Галерея Bereznitsky Aesthetics сейчас представляет персональный проект Юлии Беляевой «The Last…». Выставка предлагает задуматься о том,  как современное общество использует возможности новых технологий. О связи технологий и искусства рассказали художница Юля Беляева и хозяйка галереи, арт-критик и куратор Людмила Березницкая.

«The Last...»

SI: В «The Last…» речь идет об апокалипсисе и пост-апокалиптическом мире. Следует ли воспринимать это буквально?

Юля: Буквально — нет. Апокалипсис — общее понятие. Это скорее про апокалипсис человеческих отношений. Я попыталась передать свою тревогу. Войны идут постоянно, не только у нас. А технический прогресс на месте не стоит. И новые разработки всегда кто-то использует с целями насилия. Меня пугает эта агрессия, заложенная в человеке. Образы Путина и Обамы в моей работе «The Last Human Men» символизируют постоянный конфликт.

Людмила: Тут проблема человеческой этики. Как мы относимся друг к другу. Только от человека зависит, как использовать технологию. Нанести вред, или пустить ее на пользу другим.

Юлия Беляева

SI: Хорошо, что одна из разработок попала в руки к Юле. Как у тебя появилась идея сделать арт-проект для VR (virtual reality)?

Юля: Я стараюсь совершенствовать свой язык. Новые технологии помогают яснее высказаться. Летом друзья показали очки Oculus. Я сразу поняла, что буду с ними работать. Нравится, что можно перенести зрителя в пространство, которое сам создал. Мой мир — это такая искусственная природа, в которой люди прячутся от реальности.

SI: Юля — первая художница в Украине, которая создала арт-видео для Oculus?

Юля: Насколько я знаю, из наших художников больше никто с VR не работает.

Людмила:  Зато в мире — это популярная область для художественных экспериментов. Искусство сейчас заходит на территорию промышленности, науки.

Юлия Беляева

SI: Art and science? Где же точки соприкосновения?

Людмила: Художник может предсказать ход развития технологии. Показать ее с разных сторон. Искусство — это катализатор инноваций. Большие корпорации сейчас активно инвестируют в арт-проекты. Apple, Mercedes, Volkswagen, Lexus — самые яркие примеры. Художников приглашают научно-исследовательские институты. Европейский центр ядерных исследований в Швейцарии (CERN) сотрудничает с художниками. Первый художник, с которым они работали — Юлиус фон Бисмарк. В результате этого сотрудничества появился Topshop Hellmet. Это сложная конструкция из шлема и камеры, парящей над ним. Когда человек надевает шлем, он видит себя со стороны. Сверху, если быть точным. Ему приходится по-другому координировать свои движения. Это одна из разновидностей виртуальной реальности. Восприятие себя, ощущение себя в пространстве абсолютно меняются.

The Last Human Men

Bullets

«The Last...»

Юля: Технология — это наша современная культура. И нужно разобраться с тем, как жить в современном технологическом обществе. Ученые интересуются искусством, а все мы должны хоть немного разбираться в науке, понимать, что нас окружает. В научном мире можно найти вдохновение для творчества.

Людмила: Самый простой способ познакомить зрителя с новой технологией — это показать ее эстетическую сторону. Рафаэль Хэфти это интересно делает. В недавнем проекте  он обрабатывал листы стали. Воспроизводил сложные химические реакции. Материал изменился до неузнаваемости. Сталь стала похожа на радужное сияющее стекло.

SI: То есть технологию можно сделать красивой?

Людмила: Если предмет эстетичен, то  конфликт между разработкой и внешней средой нивелируется. Это видно в Юлиной работе «Bullets». Пули сделаны из фарфора. Таким образом, угроза, заложенная в этом объекте, уходит. Юля снимает напряжение, убирает тревогу, которую вызывает  у человека этот предмет. Видно ее желание обезопасить себя и близких.

Юлия Беляева

SI: Художник адаптирует технологию для зрителя?

Людмила: Искусство прямо и косвенно влияет на пути социального и экономического прогресса. Художник может работать с окружающим пространством. Преобразовывать мир вокруг нас. Или, как Йоахим Саутер, пионер медиа-арта, работать с медиа-средой. Исследовать наше информационное пространство. Находить в нем потенциал или несоответствия. Искусство использует неожиданные разработки. Часто границы между наукой, искусством и архитектурой стираются вовсе. Студия The Living обратилась к биологии и экологии. Они создали новый материал для строительства. Это кирпич, сделанный из грибов. Дэвид Беньямин, руководитель студии, представил футуристичный архитектурный проект для MoMa PS1, чтобы показать, как это функционирует.

Юля: Для искусства важно работать с идеей. Практическое использование последует за высказыванием художника.

Людмила Березницкая

SI: Это относится и к твоим работам?

Юля: Я думаю, что наука, промышленность — это огромный потенциал для того, чтобы разнообразить художественный арсенал. Новинки не всегда понятны, а искусство оперирует универсальным языком. Доносит суть до зрителя. Мне нравится экспериментировать. Подавать какие-то трендовые вещи под необычным ракурсом.

Людмила: Та проблематика, которую подняла Юля в своем проекте, сейчас актуальна во всем мире. Художник обязан контролировать технологии, иначе он не будет художником. Техника и искусство связаны. Искусство учит нас обращаться с технологией, интегрирует ее в окружающий мир.

BEREZNITSKY AESTHETICS

Выставку «The Last…» можно посмотреть в арт-пространстве Bereznitsky Aesthetics до 30 ноября. Адрес: ул. Воздвиженская, 34. Время работы: ежедневно, с 11.00 до 20.00.

Автор статьи: Маша Вторушина

Комментарии