В этом году ноябрьский Vogue US порадовал нас не только потрясающей дышащей фотосессией и интервью Бранджелины Rebel With a Cause (фотограф — Энни Лейбовиц), которыми не восхитился только ленивый, но и вынес на обложку непривычную для украинского уха аббревиатуру CFDA — историю не то, чтобы очень камерную (потому что громкую), но однозначно для своих. Речь идет о моде, о деньгах, о сопутствующих проектах, менторстве, сотрудничестве и взаимопонимании — в общем, обо всем том, что могло бы оградить небезызвестных Mansur Gavriel (которые, к слову, имеют прямое отношение к CFDA) от  небезызвестной ситуации с мюлями. Дальше (в силу насыщенности именами) — для фэшн-гиков. Камера, мотор, начали.

Council of Fashion Designers of America (CFDA) (Американский союз модельеров) был создан в 1962 г. с целью усиления влияния американских дизайнеров на глобальную экономику (это цитата из их устава). Основательница CFDA — Элеанор Ламберт — fashion-публицист, специалист по PR и одна из самых видных инсайдеров мира моды XX в. Стоит отметить, что Ламберт имела отношение к мировой культуре в целом — в тридцатые годы прошлого века она работала пресс-директором музея Уитни, а также участвовала в создании МоМА и представляла Поллока, что согласитесь, не просто зав. библиотекой в районном центре (без обид). Кстати, именно эта Элеанор Ламберт придумала недели моды в 1943 г., что стало значительным толчком к монетизации fashion-индустрии (до сих пор в некоторых источниках о Ламберт отзываются как о человеке, сумевшем интегрировать моду в ВВП США).

Элеанор Ламберт

На сегодняшний день CFDA объединяет 450 с лишним участников мира моды. Примечательно, что стать членом CFDA можно только по приглашению — плюс вы должны быть либо американским дизайнером одежды/обуви/аксессуаров/ювелирных украшений, который работает в любой точке земного шара, в т.ч., США, либо же иностранцем, при условии, что ваш бизнес базируется в США. Такой себе профсоюз fashion-деятелей, практически такие же, как создавал Эллсворт Тухи, антигерой «Источника» моей любимой писательницы Айн Рэнд.

В свое время (с 1987 по 1989 гг.) президентом Американского союза модельеров был Оскар де ла Рента, а с 2006 г. балом правит Диана фон Фюрстенберг (Board Chairman). Ее замы — Майкл Корс и Маркус Уэйнрайт из Rag&Bone, а казначеем является фея свадебных платьев Вера Вонг. Также в совет директоров входят Тори Берч, Джорджина Чапман из Marchesa, Марк Джейкобз, Томми Хилфигер, Рид Кракофф, Дерек Лам, Ральф Лорен, Эшли Олсен из близнецов Олсенов и другие.

CFDA активно участвует в жизни общества — дизайнеры коллегиально участвуют в анти-раковых проектах, инициативах в поддержку больных ВИЧ/СПИД, а также точечных мероприятиях из серии Fashion for Japan, Fashion for Haiti и т. д.

Я бы сравнила Американский союз модельеров с какой-нибудь партией, где все друг друга поддерживают (или, по крайней мере, делают вид) и открывают тяжелые дубовые двери перед своими участниками. Талантливые молодые дизайнеры через CFDA устраиваются на козырные должности в гигантах американской модной индустрии вроде GAP и J.Crew, делают коллекции для Target for Neiman Marcus и всякое по мелочи — эко-инициативы с Lexus и т. д.

CFDA

CFDA ежегодно раздают награды дизайнерам — своеобразный fashion-Оскар. Номинаций несколько:

— дизайнер женской одежды года;

— дизайнер мужской одежды года;

— дизайнер аксессуаров года;

— приз Swarovski для дизайнера женской одежды;

— приз Swarovski для дизайнера мужской одежды;

— приз Swarovski для дизайнера аксессуаров;

— Geoffrey Beene Lifetime Achievement Award;

— международная награда (International Award);

— награда в честь основательницы Элеанор Ламберт;

— The Media Award в честь Евгении Шеппард (известной fashion-колумнистки);

— награда Fashion Icon (#ОченьПриятноЦарь).

Список громких имен и не менее громких фамилий можно изучить по ссылочке, отмечу лишь, что в этом году лучшим женским дизайнером были признаны сестры Олсен, которые променяли «Ловушку для родителей» на концептуальный минималистический дорогущий The Row; лучшим мужским дизайнером заслуженно стал Том Форд; лучшим дизайнером аксессуаров стала королева причудливых туфель Табита Симмонс, а гражданочки Мансур и Гавриэль получили приз Swarovski как лучший дизайнер аксессуаров (за Mansur Gavriel, естественно). International Award достался моим любимым Марии Грациа Кьюри и Пьерпаоло Пикколи из Valentino, а fashion-иконой стал Фаррелл.

Сестры Олсен

Кроме того, со стороны CFDA идет глобальная поддержка молодых дизайнеров — как финансовая, так и информационная. Учитывая сложность индустрии, в которую непросто войти, но еще сложнее удержаться на плаву, молодые бренды имеют возможность получить какие-то деньги (условно — для поддержки штанов, дорогих штанов от Valentino, например) в рамках CFDA/Vogue Fashion Fund.

CFDA/Vogue Fashion Fund

На мой взгляд, CFDA/Vogue Fashion Fund — одна из самых замечательных инициатив, которые придумали в CFDA (впервые появилась в 2003 г.). Как можно догадаться, речь идет о коллаборации CFDA и журнала Vogue. Цель этой коллаборации — поддержка нового поколения американских дизайнеров с целью увеличения монетизации их бизнеса. На постоянной основе данный фонд аккумулирует спонсорские средства, которые потом перераспределяются между победителями (их выбирают ежегодно). Что наиболее ценно — брендам не просто дают деньги, к ним «приставляют» признанных специалистов из индустрии, которые помогают наладить процесс стабильного получения прибыли данными брендами. Это называется бизнес-менторством и охватывает сферы бизнес-планирования, маркетинг, производство, экспортно-импортную деятельность и прочее. Что касается «поддержки штанов», то ежегодно специальный комитет из Vogue и CFDA среди номинантов выделяет трех дизайнеров, которые представляют на суд комиссии так называемый independent design plan (независимый дизайнерский план — как я понимаю, речь идет о презентации собственных дизайн-идей с целью их воплощения на практике — будь то сумки/туфли/платья, качественно отличающиеся от конкурентных). Как уже говорилось, комитет выбирает победителя и двух так называемых runners-up (призеров) — победитель получает  $300000, а призеры — по $100000. В этом году, кстати, победителю дали $400000, а призерам — по $150000. Примечательно, что возраст номинантов строго нормируется — им должно быть не больше сорока.

CFDA/Vogue Fashion Fund

В свое время премии CFDA/Vogue Fashion Fund получали Джек МакКоллоу и Лазаро Эрнандез из Proenza Schouler (крутые почтальонские сумки от тысячи евро), Александр Вэнг (спорт-шик) и Джозеф Альтузарра из Altuzarra (женственный трикотаж и пр. — я их вечно путаю с сексуальными туфлями Aquazzura, но это уже другая история).

Само номинирование на CFDA/Vogue Fashion Fund (сократив его до CVFF вы сойдете за своего) уже открывает перед номинантами (продажи некоторых даже не дотягивают до годовых $100000, что ничтожно мало для такой богатой индустрии) новые горизонты. Уже сам факт того, что они неизменно встретятся с Анной Винтур (просто Анной, с придыханием) и потусуются на вечеринке с Канье, Ким, Алексой Чанг, Дереком Бласбергом и другими, который обязательно погрузит в атмосферу сопричастности, дорогого стоит.

CVFF

Еще немного занимательной истории. За два года до появления CVFF, в сентябре 2001, случились трагические башни-близнецы. Соответственно, Нью-Йоркская неделя моды была резонно отменена, однако деньги, которые дизайнеры внесли за участие в неделе, не были им возвращены (это как раз тот случай, когда в договорах неслучайно появляется пункт про форс-мажорные обстоятельства). Для молодых дизайнеров это был удар ниже пояса, потому что, условно, денег больше не было. Совсем. Тогда Анна Винтур взялась решить эту проблему, переговорив с Каролиной Эррерой, которая, в свою очередь, одолжила свой шоу-рум под мини-показы пострадавших молодых дизайнеров. Через какое-то время гениальная Винтур (гениальная с точки зрения бизнеса в первую очередь — ведь именно она придумала историю с Vogue Fashion Night Out в разгар кризиса, чтобы подбодрить fashion-индустрию) решает собрать спонсоров под проект, который бы помогал молодым дизайнерам, которым, кроме как на манну небесную, рассчитывать особо не на что. В 2004 г. более ста семидесяти кандидатов «подались» на конкурс, пятьдесят два прошли во второй тур, десять из которых стали номинантами. Как раз в этом году и победили Proenza Schouler. На протяжении несколько месяцев уполномоченная комиссия посещала студии номинантов, чтобы понять, чем они дышат, и кто они вообще такие. Обязательным условием также было наличие двухлетнего опыта в индустрии (что на начальном этапе отсеивало стартапы про футболки, чехлы на телефоны и что там у нас сейчас клепают на раз-два-три?). Два года, особенно в условиях американского законодательства, когда не платить налоги нельзя, — это приличный срок для бренда — первые победы, первые разочарования, первые клиенты и первый бухгалтерский отчет. Романтика.

CVFF

В этом году спонсорами CVFF, воистину самого главного проекта, стали Fossil (конкурс дизайна), Kate Spade (конкурс маркетинга) и Instagram (конкурс социальных медиа). Номинантам нужно было выполнять задания, разработанные вместе со спонсорами, а также с некоторой периодичностью встречаться с их представителями, при этом, придерживаясь заранее утвержденного производственного плана. Победителями этого года стали пока не очень известные украинским fashionistas Aurora James из Brother Vellies (у них просто невероятные этно-сандалии), неформальные Gypsy Sport и минималистический Jonathan Simkhai (который, кстати, уже продается на Shopbop, Farfetch и Net-a-Porter). Услышим!

Есть у CFDA еще и такой проект, как {FASHION INCUBATOR}, целевой аудиторией которого являются нью-йоркские дизайнеры. Десять из них попадают на двухгодичную программу, в рамках которой им предоставляется офис (некое пространство, в котором они могут работать) по очень низкой цене (видите, американцев изначально настраивают на то, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и государство никому ничего не должно, кроме как создавать положительную атмосферу вокруг граждан), а также консультации специалистов, участие в семинарах и т. д. Предполагается, что после окончания этой программы дизайнеры успешно интегрируются в нью-йоркское fashion-сообщество. Интересно, что в 2013 г. одним из выпускников модного инкубатора стал Прабал Гурунг (это который о знаменитых великолепных платьях).

FASHION INCUBATOR

О чем все это. За последнее десятилетие американская fashion-индустрия сделала воистину огромный рывок. Если в 2004 г. на Нью-Йоркской неделе моды было порядка ста пятидесяти участников, то сейчас их количество переваливает за триста. Инсайдеры говорят, что CFDA со своим CVFF — одна из причин этого — ведь подобные проекты нацелены на активное пополнение индустрии свежей кровью (в самом хорошем смысле этого слова), что, опять же, может иметь влияние на ВВП страны в целом. Кто знает, who is the next Chanel.

Подобные отраслевые организации — признак перехода на качественно новый (с организационной точки зрения) уровень. Это когда внимание к каждому участнику возрастает — здесь тебе и налоги заплатить, и зарплата без конвертов, а на карточку, и социальные инициативы, и ткань не китайская, а отличная отечественная (буду надеяться, что мы можем). Я считаю, что в рамках отраслевых объединений расширяется информационное поле, в котором находятся участники, улучшается конкуренция. Потому что приличные люди обычно не передирают лекала у конкурентов, а придумывают свои. Опять же, потребитель только выигрывает. С одной стороны, может показаться, что вступив в подобную организацию, участники рынка как бы делят его, превращаясь в олигополистов (так, например было, в «Атлант расправил плечи» и читавшие помнят, что ничего хорошего из этого не вышло). Мол — ты выпускаешь лодочки с цветочками в количестве пяти тысяч пар, а ты выпускаешь тоже лодочки, но в другом цвете и с бантиком (шесть тысяч пар). Я считаю, что это, скорее дисциплинирует, плюс всегда хорошо посмотреть на людей и показать себя. Особенно приятно, думаю, получить какую-нибудь профессиональную награду. Я тут присмотрела колготки Wolford со Swarovski (жуткий люкс за двести евро), думаю, в компании с черным минималистичным платьем-футляром они бы смотрелись на такой премии идеально.

CFDA

Что делать украинцам? Во-первых, насколько я понимаю, у нас существует некий пробел с образованием. На образовании в мире моды я когда-нибудь обязательно остановлюсь. Во-вторых, у нас неважно с преемственностью, да и модных домов в классическом понимании —  раз, два и обчелся. Самое бестолковое, что вновь прибывшие участники украинской модной индустрии идут, что ли, на ощупь, наступая на классические грабли, тем самым забирая у самих себя время и деньги. Ну не учат у нас монетизации и маркетингу, и нет менторства — зачем учить кого-то делать деньги, если у соседа потом трава будет зеленее. И повторюсь, встречая друг друга в официальной обстановке в качестве участников одного проекта тырить идеи было бы не комильфо. В общем, CFDA по-украински однозначно было бы нелишней историей, правда не знаю, ко времени ли.

С другой стороны, пока по ту сторону океана направляют все усилия на получение заветных сотен тысяч долларов из фонда, наши молодчинки, одолжив пару тысяч евро у родителей, создают действительно крутые вещи. Короче говоря, нужно просто много работать.

Анна Винтур

Фото: huffingtonpost.com, facebook.com/TheCFDA, vogue.com, theaustralian.com.au.

Комментарии