Картины выдающегося австрийского художника Густава Климта очаровывают своей глубиной и чувственностью. Отношение мастера кисти к женщинам — редкое и неповторимое. В его работах мы видим трепет, нежность, символизм, обнаженность. «Всё эротическое — это искусство», — говорил Климт, и вряд ли кто-то посмеет с этим спорить. Настоящим другом всей жизни австрийца была его любовь — Эмилия Флеге. В то время как мужчинам художник отводит менее значительное место в своей жизни.

Густав Климт

Густав Климт получал академическое образование в Школе искусств, но, несмотря на это, его картины нельзя назвать консервативными. Художник рос в бедной семье и, параллельно с учебой, ему приходилось зарабатывать на жизнь, рисуя портреты на улицах Вены. Его помощником был родной брат — Эрнст Климт, который позже стал не только соучеником Густава, но и его напарником. По окончанию обучения, в 1879-1881 годах, братья работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах. А так же трудились над эскизами к грандиозному праздничному шествию, которое было устроено по случаю серебряной свадьбы императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы.

Эрнст Климт и Густав Климт

Эрнст Климт и Густав Климт

В 1883 году Климты открывают в Вене собственную мастерскую, вместе с их другом Францем фон Матчем. Юные художники вырабатывают свой неповторимый стиль, выполняя декоративную роспись во дворе Музея истории искусств в Вене, а спустя год начинают заниматься росписью потолков в одном из дворцов, а также в павильоне оздоровительного комплекса в Карлсбаде.

К превеликому сожалению, в 1892 году из жизни художника уходят два самых близких человека: отец и брат. Густав Климт с трудом переносит потерю родных, но судьба готовит ему судьбоносную встречу в Эмилией Флеге – спутницей и второй половинкой художника. Вместе они работают над эскизами для ателье мод, пишут картины и совершенствуются.

Эмилия Флеге и Густав Климт

Новым  этапом в жизни мастера становится «Сецессион» — творческое объединение, первым председателем которого является сам Климт. Данный союз служит символом отъединения от Венской академии искусств и от консервативных кругов художников. Группа деятелей искусства, увлеченных духом и принципами модернизма, начинают выпускать собственное издание под названием Ver Sacrum («Весна священная»). Одним из членов организации является  Эгон Шиле, который вскоре поступает в Школу искусств, где до этого учился Климт.  Показывая свои работы, начинающий живописец задает вопрос:  «В них есть талант?». «Даже слишком много!» — ответил Климт. Шиле считал главу «Сецессиона» не только своим главным наставником, но и идолом.

Климт

Самым известным в творчестве Климта является «золотой период». Его картины восхищают эмоциональностью и богатством. В это время художник становится все более известным в широких кругах. Поиск  автопортрета мастера не дает окружающим покоя, на что Климт отвечает: «Не су­щест­ву­ет мо­их ав­то­порт­ре­тов. Я ско­рее ин­те­ресу­юсь не со­бой как ма­тери­алом для кар­ти­ны, а дру­гими людь­ми, осо­бен­но жен­щи­нами, и да­же еще боль­ше дру­гими яв­ле­ни­ями. Я убеж­ден, что как че­ловек я не очень-то ин­те­ресен. Во мне нет ни­чего осо­бен­но­го, что­бы смотреть на ме­ня. Я  — ху­дож­ник. Xудож­ник, ко­торый пи­шет каж­дый день с ут­ра ве­чера. Фи­гуры, пей­за­жи, вре­мя от вре­мени — порт­ре­ты. Я не­дос­та­точ­но хо­рошо вла­дею сло­вом, что­бы взять­ся за расс­каз о сво­ей ра­боте… Ес­ли вам дей­стви­тель­но хо­чет­ся боль­ше уз­нать обо мне  — как о ху­дож­ни­ке, ра­зуме­ет­ся, — пос­мотри­те вни­матель­нее на мои кар­ти­ны, ко­торые расс­ка­жут вам обо мне нам­но­го луч­ше, чем я сам».

"золотой период" Густав Климт

Запись из личного дневника Альфреда Басса, в очередной раз подтверждает восторг современников Климта его работами. «Когда я увидел «Саломею» – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» — понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» — осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью».

Так и не женившись на Флеге, художник сумел, во время «золотого периода», изобразить любовь к своей спутнице на выдающейся картине «Поцелуй», которая является символом искренних и глубоких чувств художника к модельеру. В 1918 году биография Густава Климта заканчивается. Перенеся инсульт, художник умирает от пневмонии, выкрикивая последнюю фразу: «Пошлите за Эмилией!».

"Поцелуй" Густав Климт

Австрийские живописец — образец преданности своему стилю и безграничности таланта. Его картинами ошеломляют и приводят в изумление одновременно. Исследуя мастерство художника, в начале ХХІ века возникает наука «Климтоведение», основатель которой — Альфред Вайдингер: «Климт жил страстями, даже в этом он был настоящим, без притворства. Климт легко рвал отношения, уходил, влюбляясь и растворяясь в этом чувстве каждый раз заново. Стойко терпеть подобную полигамию не могла ни одна женщина, о чем свидетельствует его страстная любовная переписка, сохранившаяся до сих пор. Он был великим художником и шикарным мужчиной».

Автор статьи: Мари Сибирцева

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии