отдельной страной», что не могло не льстить.

Венеция

Пегги Гуггенхайм, Венеция

Также, по некоторым данным, во время монтажа «не обошлось без накладок: рабочие, едва не выбросили скульптуру Колдера, потому что сочли ее просто кусками старого искореженного железа». Этот факт невольно отсылает нас к уже выше упомянутому факту с английскими таможенниками.

Венеция

Вид экспозиции, музей Пегги Гуггенхайм, Венеция

(на первом плане работа Александра Колдера)

Пегги Гуггенхайм

Пегги Гуггенхайм

Пегги полюбила Венецию и решила, что было бы неплохо иметь там собственный палаццо (с гондолой), который в 1949 году превратился в мечту её жизни – музей, в котором она жила со своими питомцами. Брак с Максом Эрнстом распался.

Пегги Гуггенхайм

Пегги Гуггенхайм, Венеция

Несмотря на то, что с самого начала Пегги не имела прямого отношения к фонду своего дяди, в 1976 году, её Музей в Венеции входит в единую структуру организации Гуггенхайм, центр которой находится по-прежнему в Нью-Йорке. Так, за время коллекционирования, Пегги нарастила свое собрания до нескольких сотен работ хрестоматийный авторов XX века.

В возрасте 81 года Пегги Гуггенхайм была похоронена в саду своего Дома – венецианского музея, который уже через 33 года, в 2012, стал одним из самых посещаемых художественных институций городе на воде.

Венеция

Фасад Музея Пегги Гуггенхайм, Венеция

Венеция

Общий вид Музея Пегги Гуггенхайм, Венеция

Венеция

Вид экспозиции, Музей Пегги Гуггенхайм, Венеция

Музей Пегги Гуггенхайм

Музей Пегги Гуггенхайм, Венеция

Музей Соломона Гуггенхайма

Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

Музей Гуггенхайма, Бильбао

Музей Гуггенхайма, Бильбао

Комментарии