История знает немало примеров, когда фильмы, снятые на пыльных чердаках дрожащей камерой при естественном освещении, становились призерами лучших международных кинофестивалей. За последние полвека авторское кино взрастило целую  плеяду классиков и современников, чьи имена все чаще мелькают на афишах, привлекая внимание зрителей любой возрастной категории. В преддверие рождественских праздников, специально для Style Insider, арт-журналист Роксана Рублевская рассказывает, как запомнить почерк 7 именитых мэтров артхауса и с легкостью отличать их кинополотна друг от друга.

Вуди Аллен (США)

Режиссерский стиль Аллена, четырехкратного обладателя премии «Оскар», близок к жанру интеллектуальной комедии, в основе которой лежит абсурд и нелепая серьезность главного героя. Психологические драмы, подобно чеховским, рассказанные в комедийной форме, по праву названы образцом авторского кинематографа. Их сюжеты отсылают к классическим литературным и кинопроизведениям ушедших эпох, представляя публике режиссера как маститого эксперта-искусствоведа. В изобразительной составляющей часто доминируют теплые оттенки с мягким солнечным свечением, создавая атмосферу беззаботности и жизнерадостности, пусть и всегда наказуемой.

Рекомендовано: «Загадочное убийство в Манхэттене», «Проклятие нефритового скорпиона», «Сенсация», «Иррациональный человек».

вуди аллен

режиссёра по почерку

вуди аллен

Педро Альмадовар (Испания)

Стилистика испанского режиссера Педро Альмадовара отличается гротеском и показательной борьбой с мещанством. Охарактеризовать его фильмы можно следующим тезисом: барокковая ода натурализму, сочетающая в себе буйство красок, гомоэротизм, неожиданные художественные решения и провокативные элементы. Ленты, созданные в жанре трагифарса, рассказывают о жизни отвергнутых обществом, маргиналов и чудаков, влюбляющихся и страдающих от неизбежности злого рока.

Рекомендовано: «Разомкнутые объятия», «Все о моей матери», «Кожа, в которой я живу», «Женщины на гране нервного срыва», «Дурное воспитание».

2015-29-dec-directors-si-05

режиссёра по почерку

режиссёра по почерку

Ларс фон Триер (Дания)

Многократный победитель Каннского фестиваля, датчанин, автор манифеста «Догма 95», особняком стоящий в авторском европейском кинематографе, предпочитает снимать истории о женщинах, вышедших за рамки дозволенного. Основа художественного метода Триера – провокация, призванная сказать гипертрофированную правду о «загнивающем западе» и безучастности сытого европейского общества. Визуальная стилистика напоминает любительскую съемку, кадр который, на первый взгляд, отпугивает пустыми интерьерами, отсутствием декораций, безраздельно властвуя над зрительской уязвимостью. Соединение «высокого» и «низкого»: символизм и отпугивающие детали реальной жизни, отсылки к библейским текстам, и сцены с жесткой порнографией на контрасте, рождают гамму сложных, глубоких переживаний.

Рекомендовано: «Меланхолия», «Антихрист», «Танцующая в темноте», «Нимфоманка», «Рассекая волны».

фон триер

фон триер

фон триер

Уэс Андерсон (США)

Американский режиссер, представитель независимого кинематографа США, неоднократно номинированный на премию «Оскар». Почерк Андерсона может показаться сложным во время первого просмотра из-за кропотливой детализации среды героев. В изображении превалирует желтая цветовая гамма, а сам кадр является «отдушиной для визуала» из-за правильности композиции и идеальной симметрии. Музыкальное сопровождение также является для автора своеобразной иллюстрацией происходящего, посему к выбору саундтреков Андерсон подходит ответственно и с должным лиризмом (Боуи, Арди).

Рекомендовано: «Поезд на Дарджилинг», «Отель «Гранд Будапешт»», «Бесподобный мистер Фокс» (анимация), «Королевство полной луны».

андерсон

андерсон

андерсон

Вим Вендерс (Германия)

Немецкий мэтр авторского кино, гений жанра психологического road movie, использует в своих фильмах мотив сближения случайных встречных, которые по истечении времени врастают друг в друга. Дорога для Вендерса — и главный символ, и среда обитания героев, и конечная цель, предполагающая самопознание. Кадр отличается медленным темпоритмом, насыщен крупными планами, чтобы зритель мог уловить истинные эмоции персонажей. Режиссер экспериментирует с жанром, создавая все: от мелодрам до музыкальных фильмов и документальных очерков, центральной темой которых все равно является «путь».

Рекомендовано: «Алиса в городах», «Ложное движение», «Париж, Техас», «Небо над Берлином».

вим вендерс

вим вендерс

вим вендерс

Питер Гринуэй (Великобритания)

Авторский стиль Питера Гринуэя станет визуально узнаваем уже после просмотра первых его работ. Кадр — фотографичен, утяжелен деталями, насыщен предметами изобразительного искусства, тем самым демонстрируя зрителю отсылку к другим произведениям, философскую направленность каждой из лент. В изображении Гринуэя отсутствует видимая динамика, интерьерная съемка доминирует над натурной, а фабула умышленно гротескна. Режиссер, подобно человеку страдающему «синдромом навязчивых состояний», старается все подытожить, как например «Чемоданы Тульса Люпера», «Падения», посему складывается впечатление, что он все время что-то пересчитывает: от присутствующих в комнате до блюд на столе. Одним из часто встречаемых режиссерских приемов является постоянный контраст утопии и антиутопии, живого и мертвого, прекрасного и безобразного.

Рекомендовано: «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Зед и два нуля», «26 ванных комнат», «Живот архитектора».

гринуэй

гринуэй

гринуэй

Роман Полански (Польша, Франция, Великобритания)

Режиссер польского происхождения, работающий во Франции, Британии, обладатель практически всех призов европейских кинофестивалей от Золотого льва до Пальмовой ветви. Картины Полански являются экранизациями, а потому их сложно упрекнуть в размытости и безсюжетности. Жанровая принадлежность граничит между мистическим триллером и психологической драмой. Герой автора часто психически нездоровый, находящийся на гране нервного истощения, безумия или неопределенности. Режиссер не испытывает к своим персонажам любви, посему большинство из его протагонистов обречены на страшные муки без права победы.

Рекомендовано: «Жилец», «Бал вампиров», «Девятые врата», «Ребенок Розмари», «Призрак», «Пианист».

полански

полански

полански

Автор статьи: Роксана Рублевская

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии