Директор галереи «Мистецька збірка», которая вот уже 10 лет успешно функционирует в украинском арт-пространстве, Максим Волошин в интервью для Style Insider рассказал о том, как влияет политическая ситуация в стране на сферу искусства, в чём сильные и слабые стороны украинской арт-индустрии и каковы перспективы украинского искусства в мировом масштабе.

Мистецька збірка

SI: Как давно вы открыли галерею и чего удалось добиться за это время?

­­­­Максим Волошин: Наша галерея «Мистецька Збірка» открылась в 2006 году и продолжает существовать по сей день. Продержаться на плаву хотя бы 10 лет для любой арт-институции — истинное испытание. И если сразу перейти к перечню наших достижений, то стоит отметить, что проверку временем мы прошли.

Само собой, в галерейной деятельности имеет место и работа с покупателем. За время нашего существования мы сумели наладить успешные коммерческие отношения с целым рядом не только коллекционеров, но и просто заинтересованными ценителями искусства. Таким образом, на сегодняшний день у нас уже существует определённая «клиентская база».

Но мы никогда не ставили для себя бизнес-составляющую нашего дела на первое место. Наше основное внимание обычно сосредотачивается на нестандартных кураторских проектах, очень часто с социальным уклоном. Экспериментируя с новыми подходами к формированию художественных концепций, мы стремимся к всестороннему расширению нашей деятельности. Например, в данный момент мы ведем подготовку серьезного группового проекта в Нью-Йорке, который будет представлен в самом сердце Манхэттена в Ukrainian Institute of America.

SI: Кто сейчас в списке художников, с которыми работаете на постоянной основе?

Максим Волошин: Начинали мы с классического формата, но за годы работы нам удалось создать новую, оригинальную концепцию нашего пространства, опираясь на актуальные смыслы современного искусства. Мы смогли наладить продуктивные творческие и бизнес-отношения с интересующими нас художниками. Михаил Деяк, Анна Валиева, Виктор Дейсун, Артем Волокитин, Татьяна Малиновская, Степан Рябченко составляют основной список авторов, с которыми мы на сегодняшний день ведем сотрудничество. Не секрет, что часто мы отдаем свое предпочтение развитию и успешному продвижению именно молодого искусства. Это является одной из наших главных прерогатив как галеристов, так и культурных деятелей в целом. Но, безусловно, мы так же работаем с уже достаточно именитыми художниками, такими как: Анатолий Криволап, Виктор Сидоренко, Александр Ройтбурд, Николай Маценко, Олег Тистол.

Мистецька збірка

SI: В чем изменилась деятельность галереи во время кризиса? Как вам удается выстоять в такое время?

Максим Волошин: Сейчас многие мои клиенты приостановили инвестиции в искусство и ждут разрешения ситуации в стране. Все ожидают, когда наступит хоть какая-то стабильность и определенность. Когда такая ситуация в Украине, глупо сетовать на отсутствие прибыли. Но уверен, арт-рынок восстановится один из первых.

В плане работы галереи сейчас время показать свой профессионализм. Кризис, как ни странно, — двигатель прогресса, период генерации новых идей. В такое время в бизнесе выживает лучший. На украинском арт-рынке сейчас важно показать, как ты понимаешь искусство, насколько успеваешь за мировыми процессами. Последний год мы работали еще больше: каждый месяц новая выставка, в большей мере это социальные некоммерческие проекты. Например, год назад мы организовали в Вене в Novomartic Forum сборную выставку украинских художников «Украина. Архетип свободы», целью которой была популяризация отечественного искусства в Европе. Тогда у нас была революция – и мы хотели лучше познакомить европейцев с украинской культурой и искусством. Дальше последовали социальные проекты «Согреть Украину», «Рисунки на заборе», «Inspired by Black Square». В апреле сделали первый арт-тур украинских художников под названием Make Art not War. Во всех этих выставках мы поднимали и исследовали актуальные для украинцев вопросы, давали возможность для диалогов, для рефлексии. Это наша лепта в развитие страны.

Сейчас готовим новый крупнейший арт-проект «New Perspectives: 8 Contemporary Artists from Ukraine» в Нью-Йорке. Восемь ведущих современных украинских художников в самом сердце Большого яблока представят новое и свежее отечественное искусство. Проект откроется в декабре этого года в в Ukrainian Institute of America.

SI: Какова задача художника в военное время?

Максим Волошин: Война ставит перед всеми нами экзистенциальные вопросы. Пробуждает в ком-то самое высокое, а в ком-то самое звериное. Война поднимает самые жизненно важные вопросы. Возможно, именно поэтому во время войн и революций или в их преддверии происходят очень яркие художественные прорывы. Так было в начале ХХ века в период после Первой мировой войны и перед Второй.

В украинском контексте реакция художника на войну может быть разной и во многом зависит от стиля и направления того или иного автора. Художник не обязан буквально реагировать на ситуацию. Он продолжает дарить миру прекрасное, думать, рефлексировать – и это уже его гражданская позиция. Искусство – это своего рода терапия для населения. Всегда – не только во время войны. Молодым художникам могу пожелать больше смелости, не бояться экспериментировать. Если идея тебя пугает, значит ее надо воплощать. Великий художник – это тот, кто каждый день идет на риск.

Мистецька збірка

SI: Какие советы можно дать сейчас коллекционерам?

Максим Волошин: В данный момент есть возможность увидеть, какие художники арт-рынка были мыльным пузырем – они просто исчезли с рынка. На плаву остались те авторы, которые действительно создают нечто ценное и уникальное. Их поддерживают арт-дилеры, галереи, фонды, коллекционеры. Например, у художников, с которыми у нашей галереи эксклюзивный контракт – Михаила Деяка, Виктора Дейсуна – даже сейчас динамика цен положительная. Это показывают недавние продажи на Phillips.

Сейчас можно купить работы современных авторов по лояльным, невысоким ценам. Арт-дилеры и галеристы готовы торговаться. Но за бесценок хорошие картины вы не найдете, разве что только этюдную работу. Мой совет, все-таки покупать работы высокого качества, которые характеризуют художника, и не гнаться за тем, что очень дешево, так как существует высокий риск приобрести фальшивку.

Цены снизились на 20-30%, но не на всех авторов, в основном на классиков. Коллекционеры пережидают. У них есть определенный денежный запас, и они не будут отдавать лучшие работы за бесценок. Но те, кто вынужден продавать, действительно снижают цены. Поэтому более выгодного времени купить хорошие картины по низким ценам уже не будет.

Мистецька збірка

SI: Продажи на международных аукционах в 2014 году показывают растущую популярность украинского искусства на мировом арт-рынке. Связана ли она с политическими событиями – революцией, войной?

Максим Волошин: Частично связана. Но в большом проценте это – результат многолетней работы тех арт-дилеров, энтузиастов, которые из собственных инициатив представляют украинское искусство на мировом арт-рынке. По собственному опыту знаю, что связи с влиятельными западными представителями арт-бизнеса крепнут, появилась возможность на постоянной основе представлять наших художников на престижных международных выставках, фестивалях, аукционах. Если бы не война, то результат был бы еще больше. К нашей стране и культуре сейчас повышенное внимание со стороны мирового сообщества. В том числе и на мировом рынке искусства. Нам важно не упустить этот шанс, воспользоваться им. Похожий период был после распада Союза, но тогда у нас никто не знал, как правильно вести арт-бизнес. Момент был упущен. Сейчас мы подготовлены. Главное – найти средства для того, чтобы достойно представят наше искусство на престижных международных арт-мероприятиях. Например, запланировать ряд выставок – показать историю нашего искусства, культуры. Начать с авангардистов, и дойти до современных художников.

Украинское искусство имеет все шансы стать новым самостоятельным мировым арт-феноменом. Но для этого нужна очень сильная финансовая поддержка. Есть и другая сторона медали: последним временем западные коллекционеры начали игнорировать произведения русских художников. Об этом я впервые услышал от одного именитого арт-дилера в Майями на Арт-Базеле.

Мистецька збірка

SI: Какие основные проблемы украинского арт-сектора?

Максим Волошин: Очевидно, что государство поддерживать искусство в обозримом будущем не будет. У нас не государство поддерживает людей, а люди государство. Но важно, чтобы бюрократическая система нам хотя бы не мешала. Например, таможенная система на данный момент такова, что художникам просто не выгодно вывозить свои работы на продажу заграницей. Сейчас художник должен заплатить таможенный сбор в сумме 40%, чтобы ввезти назад в Украину свои же картины.

SI: Создается впечатление, что искусство – это все больше бизнес, нежели духовная категория. Какая сейчас цель и миссия искусства в Украине?

Максим Волошин: Сейчас художники могут стать пятой властью в стране, зеркалом современного общества. В Украине, как и во всем мире, функции искусства существенно расширились. Раньше, лет тридцать назад, мир искусства был полностью элитарным – художники не были известны за пределами узкого круга людей. Сегодня это люди, которые находятся в гуще событий и имеют свой голос. Они реагируют на события в мире и влияют на сознание общества.

Искусство сейчас нужно рассматривать не менее, чем с четырех позиций, которые сопряжены друг с другом.

Первая – это бизнес. Арт-инвестиции – прекрасный инструмент для долгосрочного вложения денег, при этом арт-рынок сейчас процветает во всем мире.

Вторая – это мода. Сейчас выставки все больше похожи на эпатажные шоу, открытия превратились в светские тусовки с большим количеством влиятельных людей и прессы, а художники стали публичными людьми, чьей личной жизнью, мнением, количеством доходов интересуется общество. Для широкого круга – сходить на выставку, в музей, галерею стало популярным видом досуга. Стоит только посмотреть, какие очереди у нас выстаиваются в Пинчук арт центр или Арсенал. Меня радует динамика посещений и в галерее. Сейчас гости галереи – это все больше молодые, энергичные, думающие люди.

Третья позиция – это социальная миссия. Именно благодаря публичности и широкой огласке художественные произведения могут доносить к народу мысли, идеи, рефлексировать на происходящее, давать эмоциональную, образную реакцию.

И, наконец, четвертая, и главная, позиция, с которой нужно рассматривать современное искусство как носитель духовных ценностей. С помощью произведений искусства художники могут воплощать ценности общества, транслировать культурное достояние нации миру, передавать его потомкам. Поэтому каждая развивающаяся страна на определенном этапе начинает развивать искусство, так как равно один из главных составляющих цемента, который скрепляет нацию.

Мистецька збірка

Автор статьи: Катерина Капцова

Фотограф: Ольга Иванова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии