Немецкий Bundeskunsthalle (г. Бонн) — федеральный выставочный центр с высокими потолками и интерьером в стиле минимализм, место встречи академиков, музейных менеджеров, кураторов и любителей искусства со всего мира. C 8 октября 2015 г. по 21 февраля 2016 г. здесь проходит выставка «Japanese’s Love for Impressionism. From Monet to Renoir». Уникальная для европейской арт-сцены коллекция работ, 70% экспозиции которой впервые открыты для просмотра.

Поль Гоген

Тонкая и сдержанная красота Японии — один из самых сильных источников вдохновения художников эпохи раннего модернизма. Гостеприимно склонив голову, эта закрытая страна приоткрыла миру дверь и позволила увидеть совершенно другое искусство. Требующие кропотливой работы, японские традиционные гравюры укиё-э демонстрируют особенную цветовую игру. Сложные оттенки, многосюжетность и легкость восприятия органично сочетаются на тонком лоскутке рисковой бумаги. Изящные, покрытые легкой дымкой, противоречащие всем западным канонам живописи, они моментально взволновали воображение целой плеяды импрессионистов. Сцены из обыденной жизни, прекрасные гейши и борцы сумо, герои фольклора и традиционные японские пейзажи, впечатлили Моне, Гогена, Мане, Сезанна, Ван Гога, Писсаро и скульптора Родена. Вдохновлённые этой философией естественности, рождённой временем и простотой, они открывают новое направление в искусстве — японизм.

Утагава Хиросигэ

Утагава Хиросигэ «Under Maple Trees By A Stream»

Утагава Хиросигэ

Утагава Хиросигэ «Courtesans Entertaining»

Мимолетные соприкасание кисти и холста, ощущение внезапности и чувственная цветовая гамма — характеристики, которые сопровождают каждое произведение Клода Моне. Обладатель одной из самых больших коллекций японских гравюр «плывущего мира» добавляет в каждую свою работу нечто особенное, а именно гармонию. Преломляя свет, играя с контрастными оттенками, он будто бы приглашает зрителя поучаствовать во внутреннем диалоге.

Клод Моне

Клод Моне «Девушка в лодке»

Клод Моне

Клод Моне «Пруд с кувшинками»

Чем-то совершенно личным стало это обоюдное чувство любви к Японии и для современников Клода — Эдуарда Мане и Пьера Ренуара. В их красках запечатлены беззаботная лёгкость и счастливые моменты. Избегая резкости и манипулируя искусством подтекста, вполне себе европейским героям они присуждают восточные черты лица, наделяя их традиционно японской пластичностью и утонченностью.

Эдуард Мане

Эдуард Мане «Мальчик с цветами»

Пьер Ренуар

Пьер Ренуар «Девушка с чёрном собакой»

«Japanese’s Love to Imprisionism» открывает нового Гогена и Ван Гога. Первозданная красота природы, её непостоянство, эфемерность и быстротечность взволновала воображение художников. Полотна Гогена — это пейзажные аллегории. Нежные тона граничат с контрастами, обволакивающие краски соединяют природу и человека в единое целое. Потрясённый характерной для укиё-э динамичностью композиции, художник экспериментирует с более насыщенным, смелым, декоративными оттенками. Именно в этот период рождается то, что потом станут называть «цветом Гогена».

Поль Гоген

Поль Гоген «Маленькие бретонки у моря»

Ван Гог

Винсент Ван Гог «Портрет папаши Танги»

«Такетори моногатари», историей вечной любви, стала для Ван Гога Япония. Знакомство с этой страной как для художника, так и для его последователей, стало встречей Востока и Запада. Вдохновленный живописной Европой, он был изумлён японскому искусству вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. Изучая японские гравюры и созерцая природу, Ван Гог приобрёл черту, ставшую лейтмотивом его творчества. Умение видеть значительность мелочей жизни, от обеспокоенного взгляда его гейши, спрятанного за мишурой костюма и причёски, до вежливого поклона восходящему солнцу. «Собиратели хвороста идут по снегу», впервые показаная в Европе, воплощение работы художника в плоскости. Не скучная, покрытая множеством штрихов и чёрточек, задающая самостоятельное движение. За ней хочется наблюдать. Впоследствии, все картины постимпрессиониста будто бы следуют японской философии незавершенности. Ценно каждое мгновение — а не результат.

Ван Гог

Винсент Ван Гог «Собиратели хвороста идут по снегу»

«Учить других всегда почетно, учиться у других — никогда не зазорно», — гласит распространённое выражение. Итогом знакомства старой Европы и Японии стало возникновения арт-феномена «Asia-inspired», который существует уже больше века и давно вышел за пределы этой маленькой страны. С момента арт-салона в Париже, где впервые прошла совместная выставка японского импрессиониста Торадзиро Кодзима, француза Эдмона Амана-Жана, и «Гейши» (Ойран) Ван Гога на обложке Paris Illustrated, Азия становится одним из самых сильных источников вдохновения для современного искусства и дизайна.

Торадзиро Кодзима

Торадзиро Кодзима «Morning glory»

Эдмон Аман-Жан

Эдмон Аман-Жан «Портрет японской женщины» (Mrs. Kuroki)

Ван Гог

Винсент Ван Гог «Гейша»

Кутюрье как современные художники, чуткие ко всему иному,  непрерывно обращаются к бесконечному наследию Востока. В 1953 году начинается дружба бренда Christian Dior и Японии. Очарованный каллиграфией, звуками сямисэна и изящностью кимоно, дизайнер изучает работы импрессионистов и впервые показывают свою коллекцию в Токио. Спустя 6 лет Митико Сёда становится женой императора Акихито в подвенечном платье от Кристиана Диора. Продолжает уже практически кровную связь Раф Симонс. Недавно покинувший модный дом, креативный директор смешивает утончённость востока с практичностью. Коллекция Pre-Fall 2015 снова возвращается в родные стены японской столицы.

Dior

christian dior

Карл Лагерфельд открывает для себя противоречивый Шанхай и футуристический Сеул, Ив Сен Лоран черпает вдохновение для постановок своих подиумных спектаклей из работ Ван Гога и Сезана. Идеолог философии Savage Beauty Ли Александр Маккуин интерпретирует костюм маньчжурской династии эпохи Цин, сочетание конфликта и гармонии, разделение и единства. Ряд качеств, который был так близок мятежной душе дизайнера. Возвращает на подиум китайский традиционный костюм в 2004 году в рамках своей работы на модный дом Yves Saint Laurent и Том Форд.

Япония

yves-saint-laurent

Маккуин

Музей Метрополитен в 2015 году выбрал одну из самых таинственных тем — «Шёпот Китая: сказки Востока в кино, искусстве, моде». В начале ноября 2015 загадочный Дрис Ван Нотен представил костюмы для  японской оперы Hagoromo, диалога между бедным рыбаком и падшим ангелом на сцене Бруклинской музыкальной академии. От модного наследия до тренда.

Музей Метрополитен

Азия не перестаёт удивлять, размывая границы между существующим и воображаемым, увлекая своей красотой и спонтанностью.

Автор статьи: Лида Ветчинова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии