Ноябрь — это маленькое Рождество.

Только представьте: переведенные часы, минусовая температура — сперва ночью, затем — днем, ритуальное доставание шубы из шкафа (обязательно с лавандой в карманах), мысли о подведении итогов года (страны в дебет, килограммы — в кредит), затем новогодний вишлист и, конечно, сезон скидок, таких манящих и слегка безрассудных. Хотя, согласитесь, понимание самой концепции скидок в Украине несколько отличается от иностранного, и это, скорее, укол для меркантильных национальных ритейлеров. С другой стороны, у нас есть, куда стремиться. Но не об этом сейчас речь. В Америке ноябрь — это месяц загадочной Черной пятницы. Согласно исследованию американского The Center of Shopping, 41% жителей США планируют пойти за покупками в этот день, а поскольку онлайн тоже считается, мы можем присоединиться к американцам и заказать себе что-нибудь очень нужное. Или не очень нужное.

в день чёрной пятницы

Черная пятница — пятница после Дня благодарения в США. Обычно именно с этой пятницы начинаются вожделенные рождественские распродажи. Интересно, что обычай проводить распродажи именно в этот день возник еще в XIX в., однако название «Черная пятница» появилось в 1966 г. в Филадельфии и поначалу использовалось преимущественно на Восточном побережье США. Пятница стала «черной» из-за сумасшедших пробок на дорогах после Дня благодарения — это даже не Южный мост в Киеве в конце рабочей недели. На самом деле, «черным» для продавцом этот день является еще и потому, что бухгалтерский баланс становится черным (прибыль), тогда как убытки обычно красят красным.

Поскольку День благодарения — праздник с плавающей датой (четвертый четверг ноября), Черная пятница тоже плавает — с 23 по 29 ноября. Обычно в этот день американцы берут выходной за свой счет и отправляются бомбить магазины — многие открываются в пять утра (как вариант — в полночь), а первые покупатели имеют возможность купить товары с максимальными скидками — от 50 до 80%.

черная пятница

Начиная с 2005 г. Черная пятница считается наиболее загруженным шопинг-днем. Хотя, нужно сказать, что остаются люди, которые небезосновательно считают, что Черная пятница убила такой важный для США праздник — День благодарения — потому что прожевав наспех традиционные индейку и тыквенный пирог, американцы не остаются дома с семьей, а уходят на сумасшедший шоппинг (не зря же некоторые магазины открываются в полночь). Обратная сторона медали — работники магазинов, которые предлагают огромные скидки. Эти люди вынуждены работать дольше и гораздо сложнее, кроме того, лишь некоторые ритейлеры устраивают своим работникам дополнительный выходной или прибавление зарплаты, что уже неоднократно становилось причиной анти-чернопятничных митингов.

черная пятница

Но это все слова, цифры же звучат громче. Например, в прошлом году 64% покупателей в США посетили магазины в День благодарения (четверг) или до 10 утра (!!) в Черную пятницу. 50,9 млрд. — выручка американских ритейлеров за прошлогоднюю Черную пятницу (при этом парочка миллиардов приходится на онлайн).

Что обычно покупают во время Черной пятницы:

  • 54,5% покупателей берут одежду;
  • 32,6% — игрушки;
  • 34,2% — электронику;
  • 34,9% — книги, фильмы и видео-игры;
  • 20% — предметы декора и мебель;
  • 28,1% — подарочные карты;
  • 15% — ювелирные изделия.

черная пятница

Национальная федерация ритейла в США (National Retail Federation) не так давно выделила тренды, характерные для Черной пятницы.

1. Некоторые американские ритейлеры в последние годы предлагают купить вещи со скидками раньше, чем наступит Черная пятница. Из-за этого размываются границы скидочных сезонов, мотивируя покупателей приходить в магазины чаще. Кроме того, Черная пятница обычно сопряжена с давками у кассы, борьбой за понравившуюся сумочку и множеством ненужных покупок, совершенных сгоряча.

2. Во время послекризисной рецессии, когда много американцев (да и не американцев тоже — кризис 2008-2009 гг. коснулся всего мира) потеряли работу, Черная пятница стала едва не единственным днем, когда население может себе что-нибудь купить. Сейчас же, когда экономика стала приходить в норму, Черная пятница — скорее экстра-повод потратить деньги. И еще: все больше американцев, вместо того, чтобы проводить пятницу в давках, выбирают шоппинг без скидок.

3. Американский потребитель стал более требовательным. Некоторые американцы готовы подождать сезона рождественских скидок, а не хватать первую попавшуюся вещь в чернопятничном угаре.

черная пятница

С другой стороны, вышеупомянутое размывание Черной пятницы (покупать начинают в День благодарения — четверг, затем, собственно, пятница, а потом — выходные для самых стойких) может иметь и негативные последствия для продавцов. Чем больше времени у покупателя на «подумать» и «повыбирать», тем меньше они надумают и выберут. В прошлом году, например, продажи за чт-вс упали на 11% именно по причине того, что некоторые ритейлеры начинали скидывать цены на определенные товары еще в начале ноября. Именно поэтому в классическом маркетинге продавцам рекоммендуют ограничивать во времени все скидочные предложения. Только сегодня, только до двадцати двух ноль ноль.

Черная пятница — явление не исключительно американское. Её традиционно устраивают в Канаде, также подключаются ритейлеры из Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Швейцарии и других стран.

черная пятница

Справедливости ради стоит отметить, что ритейлеры из премиум-сегмента (например, те же Tiffany&Co) избегают участия в подобных мероприятиях. По их мнению, скидки могут смыть налет элитности — мы знаем, что в Chanel и Louis Vuitton тоже никогда не бывает скидок, Apple Inc., к сожалению (или к счастью) находится в этом же множестве, поэтому вожделенные Boy, Petite Malle и новый розовый айфончик придется покупать по полной стоимости.

Сью Вэст, представитель британского универмага Selfridges, который не устраивает Черных пятниц, говорит, что ранние скидки могут негативно повлиять на декабрьские продажи, а декабрь для ритейлеров — практически священный месяц из-за сумасшедшей прибыли. Здесь нужно понимать: или вы ставите на ажиотаж вокруг вашей продукции (как, например, делают в Zara) и продаете ее с минимальными скидками, или вы хотите побыстрее избавиться от запасов на складах и повысить ликвидность (грубо говоря, хорошо, если вы сработали в ноль, а все, что свыше — это уже ваша честно заработанная прибыль, не важно, гривна это или сто гривен).

шоппинг

В сухом остатке, для нас, как для покупателей, Черная пятница (и другие скидочные дни) — очередной повод лихо пристроить деньги. С продавцами сложнее: я бы не ставила здесь на большую маржу, особенно в условиях современной Украины, разве что у вас изначально приличная норма прибыли (или если вы — массмаркет и у вас огромные складские запасы — в этом случае подобные мероприятия являются отличным поводом монетизировать остатки). В любом случае, можно найти точку соприкосновения покупателя и продавца, когда оба будут в win-win. Научиться бы еще эту точку находить.

шоппинг

Фото: le21eme.com, fashionscope.com, huffingtonpost.com, vogue.com.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии