Еще со школьных времен мы привыкаем воспринимать биографии великих личностей как нечто скучное, утомительное и переполненное никому ненужными датами (как в анекдоте – «переписываешь биографию писателя в тетрадку, и думаешь только «скорей бы он уже умер»»). К счастью, если речь заходит о художественных автобиографиях, не имеющих ничего общего со статьями на Википедии, пересказ настоящей, а не выдуманной человеческой жизни может превратиться в поистине захватывающее произведение. В этой подборке собраны лучшие из подобных историй: самые увлекательные, трогательные и честные, рассказанные от первого лица.

Агата Кристи, «Автобиография»

Для того, чтобы стать легендой, Кристи было бы достаточно ее работ детективного жанра. Однако, неутомимая англичанка всю жизнь путешествовала, писала пьесы, помогала второму мужу в его археологических экспедициях, в какой-то момент серьезно увлеклась тем, что в наше время назвали бы «дизайном интерьеров» и «работой с недвижимостью» — она покупала абсолютно непригодные для жизни постройки, превращала их в привлекательные для покупателей дома и квартиры и перепродавала. Свою историю, легко и с юмором рассказанную, она успела самостоятельно записать. Издана же ее «Автобиография» была уже посмертно, и стала хитом среди произведений этого жанра, одинаково интересным как истинным поклонникам мисс Марпл и месье Эркюля, так и просто любителям хороших книг.

агата кристи

Ричард Фейнман, Ральф Лейтон, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

Сборник автобиографических рассказов из жизни американского физика Ричарда Фейнмана был настолько успешен, что друг Фейнмана, редактор и составитель сборника Ричард Лейтон позже выпустил продолжение под названием «Не все ли равно, что думают другие?». Книги повествуют о жизни ученого, который был одним из создателей квантовой электродинамики и получил за это Нобелевскую премию. Обо всех периодах его учебы и работы мы узнаем из забавных историй, рассказанных самим Фейнманом Лейтону и записанных последним на диктофон. Стоит сказать, что кроме своей профессиональной деятельности, Ричард занимался еще сотней увлекательных вещей: взламывал сейфы, играл на бонго, интересовался психологией и активно выражал свою социальную позицию. Да и о физике умел говорить интересно – именно ему принадлежит легендарная цитата: «Если вы считаете себя ученым, но не можете объяснить пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь, то вы шарлатан».

Фейнман Лейтон

Джон Кракауэр, «Навстречу дикой природе»

Книга Кракауэра, известного писателя, журналиста и альпиниста, посвящена жизни Кристофера Маккэндлесса. В 2007 году, благодаря одноименному фильму Шона Пенна, о поступке Кристофера — не важно, назовем мы его подвигом или безумием, — узнал весь мир. Маккэндлесс, погибший в 1992 году, был предтечей современных дауншифтеров и нормкоршиков: после окончания университета он отдал все свои оставшиеся деньги на благотворительность и отправился путешествовать по миру без копейки в кармане. Больше всего его привлекали не популярные в наше время страны Азии, с их экзотикой и дешевизной, а «белые пятна» Земли, которых на современной карте осталось не так уж много. Книга рассказывает о его последнем путешествии – на Аляску, где он решил провести несколько месяцев, самостоятельно добывая себе пропитание. Кристофер не взял с собой даже карты и компаса, что, как считают многие исследователи, в итоге стоило ему жизни: будучи неопытным охотником и не умея толково ориентироваться на местности, через три месяца одиночества он умер от истощения и отравления ядовитыми семенами. Кракауэр долгие годы изучает жизнь и путешествия Маккэндлэсса, находит новые детали и высказывает предположения о том, как все было – поскольку по дневнику Кристофера можно составить лишь очень расплывчатую картину событий. Поэтому книга не автобиографична, и даже биографична лишь в определенной мере, но не потому, что автор лжет, а потому, что узнать правду у единственного очевидца мы уже никогда не сможем. В любом случае, «На встречу дикой природе» остается одной из самых захватывающих историй о борьбе с культурой потребления, пороками нашего общества и удивительной силе духа юного «революционера».

кристофер маккэндлес

Эли Визель, «Ночь», «Рассвет», «День»

Автобиографическая трилогия Эли Визеля, еврея родом из Германии, повествует о его детстве, жизни в концлагере, освобождении. Речь идет не столько об освобождении физическом, сколько о пути к освобождению духовному, позволившему писателю осмыслить и передать детям не только опыт боли и тьмы, но также опыт прощения. Самой известной из трех является первая книга – короткая 100-страничная «Ночь» о мальчике Эли, который выжил в Освенциме и Бухенвальде, на глазах у которого погиб его отец, не доживший двух недель до падения нацистского режима. Ему пришлось столкнуться с настоящей «ночью человечества», в которой нет семейных уз, чести, преданности, а остается лишь вездесущая и сугубо индивидуальная смерть, и, вместе с ней, — дикая, животная борьба за жизнь. Роман нобелевского лауреата входит в список главных произведений, запечатлевших Холокост еврейского народа, и обязателен к прочтению каждому в наше неспокойное время – как вечное клеймо национальной ненависти и войны, и искренняя проповедь мира и надежды.

честных автобиографий

Майя Энджелоу, «Я знаю, от чего поет птица в клетке»

Майя написала автобиографическую повесть о своем детстве (жизнеописание героини останавливается на возрасте 16 лет), когда ей уже было 40. К тому времени Энджелоу успела стать именитой писательницей, журналистом, гражданской активисткой, сценаристом и певицей. Благодаря этому история Майи звучит еще более жизнеутверждающе: ведь, читая ее, ты знаешь, что маленькая чернокожая девочка, живущая в Арканзасе в первой половине ХХ века, вытерпит всю боль и станет исключительной личностью. Писательнице пришлось нелегко, и, тем не менее, книга не производит впечатление «спекулятивной»: автор не стесняется и не кричит, а просто честно и беспристрастно описывает события, случаи физического и сексуального насилия, дискриминации и убийств, свидетельницей и участником которых она была. После, в попытке всесторонне осветить проблемы афроамериканского населения того периода, она напишет еще 6 биографических книг, однако «Я знаю, от чего поет птица в клетке» до сих пор остается наиболее известной ее работой.

честных автобиографий

Автор статьи: Александра Даруга

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии