В жизни великого художника ХХ века Пабло Пикассо было все, что принято считать “замашками” настоящего гения: много женщин, друзей, хаос, беспорядок, стремление к свободе, депрессии. Как и все его современники, Пикассо стремился попасть в Париж. Мечта сбылась в 1900 году, в возрасте 19 лет. Это была его первая поездка за границу. Художник быстро вошел в круг авангардистов и был бесконечно очарован городом. Через четыре года Пикассо окончательно обосновался в Париже и хранил дружбу до конца своих дней с такими великими творцами как Макс Жакоб, Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Жорж Брак, Гертруда Стайн и другие.

Пабло Пикассо

Пикассо переехал в Париж вместе со своим давним другом-поэтом Карлосом Касагемасом. В культурной столице художник открывает для себя всю прелесть голубого цвета, которым можно обозначить первый этап в творчестве Пикассо. На его восприятие живописи влияет не только маленькая мастерская с голубыми стенами на улице Клиши, 130, но и самоубийство его лучшего друга Касагемаса. Когда художник переехал во Францию, он практически не знал французского языка. Знакомство с Максом Жакобом не было случайностью. Французский поэт стал его наставником и другом всей  жизни. «Что касается Пикассо и меня, то мы до утра разговаривали на языке символов» — писал Жакоб позднее. Но Пикассо быстро обучался и вскоре умел абсолютно свободно выражать свои мысли на французском.

Смерть Касагемаса

Смерть Касагемаса, 1901 г.

Долгое время Макс Жакоб был сожителем мастера живописи. Бедность товарищей в этот период достигает невероятной степени, они делят комнату и спят по очереди. Писатель – ночью, а Пикассо – днем. «Мы оба были потерянными детьми…» — говорил Макс Жакоб.

Среди людей, которые оказали поддержку подающему надежды художнику, была американская писательница Гертруда Стайн. В своих воспоминаниях о его творчестве она пишет: «Грандиозность XX века принадлежит только ему одному, а Пикассо принадлежит XX веку, он обладает странным свойством видеть землю такой, какой ее никто не видел, а разрушенные вещи такими, словно их никто не разрушал. Значит, Пикассо грандиозен… Но не нужно забывать, что реальность двадцатого века отличалась от реальности века девятнадцатого. Пикассо был единственным художником, почувствовавшим это, в самом деле, единственным… Матисс и остальные смотрели на двадцатый век, а видели то, что было в девятнадцатом».

Гертруда Стайн

В 1908 году, Пикассо знакомится с живописцем Жоржем Браком, который позже описывает  их дружбу как «связку альпинистов, поднимающихся в горы». Художники вместе писали картины и изобретали новое направление в искусстве, которое позже  получило название «аналитический кубизм». Друзья настолько дорожили друг другом, что часто не подписывали картины, отрицая таким образом индивидуальный вклад как отдельных личностей.

Жорж Брак

Судьбоносной встречей стало знакомство Пикассо с французским драматургом Жаном Кокто, который восхищался творчеством художника: «Во фразе «Картины Пикассо – это мазня» – о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем – все». Кокто сотрудничает с Сергеем Дягилевым – директором труппы русского балета. В 1916 году творческий тандем посвящает художника в свои планы и заказывает у него декорации для постановки «Парад» и эскизы к костюмам. Увлеченность работой влияет также на его дальнейшее творчество. На смену кубизму приходят модернистские тенденции. Художник пишет классические портреты, на которые его вдохновляет Ольга Хохлова – русская балерина из труппы Дягилева. Жан Кокто писал о художнике: «Отправляясь в дорогу, он никогда не знает, куда придет, но его путь всегда завершается триумфом». Поэтому Пикассо отправляется в гастроли по Европе с русским театром, так как он больше не скрывает своих чувств к балерине. Влюбленные общаются исключительно на французском  языке, который становится их собственным языком любви.

Пикассо и Хохлова

Нельзя не упомянуть творческое взаимодействие Гийома Аполлинера и Пикассо. Жан Кокто определил этот союз так: «Имена Аполлинера и Пикассо неразделимы. Никто не рисует лучше Пикассо. Никто не писал лучше Аполлинера». Поэт издавал сборники, а художник писал иллюстрации. Их дружба продолжалась больше 10 лет.

Ольга Хохлова, Жан Котко, Пабло Пикассо, Игорь Стравински

Ольга Хохлова, Жан Котко, Пабло Пикассо, Игорь Стравински

Пабло Пикассо был верным другом и хорошо разбирался в людях. Он говорил, что среди людей больше копий, чем оригиналов. Со своими товарищами он оставался всегда откровенным и переживал все радости и горести жизни. Даже когда Пикассо стал всемирно известным богатым художником, он не продолжал забывать о друзьях и до конца своих дней оставался молодым душой, ведь «творчество смывает пыль повседневности с души».

Пикассо

Автор статьи: Мари Сибирцева

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии